3
Кадровый потенциал как фактор развития экономики
Кукшин Алексей Витальевич, ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Иванова Алла Николаевна, преподаватель экономических дисциплин
Аннотация.Основой развития экономического потенциала государства являются высококвалифицированные трудовые ресурсы. Лозунг, который был популярен в Советском Союзе: «Кадры решают все!», как никогда актуален в современных условиях. Сложную технику и технологию невозможно ни создать, ни освоить, даже имея огромные финансовые ресурсы. Формирование и развитие кадрового потенциала связано с долгосрочными вложениями, которые осуществляются на уровне государства, предпринимательского сектора, каждого отдельного специалиста. Наличиеединой цели у всех участников рынка труда позволит достичь максимального экономического эффекта от вложений в человеческие ресурсы.
Ключевые слова:кадровый потенциал, инвестиции в человеческие ресурсы, высококвалифицированные трудовые ресурсы, рынок труда.
Актуальность.Современная экономика ДНР далека от идеального состояния. Вместе с тем, сравнение ситуации в начале 2017 года с той, что была ещё 2 года назад, вселяет уверенность в наличии значительного потенциаларазвитияРеспублики, которая имеет все шансы стать признанным и процветающим государством. Для достижения этой цели необходима консолидация всех имеющихся ресурсов, которые следует направить не только на интенсивное послевоенное восстановление, но и на реализацию общей сверхзадачи - превращения разрушенной войной территории в современное процветающее государство. В этом контексте особое значение имеет кадровый потенциал государства -способность кадров решать текущие и перспективные задачи.
Профессиональная квалификация, компетентность кадров и их высокая гражданская ответственность определяют возможности укрепления государства, масштабы и темпы социального прогресса и экономического развития страны.
Степень научной исследованности проблемы:Теория человеческого капитала отражена в работах Т. Шульца, Г. Беккера, Д. Минцера, М.М. Критского,Т.М. Орлова, А.И. Добрынина, С.А. Дятлова.
Способность работника к труду в аспекте «человек для экономики» рассматривается теорией трудовых ресурсов описанной С.Г. Струмилиным, T.C. Бляхманом, Н.А. Гореловым, А.Э. Котляром, Г.А. Пруденским.
Однако,структурные сдвиги в экономике постоянно выдвигают новые требования к количественному и качественному формату трудовых ресурсов.
Объектисследования: кадровый потенциал государства в условиях развивающегося общественного производства.
Предметом исследования являются организационно-экономические, институциональные формы реализации экономических отношений по поводу формирования и развития трудовых ресурсов в системе становления экономики государства.
Рабочая гипотеза: необходимость капиталовложений в формирование и развитие кадрового потенциала государства с целью достижения максимального экономического эффекта.
Используемые методы.Основу исследования составили экономические законы, методы анализа и прикладные экономико-статистические методы, что позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Описание собственного вклада в разработку темы.Довоенный человеческий потенциал Донбасса был одним из крупнейших на постсоветском пространстве. В СССР Донбасс называли «кузницей кадров». Мощная промышленность, высокая плотность населения, густая сеть школ, техникумов, институтов и университетов делала Донецкую область крупнейшим интеллектуальным центром, где можно было найти специалистов любого профиля и квалификации.
Однако, в результате военного конфликта произошла трансформации структуры трудовых ресурсов, последствия которых видныневооруженным глазом.
Общее сокращение трудового потенциала ДНР оценивается в пределах 30-40%. Сегодня в Республике 1,32 млн. экономически активного населения, что составляет 65% от довоенного показателя по всей области[4].
Восстановление кадрового потенциала связано со значительными вложениями капитала.
Инвестиции в человеческий капитал могут быть прямыми и сопряженными. К прямым следует отнести расходы на образование и профессиональную подготовку, а к сопряженным – затраты на медицинское обслуживание и уход за детьми, на их воспитание, иными словами связанных с воспроизводством материальных носителей человеческого капитала. Прямые вложения в человеческий капитал увеличивают его объем, сопряженные – продлевают срок его «эксплуатации», улучшают условия его функционирования, повышают отдачу, сокращая заболеваемость и смертность [1. с.14].
Инвестиции в кадровый потенциал осуществляются на различных уровнях. В первую очередь, на уровне государства.
Цели финансовых вложений в развитие кадрового потенциала страны состоят в формировании профессионально-трудоспособных граждан, конкурентоспособных на современном рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Ее приоритетной задачей является своевременное воспроизводство кадрового потенциала, выявление и целевая поддержка перспективных кадров, наиболее одаренной и талантливой молодежи [2].
Успешное решение задач формирования и развития кадрового потенциала, обеспечение адекватности его структуры тенденциям социально-экономического развития страны основывается на следующих необходимых условиях:
- анализ и прогнозирование перспектив развития науки, техники, технологии, рынков труда, а также тенденции профессионализации сфер труда;
- обеспечение законности при реализации государственной политики занятости профессионально-трудоспособных граждан;
- предоставление достойных материальных и социальных гарантий, обеспечивающих высокий уровень жизни граждан, занятых в профессиональных видах деятельности[3].
На уровне отдельно функционирующего предприятия инвестиционная деятельность связана с разработкой программы обучения персонала, повышения его квалификации, переподготовки. И здесь очень важна непрерывность процесса, что обусловлено следующими факторами:
- внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей;
- для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.
Ценность хорошего специалиста высока. К сожалению, во многих государственных организациях и на предприятиях, а также в частной сфере, бережное отношение к своим работникам еще не стало нормой управленческой жизни. Зачастую нет программ развития персонала, продуманных систем мотивации, работоспособных схем поиска и оценки работников.Стремление снизить издержки заставляет руководителей предприятий экономить и, к сожалению, в первую очередь, это сказывается на качестве персонала.
Третий уровень вложений в кадровый потенциал: уровень конкретного
специалиста, а именно, его желание постоянно совершенствовать свои знания и умения, в соответствии со стремительно развивающимся процессом научно-технической революции. Здесь инвестиции носят не только финансовый характер, но и временной, поскольку приходится перераспределять свое свободное время. Однако, это перераспределение должно быть обосновано, мотивировано, как со стороны государства (стандарты оплаты труда), так и со стороны каждого отдельного предприятия.
Основные результаты и выводы.Таким образом, максимальный результат при формировании кадрового потенциала достигается при условии наличия единой цели у всех участников рынка труда, которые заинтересованы в положительном экономическом эффекте от долгосрочных вложений в человеческий ресурс.
При наличии четкой программы действий, в первую очередь, со стороны государства, при поддержке предпринимательского сектора и готовности каждого отдельного специалиста работать не только на удовлетворение своих собственных потребностей, но и на благо общества, возможно не только достижение былого уровня развития страны, но и его превышение его показателей.
Информационные источники:
-
| Зимина В.А., Пастухова, Л.Ш.Совершенствование политики по развитию кадрового потенциала органов государственной власти: монография - Самара: АНО. «Издательство СНЦ РАН», 2015. 116 с. с.14. |
-
| Коноплёва Г.И., Борщенко А.С. Понятие кадрового потенциала и стратегия его развития // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2014 №2 (81). – 86 - 88 с. |
-
| Вечер Л. С.. Государственная кадровая политика и государственная служба. /«Издательство “Высшая школа”, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rumvi.com/products/ebook/государственная-кад-ровая-политика-и-государственная-служба/2a27a31a-3f0c-4f41-925b-10d03cdbb8d2/preview/preview.html. |
-
| Деловой Донбасс.Потенциал экономики ДНР.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://delovoydonbass.ru/news/economy/potentsial_ekonomiki_dnr/ |