СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кадетский компонент в рабочей программе по литературе для 5 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдержка из рабочей программы по литературе для 5 класса. (Программа В.Я. Коровиной)

Просмотр содержимого документа
«Кадетский компонент в рабочей программе по литературе для 5 класса.»

(Выдержка из рабочей программы для 5 класса по литературе. Учитель Чемакина М.В. 2018 – 2019 учебный год)


духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание


Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование раздела

Кадетский компонент

1

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Работа с понятием «жизненные ценности» Ответ на вопрос: «Какую роль играет чтение в моей жизни?»


Осознание  участниками собственных жизненных ценностей; повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.

2

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Работа с понятием «нравственные ценности».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. Веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей . Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.



Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Тема любви к родине и защите отечества:

С родимой земли - умри не сходи.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.



Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Работа с понятием «патриотизм» Примеры из жизни.

Народные сказки как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

Роль сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль



«Царевна-лягушка»

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Работа с понятием «подвиг». Примеры из жизни.

«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности , призвания , усилия и победы . - Она учит его мужеству и верности ; - она учит созерцать человеческую судьбу , сложность мира .
В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость» (И.А. Ильина)

Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

  • ввести термины: герой, героический, бдительный создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Система образов сказки. Образ главного героя.

  • развивать речь учащихся; воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;

  • воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.



«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Ключевые слова: военная служба, армия, образ солдата,

Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека.


3

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

Теория литературы. Летопись.

 Взгляды на патриотизм в летописях.


«Повесть временных лет»



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

Автор показывает, как любовь к Родине способна стать спасительным кругом для целого народа. В предании возносятся такие черты как патриотизм, храбрость и находчивость. Идея патриотизма является общей для всей «Повести временных лет». 

4

Из русской литературы XVIII века



Михаил Васильевич Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру…»

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Работа с понятием «гражданин»

Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на "величайшую степень величества, могущества и славы". 


5

Из литературы XIX века



Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Работа с понятием «Отечественная культура»


Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о баснописце.



«Ворона и Лисица»

«Свинья под дубом»

Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

Работа со словами «похвала» –« лесть».

Детям следует рассказывать о похвале. Она позволяет трезво оценивать собственные поступки и решения. Встреча же с лестью затуманивает неокрепший ум и провоцирует его мнить себя выше других. Похвала делает человека лучше, придаёт умеренной веры в собственные силы, укрепляет связь с окружением. Крылов же показывает, как испорченная натура легко поддаётся провокационным заявлениям, которые потенциально всегда хочет слышать горделивая ворона. Правильно воспитанная личность имеет меньше шансов встретиться с грубой и лживой лестью.



«Волк на псарне»

Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

 воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.


Василий Андреевич Жуковский

Краткий рассказ о поэте.



«Спящая царевна»

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.



«Кубок»

Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Работа со словами «Благородство», «жестокость». Герои баллады.



Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Определение слова «дружба»

Дружба и товарищество у Пушкина (лицейские годы),

понятие кадетского братства


«Няне»

Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.



«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Работа со словом «нравственность». (создание сопоставительной таблицы «Добро – зло»)

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.


Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.


Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители»

Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Работа с понятием «ответственность». Мини –сочинение.

А. Погорельский поднимает проблему ответственности за других. Чернушка защищает друга, ведь в ответе за него, а мальчику тоже нужно думать о своем проводнике, раз уж он согласился идти с ним. ороль и жители подземелья показывают, насколько важна благодарность. Мальчик узнает, что бескорыстные добрые поступки способны открывать сердца людей.

После наблюдения за «новым Алешей» понимаешь, что нельзя идти наперекор своей совести. Нужно вовремя прогонять свою гордыню, пока она не начнет прогонять друзей, как это случилось с Алешей. 


Всеволод Михайлович Гаршин

«Attalea Princeps»

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Героическое и обыденное в сказке.


Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бородино»

Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Работа с понятиями Смелость, Трусость,Патриотизм. беседа, основанная на личном жизненном опыте учащихся

актуализировать роль российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года, роль рядового солдата в истории; отрывок из песни «Вставайте, люди русские…»С.С.Прокофьева.

 Главная тема стихотворения – тема защиты Родины от захватчиков, но, кроме того, поэт в этом стихотворении размышляет и о судьбах и роли своего поколения.

патриотических чувств на Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора  о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».


Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе.



