Сказочные великаны Рабле
(первый урок по роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»)
Оборудование:
Учебники «В мире литературы.6 класс» под редакцией А.Г.Кутузова; выставка разных изданий книги Рабле; аудиозапись «О том, как Гаргантюа победил короля Пикрохола» из серии «Литературная классика для детей»; на доске портрет Рабле, иллюстрации, выполненные учащимися, кроссворд, заготовки для создания памятников.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы с вами переносимся во Францию 16 века. Славился своими ярмарками французский городок Лион. На перекрёстке путей с севера на юг и с запада на восток встречались купец из Италии и продавец из Голландии, насмешливый бургундец и медлительный нормандец, заносчивый аристократ и дерзкий подмастерье, хитрый монах и легковерная прихожанка, бродячий артист и мастер - ремесленник. Весной 1530 года на Лионской ярмарке среди прочих товаров продавалась весёлая книга с картинками об «огромном великане Гаргантюа», жившем во времена легендарного короля Артура среди волшебников «гогов и магогов».
На лионскую ярмарку хаживал и лионский врач метр Франсуа Рабле, известный нам с вами как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», поражающего своей жизнерадостностью, попыткой постичь «весёлую относительность бытия».
Между тем собственный путь художника не был простым, безоблачным, ему довелось многое узнать и испытать.
- Что же сегодня нам известно о Рабле?
- Что за книга «Гаргантюа и Пантагрюэль» и как она создавалась?/ Для подготовки выступлений учащиеся могут воспользоваться материалами учебника – стр.196-197, статьёй «Уроки Рабле» из книги для учащихся З.И.Кирнозе «Страницы французской классики».-М.: Просвещение,1992./
Учитель: Унылому читателю покажется, что автор его дурачит. Читатель весёлый поймёт, что ему предлагают вместе посмеяться. Но с самого начала писатель стремится не только развлекать.
Давайте обратимся к авторскому посвящению и посмотрим, на какое чтение настраивает нас Рабле. (учебник – стр.199)
- С чем сравнивается содержание романа? ( с капелькой мозга… )
- Как мы должны читать произведение? Что же нас ждёт? (смешные россказни, в которых скрыт глубокий смысл)
Учитель: Прежде чем обращаться к конкретным главам романа и размышлять над определёнными вопросами, хотелось бы проверить, насколько вы внимательны были при чтении – предлагаю вам небольшой кроссворд. /сетка кроссворда - в Приложении/
По горизонтали:
1- Король – завоеватель. (Пикроколь)
2- Учитель-гуманист, воспитатель Гаргантюа. (Понократ)
3- Король – великан – отец Гаргантюа. (Грангузье)
4- Что было в бочках, которые Гаргантюа бросил в лицо вурдалаку. (Соль)
5- Место, где , по приказанию Гаргантюа, была построена обитель . (Телем)
6- Имя монаха, для которого построена Телемская обитель. (Жан)
7- Имя сына Гаргантюа. (Пантагрюэль)
По вертикали:
1- Что стало яблоком раздора в войне с Пикроколем. (Пироги)
8- Учитель, который 5 лет и 3 месяца учил Гаргантюа азбуке. (Олоферн)
9- Герой первой книги романа. (Гаргантюа)
10- Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». (Рабле)
Учитель: Три поколения великанов – Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэль – связаны в книге узами родства. Дед, отец и сын очень похожи друг на друга, прежде всего необыкновенными размерами тела.
-Как был сшит костюм Гаргантюа? (стр.201)
-Роман изобилует сценами пиршеств. Еда у Рабле всегда праздник, всегда «пир на весь мир». При этом у Рабле не бывает неаппетитной еды. Что, как и в каких количествах едят герои ? (стр.214,232)
-Но великаны Рабле превосходят обычных людей не только объёмами желудка. Их отличают спокойная мудрость и широта знаний. Вспомним, чем занимался и как жил маленький Гаргантюа?(стр.202-203)
- Почему Грангузье решил найти для сына учителя? (стр.206)
- Как и чему учил Гаргантюа Тубал Олоферн? (стр.206)
- Почему же Гаргантюа поглупел? ( Грангузье пытается дать сыну традиционное богословское образование, которое отупляет ребёнка, убивает активность : тут и вялый, сонный образ жизни, и обжорство, и скучные церковные обряды, и ,главное, тупая, бессмысленная зубрёжка)
-Этому противопоставлен идеал новой гуманистической педагогики, воплощённый в системе второго воспитателя Гаргантюа – Понократа. Как воспитывает Понократ Гаргантюа? (стр.214-216)
- С каким именем, упоминаемым во вступлении, созвучно его имя, случайно ли это?
