СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качество образования как показатель результативности образовательной деятельности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество образования как  показатель результативности  образовательной  деятельности

Просмотр содержимого документа
«Качество образования как показатель результативности образовательной деятельности»

 Качество образования как показатель результативности образовательной деятельности

Качество образования как показатель результативности образовательной деятельности

Основные направления модернизации образования Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании  ДОСТУПНОСТЬ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Основные направления

модернизации образования

Обеспечение условий для удовлетворения

потребностей граждан, общества и рынка

труда в качественном образовании

ДОСТУПНОСТЬ

ПОВЫШЕНИЕ

КАЧЕСТВА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

УПРАВЛЕНИЯ

Качество образования востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Качество образования

востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Качество знаний Определяется:  фундаментальностью   глубиной   востребованностью в работе после окончания обучения.

Качество знаний

Определяется:

  • фундаментальностью
  • глубиной

  • востребованностью в работе после окончания обучения.
«КАЧЕСТВО» - это…?  Качество образования = качество обучения.   Качество образования  есть качество обучения и всего воспитания.   Качество образования  есть степень развитости личности Качество образования  понимается  как количество выпускников, поступивших в вузы. Качество образования  понимается  как  готовность выпускника к жизни : готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье. 

«КАЧЕСТВО» - это…?

  • Качество образования = качество обучения. 
  • Качество образования есть качество обучения и всего воспитания. 
  • Качество образования есть степень развитости личности
  • Качество образования понимается как количество выпускников, поступивших в вузы.
  • Качество образования понимается как готовность выпускника к жизни : готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье. 

В толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее определение понятия качество:  «1. КАЧЕСТВО – это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо»  Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. КАЧЕСТВО – совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не иным. Качество обусловливает способность объектов (товаров, услуг, работ) удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям; определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

В толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее определение понятия качество:

«1. КАЧЕСТВО – это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность;

2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо»

Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков;

Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

КАЧЕСТВО – совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не иным. Качество обусловливает способность объектов (товаров, услуг, работ) удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям; определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.  К.о. прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту.  (Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004).

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных

участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

К.о. прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту.

(Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004).

 Почему нет однозначного понимания качества образования? Образование – результат  Образование – процесс  Образование - средство  Образование - система

Почему нет однозначного понимания качества образования?

Образование – результат

Образование – процесс

Образование - средство

Образование - система

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень  соответствия  реальных достигаемых  результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

  • это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ как средство повышения качества образования «… Конечным образовательным результатом общего образования является мобильная, разносторонне развитая личность , способная адаптироваться в современном жизненном пространстве. Личность может быть охарактеризована следующими качествами: направленностью, познавательными, трудовыми, эстетическими качествами, коммуникативностью и физической подготовкой. Развитие личности – главная задача образования, которая реализуется средствами учебных предметов, каждый из которых в той или иной степени направлен на развитие определенных качеств личности.  Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов…»  Из концепции 2-го поколения стандартов

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ как средство повышения качества образования

«… Конечным образовательным результатом общего образования является мобильная, разносторонне развитая личность , способная адаптироваться в современном жизненном пространстве.

Личность может быть охарактеризована следующими качествами: направленностью, познавательными, трудовыми, эстетическими качествами, коммуникативностью и физической подготовкой. Развитие личности – главная задача образования, которая реализуется средствами учебных предметов, каждый из которых в той или иной степени направлен на развитие определенных качеств личности.

Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов…»

Из концепции 2-го поколения стандартов

Какими могут быть новые образовательные результаты? Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений

Какими могут быть новые образовательные результаты?

  • Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
  • формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений
Какими могут быть новые образовательные результаты? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК

Какими могут быть новые образовательные результаты?

  • Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
  • развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК
Какими могут быть новые образовательные результаты? В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала

Какими могут быть новые образовательные результаты?

  • В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела
  • выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала
Какими могут быть новые образовательные результаты? Жизнь не похожа на учебные задачи. Каждая жизненная проблема новая. Чему надо научить детей? формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов

Какими могут быть новые образовательные результаты?

  • Жизнь не похожа на учебные задачи. Каждая жизненная проблема новая. Чему надо научить детей?
  • формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов
Какими могут быть новые образовательные результаты? В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя. развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации

Какими могут быть новые образовательные результаты?

  • В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя.
  • развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации
Какими могут быть новые образовательные результаты? Большое дело не сделать в одиночку. формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение

Какими могут быть новые образовательные результаты?