«Заколдованное место»

Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.



«Вечера на хуторе близ Диканьки»



Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о поэте.



«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы)

Поэтический образ русской женщины.



«Крестьянские дети»

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

 Роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.



Иван Сергеевич Тургенев

«Муму»

Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Работа спонятием «нравственные качества личности».

продолжить воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главного героя рассказа. сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

(письменный ответ на проблемный вопрос)


Афанасий Афанасьевич Фет

«Чудная картина»

Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Работа с понятиями «Родина», «природа». Составление интеллект-карты.


Лев Николаевич Толстой

«Кавказский пленник»

Краткий рассказ о писателе.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

 Работа со словами «дружба», «товарищеский долг», «стойкость»

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

мини- сочинение на тему «Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам».


Антон Павлович Чехов

«Хирургия»

Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.



Поэты XIX века о Родине и родной природе

Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

  1. Образ родины в творчестве русских поэтов.

  2. Значение термина «родина».



Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды»

А.Н. Плещеев «Весна»



И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)



А.Н. Майков «Ласточки»

И.З. Суриков «Зима»(отрывок)


6

Из литературы XX века

Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Иван Алексеевич Бунин

«Косцы»

Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.




Владимир Галактионович Короленко

«В дурном обществе»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

  1. Продолжить работу обучающихся с понятием «нравственность», «нравственный человек». Создание схем-образов.

  2. развивать навыки анализа литературного произведения;

  3. воспитывать нравственные качества у обучающихся: доброту, милосердие, сострадание.

Ответ на вопрос: какими качествами должен обладать нравственный человек?

Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.

высказывания о милосердии и сострадании



Сергей Александрович Есенин

«Я покинул родимый дом…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

«С добрым утром!»

Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Работа с понятием «Родина» Ответ на вопрос: «С чего начинается Родина?»

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины.


Павел Петрович Бажов

«Медной горы Хозяйка»

Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

На материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.- Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой. Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, держится государство, крепнет мощь русской земли.



Константин Георгиевич Паустовский.

Краткий рассказ о писателе.

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.



«Теплый хлеб»

Работа с понятиями «добро», «взаимовыручка». Составление кластера.

Благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой 



«Заячьи лапы»

Работа со словом «сострадание». Примеры из жизни.

нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)


Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев»

Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка



Андрей Платонович Платонов

«Никита»

Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Проблема добра и зла. Дискуссия по вопросу: каким быть?

Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.

А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).

Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).



Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро»

Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Работа со словом «характер». Характер - основа нашего поведения

Речь и поступок как способы создания характера.

Черты характера главного героя:

Заботливость.Рассудительность.Самообладание.Сообразительность. Смекалка. Находчивость. Воля. Мужество. Выносливость. Приобретенные навыки и умения. Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов: Умение оценить знания и наблюдения рыбаков


Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нём с поразительной стойкостью и самоотверженностью.


К.М. Симонов

«Майор привез мальчишку на лафете»

Сообщение на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».


А.Т. Твардовский

«Рассказ танкиста»

знакомство с жизнью и подвигами земляков.


Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.

  1. Образ родины в творчестве русских поэтов.

  2. Значение термина «родина». Мини –сочинение «Моя Родина»



И.Бунин

«Помню долгий зимний вечер…»



А. Прокофьев

«Аленушка»

Д.Кедрин

«Аленушка»



Н. Рубцов

«Родная деревня»

Дон-Аминадо

«Города и годы»



Писатели улыбаются



Саша Черный

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

«Кавказский пленник»



«Игорь-Робинзон»



Юлий Черсанович Ким

«Рыба – кит»

Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.


7

Из зарубежной литературы



Роберт Льюис Стивенсон

«Вересковый мед»

Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Работа с понятиями «подвиг», «герой».

Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.



Даниэль Дефо

«Робинзон Крузо»

Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Основные понятия: мужество, стойкость, воля, целеустремленность, оптимизм, способность преодолевать препятствия и добиваться всего своим трудом, трудолюбие, ум, смекалка, вера в себя, предприимчивость, энергия, практичность. Примеры из жизни.


Ханс Кристиан Андерсен

«Снежная королева»

Краткий рассказ о писателе.

«Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Работа с понятием «Сила воли».

воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства;


Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.



Джек Лондон

«Сказание о Кише»

Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Работа с понятием «взросление». Проблемный вопрос: «Какого человека можно считать взрослым?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы