СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кабинетное пространство как наглядное средство обучения истории учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: знакомство с наглядными средствами обучения через организацию прострвнства тематического кабинета.

Одна из задач: обозначить общую концепцию кабинета истории 

Просмотр содержимого документа
«Кабинетное пространство как наглядное средство обучения истории учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Тема мастер-класса: Кабинетное пространство как наглядное средство обучения истории учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цель:

Знакомство с наглядными средствами обучения истории через организацию пространства тематического кабинета.


Задачи:

  1. Доказать необходимость наглядных средств обучения истории;

  2. Обозначить общую концепцию тематического кабинета;

  3. Применить на практике возможности обучающей предметной среды кабинета.




Ход мастер-класса



История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (М. Сааведра).



Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современного человека и оказывает положительное влияние на развитие личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится, конечно, ИСТОРИЯ.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

Исторические знания в современной общей и коррекционной педагогике имеют не только общеобразовательное, воспитательное, общекультурное, духовно-нравственное, коррекционно-развивающее, но и общественно-политическое значение и смысл, ибо являются непременным фундаментом реальных представлений о современной действительности, о должном месте гражданина в обстоятельствах и событиях современности.

Однако, проблема заключается в том, что при изучении далекого прошлого дети как правило или часто имеют дело с абстрактными для них объектами и явлениями, которые не только нельзя потрогать, но невозможно даже увидеть. Мы не были свидетелями далеких от нас событий, как бы этого ни хотелось. Нельзя поплавать на корабле под командой Петра I, побывать в яростной битве с рыцарями-крестоносцами или побеседовать с Пушкиным. Даже рассказ очевидца событий покажется нам не полным… Следовательно, вся картинка исторического события или явления сложиться для наших детей не сможет.

В этой ситуации уместно обратиться к одному из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения в целом и обучения истории в частности, - принципу наглядности. «Золотым правилом» дидактики называл его Я.А. Каменский. Согласно этому правилу, необходимым условием обучения является использование всех органов чувств человека. Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушением интеллекта, так как мышление умственно отсталого учащегося требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Применение наглядности в школе для детей с умственной отсталостью является наиболее действенным способом обучения.

Правильное использование принципа наглядности в обучении является одной из предпосылок сознательного усвоения исторических знаний, в связи со спецификой развития у умственно отсталых детей исторических представлений. Наглядность помогает воспроизводить образы исторических объектов, иллюстрирует исторические явления, служит основой для формирования исторических представлений и понятий. Поскольку история изучает прошлое, что предполагает словесное описание событий и явлений, исключающее возможность проведения непосредственного наблюдения, опыта или эксперимента, учебно-наглядные пособия создают условия для непосредственного восприятия конкретных образов, отраженных в них.

Наглядные пособия облегчают усвоение знаний и содействуют развитию мышления и речи учащихся. Наглядность применяется на всех этапах процесса обучения: и при изложении новых знаний, и при их закреплении, и при проверке их усвоения учащимися, потому что в условиях коррекционной школы урок истории без них немыслим.

Оптимальный эффект применения наглядности достигается при ее обязательной и правильно организованной связи со словом. Устные методы обучения (рассказ учителя, беседа) должны быть органически связаны с демонстрацией наглядных пособий, взаимно дополняющих и уточняющих друг друга.

Эффективным средством развития исторических представлений могут быть оригинальные, дошедшие до нашего времени предметы, памятники (осколки) культуры и истории – окаменелости, фрагменты керамики, предметы русского быта и прочее.

Первая группа наглядных средств – изобразительная наглядность.

Изобразительная наглядность представлена различными рисунками, фотографиями, учебными картинами.

Орудия труда различных эпох, внешний облик людей, их жилище, оружие – все это описывается с помощью показа изображений этих предметов (на таблицах, картинах, рисунках в учебном пособии). Очевидно, что сколько бы учитель ни говорил о бороне - суковатке или гончарном круге, умственно отсталые обучающиеся не будут представлять себе эти орудия труда, пока не увидят их изображение на картине или рисунке в учебнике.

Среди средств изобразительной наглядности в работе на уроке истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное представление об историческом явлении, событии, герое.

При обучении учащихся, имеющих психофизические недостатки, наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествование, описанием, рассказом, беседой).