  • Большое дело не сделать в одиночку.
  • формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение
2. Оценка качества образования

2. Оценка качества образования

Уровни оценки качества образования  Международный Международные исследования в области качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, CIVIC, LES, SITES и др., а также международные предметные олимпиады) Эти исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить более эффективные пути достижения целей

Уровни оценки качества образования

  • Международный

Международные исследования в области качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, CIVIC, LES, SITES и др., а также международные предметные олимпиады)

Эти исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить более эффективные пути достижения целей

Уровни оценки качества образования  Федеральный (ЕГЭ, мониторинговые исследования) Цели: Получение регулярной информации о качестве образовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников

Уровни оценки качества образования

  • Федеральный

(ЕГЭ, мониторинговые исследования)

Цели:

  • Получение регулярной информации о качестве образовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана
  • Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России
  • Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников
Уровни оценки качества образования  Региональный (Региональные программы мониторинга, в т.ч. аттестационные процедуры)  Цели: Получение наглядного представления об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования; Выстраивание рейтинга школ по ступеням образования и предметным областям; Уточнение представления об уровне образования в негосударственных ОУ; Выявление особенностей обучения в ОУ разных типов и совокупности школ Сопоставление оценки учителей и полученных результатов независимой экспертизы

Уровни оценки качества образования

  • Региональный

(Региональные программы мониторинга, в т.ч. аттестационные процедуры)

Цели:

  • Получение наглядного представления об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования;
  • Выстраивание рейтинга школ по ступеням образования и предметным областям;
  • Уточнение представления об уровне образования в негосударственных ОУ;
  • Выявление особенностей обучения в ОУ разных типов и совокупности школ
  • Сопоставление оценки учителей и полученных результатов независимой экспертизы
Уровни оценки качества образования Локальный (внутришкольный) Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы:  Состояние здоровья детей;  Уровень воспитанности учащихся;  Качество образования в целом; по предметам; по учителям;  Участие родителей в делах ОУ;  Мнение родителей, учащихся о работе ОУ, качестве образования;  Эффективность управленческой деятельности и методической работы Значительно реже отслеживаются: уровень мотивации учащихся, изучение и выполнение социальных заказов, уровень профессиональной компетентности учителей, качество преподавания учебных дисциплин

Уровни оценки качества образования

  • Локальный (внутришкольный)

Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы:

  • Состояние здоровья детей;
  • Уровень воспитанности учащихся;
  • Качество образования в целом; по предметам; по учителям;
  • Участие родителей в делах ОУ;
  • Мнение родителей, учащихся о работе ОУ, качестве образования;
  • Эффективность управленческой деятельности и методической работы

Значительно реже отслеживаются: уровень мотивации учащихся, изучение и выполнение социальных заказов, уровень профессиональной компетентности учителей, качество преподавания учебных дисциплин

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ОСОКО) это совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и выявление факторов, влияющих на образовательные достижения

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ОСОКО)

  • это совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и выявление факторов, влияющих на образовательные достижения

 НАПРАВЛЕНИЯ ОСОКО Аттестация и диагностика Федеральный мониторинг Международные мониторинговые исследования Общее образование Профессиональное образование Старшая школа (10-11 классы) ссузы вузы НПО Основная школа (5-9 классы) Начальная школа (1-4 классы)

НАПРАВЛЕНИЯ ОСОКО

Аттестация и

диагностика

Федеральный

мониторинг

Международные

мониторинговые

исследования

Общее образование

Профессиональное

образование

Старшая школа

(10-11 классы)

ссузы

вузы

НПО

Основная школа

(5-9 классы)

Начальная школа

(1-4 классы)

Объекты оценки:   1. Учебные и внеучебные достижения обучающихся  2. Деятельность педагогических и управленческих кадров  3. Образовательные программы  4. Деятельность образовательных учреждений  5. Муниципальные системы образования  6. Региональная система образования

Объекты оценки:

1. Учебные и внеучебные достижения обучающихся

2. Деятельность педагогических и управленческих кадров

3. Образовательные программы

4. Деятельность образовательных учреждений

5. Муниципальные системы образования

6. Региональная система образования

Объекты качества образования Критерии и показатели оценки качества образования Образовательные результаты учащихся Качество образовательных результатов Условия достижения образовательных результатов Цена достижения образовательных результатов

Объекты качества образования

Критерии и показатели оценки качества образования

Образовательные результаты учащихся

Качество образовательных результатов

Условия достижения образовательных результатов

Цена достижения образовательных результатов

Соответствие ожиданиям, потребностям личности, общества, государства Цели образования мера реализации потенциальных возможностей личности  Качество образования Качество условий Качество нормативно-правовой базы Качество кадрового потенциала Качество научно-методической работы Качество материально-технической базы Стимулирование педагогического труда Психологический климат в ОУ Качество управления  Качество результата Уровень обученности Уровень владения творческой деятельностью Уровень воспитанности Уровень психического, интеллектуального, социального развития Уровень социальной адаптации и социальной защищенности Состояние здоровья  Сформированность ключевых компетенций Качество УВП Качество содержания образования Качество преподавания Качество учения Управление качеством образования

Соответствие ожиданиям, потребностям

личности, общества, государства

Цели образования

мера реализации

потенциальных

возможностей личности

Качество образования

Качество условий

  • Качество нормативно-правовой базы
  • Качество кадрового потенциала
  • Качество научно-методической работы
  • Качество материально-технической базы
  • Стимулирование педагогического труда
  • Психологический климат в ОУ
  • Качество управления

Качество результата

  • Уровень обученности
  • Уровень владения творческой деятельностью
  • Уровень воспитанности
  • Уровень психического, интеллектуального, социального развития
  • Уровень социальной адаптации и социальной защищенности
  • Состояние здоровья
  • Сформированность ключевых компетенций

Качество УВП

  • Качество содержания образования
  • Качество преподавания
  • Качество учения

Управление качеством образования

3. Мониторинг в системе управления качеством образования

3. Мониторинг в системе управления качеством образования

Что такое мониторинг?  Мониторинг – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения

Что такое мониторинг?

