Качество образования. Оценка качества образования
Подготовил:
Студент кафедры
Технологии и предпринимательства
Заброцкий Сергей Александрович
1. Понятие качества образования.
- Качество обучения – совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.
- Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.
Показатели качества образования
Качество– это непосредственный результат учебного процесса, зависящий от следующих факторов:
- уровень квалификации преподавательского состава,
- учебно-методический процесс,
- состояние материально-технической базы,
- интеллектуальный потенциала учащихся как объекта образовательного процесса учебного заведения.
Основные показатели эффективности деятельности школы:
- Уровень обученности учащихся;
- Готовность их к продолжению образования;
- Уровень воспитанности учащихся;
- Состояние здоровья детей;
- Уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
- Уровень выполнения стандартов образования.
Контроль
Функции контроля за качеством знаний
Корректировка учеником своих знаний и умений
Образовательная функция
Развитие систематичности и ответственности за свои знания и умения
Развивающая функция
Выработка чувства ответственности, стремления добиваться лучших результатов.
Воспитательная функция
Примеры причин снижения качества образования
- слабый контроль за посещаемостью (как со стороны родителей, и со стороны школы);
- пропуски занятий (как по болезни, так и без уважительных причин);
- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
- невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
- преобладание пассивных форм обучения ребят над активными;
- потеря связи с родительской общественностью.
Критерии урока, влияющие на повышение качества
- Вовремя начатый урок,
- организация пространства класса,
- чёткая организация этапов урока,
- взаимодействие между учителем и обучающимися,
- реакция учителя на те или иные поступки обучающихся,
- подбор учебного материала и способы его подачи,
- использование современных методик и технологий обучения,
- использование наглядности и ТСО
В процессе управления качеством образования важно учитывать следующие группы факторов развития личности:
- Генетические факторы.
- Социально-экономические факторы
- Психолого-педагогические факторы
- Личностно-деятельностные факторы
Органы, осуществляющие контроль за оценкой качества образования в Российской Федерации
- Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (Рособрнадзор)
- Министерство просвещения Российской Федерации
Модели оценки качества образования
ВСОКО
Внутренняя система оценки качества образования.
ВСОКО
- ВСОКО — совокупность оценочных и диагностических процедур, которые на концептуально-методологической основе позволяют дать оценку деятельности образовательной организации и достижений обучающихся.
- При проведении ВСОКО дают внешнюю и внутреннюю оценку качества образования.
Строение локального акта по ВСОКО
- перечень объектов и характеризующих их показателей;
- методы, средства и инструментарии сбора данных по каждому показателю;
- порядок функционирования ВСОКО;
- перечень исполнителей из состава должностных лиц образовательного учреждения;
- перечень адресатов, которым будет представлена информация для принятия управленческих решений;
- регламент (программа, график) проведения ВСОКО на текущий учебный год;
- аналитические материалы с учетом программы ВСОКО.
Функции процедур ВСОКО
- планируют каждому ученику дать объективную независимую оценку по всем предметам за два-три учебных года
- синхронизируют диагностику в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя по проведению контрольных и их срокам
- чтобы избежать перегрузки для учащихся
- проверяют наличие результатов оценки качества по подготовке школьников для успешного прохождения аттестации и самоконтроля по объективности оценивания знаний
- анализируют журналы, в которых зарегистрировано количество обращений родителей или законных представителей учащихся.
Ожидаемые результаты ВСОКО в школе
1) Качество образования учащихся удовлетворяет социальным запросам;
2) Система образования для всех участников образовательного процесса прозрачная и открытая.
Цель ВСОКО
Получение и распространение сведений о результатах образовательной деятельности, о степени соответствия программы ФГОС, о тенденциях улучшения качества общего и дополнительного образования.
Функции ВСОКО
- Обеспечение качества образования, удовлетворение потребности в его получении со стороны всех субъектов образования;
- Сбор информацию о системе образования, обработка и систематизация ее, обеспечение хранения, анализ перспектив развития образования на основе этих сведений , получение диагностических данных по прогнозу развития школы;
- Информационное обеспечение управленческих решений.
НОКО
Независимая оценка качества образования
НОКО
Независимый анализ процесса обучения в государственных и других ОО, работающих за счет финансирования из федерального бюджета, осуществляется с целью предоставления сведений об эффективности реализации общеобразовательных программ заинтересованным лицам (участникам учебных отношений и др.).
Функции НОКО НОКО помогает:
- Оценить степень освоения школьниками учебной программы по ФГОС;
- Проанализировать динамику развития учащихся;
- Определить главные направления работы педагогов, направленные на совершенствование учебного процесса.
Оценочные процедуры выполняются согласно следующим критериям:
- прозрачность и доступность сведений о школьных учреждениях;
- вежливость, корректное поведение и доброжелательность педагогических сотрудников;
- удовлетворенность уровнем организации процесса обучения;
- комфортность обучения в школе;
- доступность образовательных ресурсов для детей-инвалидов.
Независимая оценка уровня качества учебы осуществляется с применением следующих источников:
- Сведения, находящиеся в открытом доступе в интернете и других информационно-коммуникационных сетях.
- Результаты мониторинга образовательной системы.
- Официальная статистическая информация о системе образования регионального уровня.
- Данные независимых соцопросов и экспертных опросов, рейтингов, голосований в интернете, «горячих линий», анкетирования педагогов, учащихся и других участников процесса обучения, «телефонов доверия», а также сведения, опубликованные в СМИ.
Порядок проведения процедуры
- Определение оценочных методов и инструментов.
- Составление инструкций и методических пособий.
- Сбор, обработка, анализ, обобщение и интерпретация собранных сведений через специально созданные для этого базы данных и ПО.
- Тестирование разработанных инструментов НОКО.
- Формирование отчетности с рекомендательной информацией для коллектива педагогов, учащихся и их родителей, администрации ОУ, органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц.
Тест
1) Что такое качество образования?
- 1. Определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
- 2. Совокупность обучающих программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой.
- 3. Это совокупность учебно-методической документации, определяющей в соответствии со стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности, нормативные сроки обучения.
2) Чему должны соответствовать показатели качества образования?
- 1. Только федеральным стандартам.
- 2. Федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность.
- 3. Только потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность.
3) Что такое мониторинг качества образования?
- 1. Краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
- 2. Вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
- 3. Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности.
4) Что включает в себя оценка качества образования Образовательной организации?
- 1. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.
- 2. Только оценку качества образовательных достижений обучающихся.
- 3. Только оценку качества образовательного процесса.
5) Что является основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения?
- 1. Образовательная программа.
- 2. Технологическая карта урока.
- 3. Технологическая карта мониторинга.
6) Что такое аттестация педагогических работников ?
- 1. Защита портфолио преподавателем.
- 2. Это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.
- 3. Сдача итогового тестирования на курсах повышения квалификации.
7) Какие две согласованные между собой системы оценок включает в себя Система оценки качества образования?
- 1. Внешнюю и внутреннюю системы оценок.
- 2. Независимую оценку и оценку Рособрнадзора.
- 3. Мониторинг качества образования и результаты ЕГЭ, ОГЭ.
8) Что такое педагогический контроль?
- 1. Комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
- 2. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
- 3. Это система научно-обоснованной проверки результатов образования учащихся. В более узком смысле контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков.
9) Каковы функции Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки?
- 1. Призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Рособрнадзора, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Рособрнадзора.
- 2. Призван выявлять и сравнивать изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
- 3. Осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, а также степени использования профессиональных навыков в различных ситуациях.
Домашнее задание