Вторая группа наглядных средств – схематический рисунок.

К ним относятся: схема сражения, схема политического устройства, экономических связей и т.д.

Все схемы, представленные в учебнике, разбираются на уроке, другие готовятся заранее на плакатах или воссоздаются мелом на доске.

Учащимся специальной (коррекционной) школы более доступен такой вид наглядности, как рисунок на доске, возникающий по мере изложения учителем нового материала, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала.

В конце урока, закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя.

Рисование на доске является одним из методов коррекции, т.к. привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность и интерес к истории.

Третья группа наглядных средств обучения – технические средства (ТСО).

ТСО усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование в специальной школе необходимо.

К этой группе относятся презентации, кинофильмы, мультфильмы, звукозаписи, а также средства, с помощью которой можно их демонстрировать.

Из всех ТСО наиболее эффективными являются видеозаписи. Живое изображение событий, показ исторического события в динамике и присущем ему драматизме. При закреплении темы проводится беседа с опорой на просмотренный фильм.

И наконец, четвертая группа наглядных средств обучения – предметная наглядность.

  • музейные экспонаты;

  • макеты;

  • модели.

Она имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие предметов и объектов, подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов.

Не последнюю роль в реализации принципа наглядности и развитии качества образования играет конкретная образовательная среда, т.е. – учебный кабинет. Его наличие - одно из важнейших условий, способствующих как повышению качества исторического образования, формированию культуры личности обучающихся, так и предоставлению оптимальных условий обучающимся для получения необходимого объема знаний, с учетом специфики общеобразовательного учреждения и соответствия требованиям образовательного стандарта по истории. Наличие специализированного кабинета истории в школе дает возможность организовать образовательный процесс, учитывая психолого-возрастные особенности обучающихся, разносторонний спектр их интересов, необходимость индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.

И такой кабинет был создан совместными усилиями учащихся, учителя истории и педагогов трудового обучения. Был проведен качественный ремонт помещения – потолка, стен и напольного покрытия. И с нового учебного года встал в строй новый тематический кабинет истории, который призван помогать восприятию учащихся исторического материала, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности, повышать интерес к предмету.

И не стоит забывать о ещё одном важном назначении кабинета истории как обучающего пространства - это патриотическое воспитание учащихся, где воспитание у юных граждан любви к Родине, к родному городу через изучение ее героической истории – главная задача.

Значимость школьного кабинета истории очевидна и во внеурочной работе с учащимися. Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. В данном случае речь идет о внеурочной работе в форме факультативов в двух направлениях – историческом краеведении «Мой край» и русской народной культуры – «Наследие», где занятия с учащимися ведутся с 2009 года.

Исходя из выше сказанного и применяя свой опыт работы в этих направлениях, выстроилась определенная схема кабинета, где присутствуют элементы зонирования учебного пространства. Уютно разместился уголок русской избы, с печкой и элементами крестьянского быта. Постепенно собрался целый музей! Многие «экспонаты» сделаны руками самих учащихся и учителей трудового обучения. Какие-то предметы найдены на территории нашей области в многочисленных поездках. Некоторые подарены, собраны из родных старых деревенских домов, как уже пережитки прошлого.

Безусловно, чувство гордости вызывает особое место, посвященное Сталинградской битве – «Стены-руины». Помощь в сборе этих экспонатов нашей школе оказал в своё время музей Панорама «Сталинградская битва». Это место обретает особую важность в свете особого внимания правительства и министерства образования к вопросам патриотического воспитания молодёжи и приближающегося 80-тилетия Сталинградской победы.

Таким образом, правильно организованная система урочной и внеурочной деятельности по истории в кабинете истории представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание полноценной личности. И здесь немаловажную роль играет такое оформление кабинетного пространства, где приятно учиться и работать, где интересно просто проводить время, где взгляд может «зацепиться» за интересный предмет и вызовет отклик в виде вопроса «А что это?», «А это зачем?». Захочется подойти к карте, взять книгу, подержать, потрогать незнакомые предметы. И возможно, вдруг искрой вспыхнет интерес, который вызовет уже знакомые вопросы «Кто?», «Где?», «Почему?». А из искры, как известно, возгорится пламя.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!