Мониторинг – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями

Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения

Мониторинг в образовании Мониторинг качества образования  это система сбора, обработки, хранения и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений Образовательный мониторинг система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития

Мониторинг в образовании

  • Мониторинг качества образования

это система сбора, обработки, хранения и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений

  • Образовательный мониторинг

система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития

Зачем школе нужен мониторинг? Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение эффективности образовательной системы (систем), реализуемой (ых) в конкретном ОУ

Зачем школе нужен мониторинг?

Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение эффективности образовательной системы (систем), реализуемой (ых) в конкретном ОУ

Чем мониторинг отличается от внутришкольного контроля ? Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения. Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля. Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений

Чем мониторинг отличается от внутришкольного контроля ?

Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения.

Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля.

Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений

Основные недостатки реализации мониторинга в школах  России Выбор объектов мониторинга ПРОИЗВОЛЕН; Используется НЕ вся информация, НЕ отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения; НЕ устанавливаются четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер); Часто НЕ ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации; Информация собирается, но НЕ анализируется

Основные недостатки реализации мониторинга в школах России

  • Выбор объектов мониторинга ПРОИЗВОЛЕН;
  • Используется НЕ вся информация, НЕ отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения;
  • НЕ устанавливаются четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер);
  • Часто НЕ ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации;
  • Информация собирается, но НЕ анализируется
Объекты педагогического мониторинга    -школа;  -учитель;  -ученик;  -администрация.

Объекты педагогического мониторинга -школа; -учитель; -ученик; -администрация.

Цели педагогического мониторинга : -сохранение и стабилизация образовательной системы;  -развитие, совершенствование образовательной системы.

Цели педагогического мониторинга :

  • -сохранение и стабилизация образовательной системы;
  • -развитие, совершенствование образовательной системы.
Задачи педагогического мониторинга: -получение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе; -совершенствование организации образовательной деятельности; -стимулирование творческого профессионального роста учителей; -анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы; -создание единого информационного пространства в образовательном учреждении.

Задачи педагогического мониторинга:

  • -получение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе;
  • -совершенствование организации образовательной деятельности;
  • -стимулирование творческого профессионального роста учителей;
  • -анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы;
  • -создание единого информационного пространства в образовательном учреждении.
Принципы -целостность; -системность; -оперативность; -соответствие целей мониторинга средствам его организации; -научность; -открытость и доступность результатов;

Принципы

  • -целостность;
  • -системность;
  • -оперативность;
  • -соответствие целей мониторинга средствам его организации;
  • -научность;
  • -открытость и доступность результатов;
Этапы педагогического мониторинга: 1.Нормативно-установочный;  2.Деятельностно-технологический; 3.Итогово-аналитический.

Этапы педагогического мониторинга:

1.Нормативно-установочный;

2.Деятельностно-технологический;

3.Итогово-аналитический.

Типология мониторинговых исследований. Организация:  -входной мониторинг;  -текущий;  -итоговый мониторинг;  -пролонгированный. Содержание:  -мониторинг обученности учащихся; -социологический мониторинг; -мониторинг здоровья; -психологический мониторинг

Типология мониторинговых исследований.

Организация:

-входной мониторинг;

-текущий;

-итоговый мониторинг;

-пролонгированный.

Содержание:

-мониторинг обученности учащихся;

-социологический мониторинг;

-мониторинг здоровья;

-психологический мониторинг

 Процесс запоминания:   10 % - если прочитал 20 % - если слушаешь 30 % - если смотришь 50 % - если смотришь и слушаешь 75 % - если сам действуешь 85 % - если обсуждаешь то, что узнал 95 % - если учишь другого

Процесс запоминания:

  • 10 % - если прочитал
  • 20 % - если слушаешь
  • 30 % - если смотришь
  • 50 % - если смотришь и слушаешь
  • 75 % - если сам действуешь
  • 85 % - если обсуждаешь то, что узнал
  • 95 % - если учишь другого

 ЭОР http://school-collection.edu.ru  http://class-fizika.narod.ru  https://phys-oge.sdamgia.ru  http://college.ru/  http://physik.ucoz.ru http://www.schooltests.ru

ЭОР

  • http://school-collection.edu.ru
  • http://class-fizika.narod.ru
  • https://phys-oge.sdamgia.ru
  • http://college.ru/
  • http://physik.ucoz.ru
  • http://www.schooltests.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!