-Без сомнения Рабле одним из первых в Европе излагал в книге научную систему воспитания, она легла в основу педагогики не только последующих веков, но и современной педагогики. Давайте попробуем сформулировать основные положения педагогики Понократа…
*Одновременное развитие интеллекта и тела (умственное и физическое развитие – разностороннее).
*Сочетание различных наук, перемежаемых здоровым отдыхом.
*Важна связь теории с практикой, использование собственного наблюдения и опыта учащегося.
*Главное требование - не терять зря ни минуты времени.
Учитель: Воспитанный таким образом Гаргантюа становится добрым и разумным правителем и обучает в этом же духе своего сына. Из второй книги романа мы узнаём, что и Пантагрюэль , поехавший для пополнения знаний в Париж, «занимался весьма прилежно и отлично успевал».
Примечательно во второй книге письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю – где излагается своеобразная гуманистическая программа эпохи Возрождения. Послушайте, к чему призывает, что восхваляет Гаргантюа. (зачитываются выдержки из письма- глава8 книга 2; итог размышлений учащихся : призывает - изучать науки, а восхваляет - расцвет культуры).
Учитель: В романе затрагиваются самые разнообразные темы. Предлагаю послушать отрывок из романа в исполнении известных артистов московских театров. Вспомните, о чём идёт речь? (ребята слушают фрагменты из глав 33 ,34 книги 1 – в учебнике это гл.7-9)
- Каким поводом воспользовался Пикроколь, нападая на Грангузье? (ссорой пекарей и пастухов из-за лепёшек)
- Какими представляются короли – участники войны? (Пикроколь хочет захватить весь мир, он агрессивен и бесчестен: забирает присланный выкуп, но продолжает войну , его воины изображаются настоящими разбойниками и грабителями. Грангузье же хочет решить дело миром , пытается избежать войны, но нападение врага встречает сокрушительным отпором)
- Как вы думаете, почему Пикроколь проиграл войну?
-Как относится автор к войне? (Рабле выступает против войны, показывая её противоестественность, жестокость, бессмысленность. Пикроколь, желавший завоевать мир, показан разбитым, поверженным, всё потерявшим из-за своей глупости. Грангузье считает, что нужно умело управлять своими землями, а не разбойничать на чужих. «Не те времена нынче , чтобы, подражая древним народам, завоёвывать целые государства».)
Учитель: Создавая свой роман, Рабле осознавал, что созданный им идеал короля – всего лишь мечта, что вокруг гораздо больше монархов, одержимых манией величия, чем великих по - настоящему. И хотят они не мира, а войны. И тема войны проходит сквозь все пять томов. Лики её разнообразны, но неизменно злы и уродливы.
Короли Пикроколь и Анарх, военачальники и генералы – Улепёт, Фанфарон, Вурдалак, глупое войско из Диких колбас, всевозможные разбойники и грабители представляют собой ядовитую сатиру на одну из страшных бед человечества…
-В одной из глав рассказывается о том, как Гаргантюа и брат Жан поставили на берегу два замечательных памятника. Чему они посвящены? Почему их два? (стр.248-249)
*Ученикам даётся задание /это может быть групповая или индивидуальная работа, выполняемая на доске / : создать макеты памятников из предложенных рисунков-заготовок
( уши трёх зайцев , крыло куропатки, скляночка с уксусом, коробочка с солью, старый дырявый котёл, оловянная кружка; боевое седло, панцирь, стремя, кольчуга, секира, меч, железные перчатки) и дополнить надписи к этим памятникам…
…Здесь отличились четыре (храбрых) рыцаря, вооружённые не только мечами, но и (смекалкой). Все ( короли), герцоги, мужики и (солдаты), берите с них (пример) и помните, что( разум) человека сильнее его( кулака)…
…На этом самом месте четыре (бездельника), весело усевшись на землю,
(пировали) целые сутки. При этом лёг костьми господин (заяц) - его загнали и (зажарили) в уксусе и с солью. Все короли, (герцоги), мужики и (солдаты), помните, что в жаркое время кушать зайца без уксуса очень ( вредно).
Учитель: Обратимся к финалу первой книги, где обрисован идеал счастливого общества, каким мыслил его Рабле.
-Для кого построена обитель? (для монаха брата Жана)
-Похож ли он на обычных монахов?
-Обитель похожа на обычный монастырь?(стр.256-258 ; обитель задумана как проти-воположность обычным монастырям , их аскетическому укладу, это мечта Рабле о чудесном и гармоничном мире)
-Слово «телем» (греч.) – свободное желание. Какова главная заповедь Обители? (Делай, что хочешь)
- Кто и как живёт в обители? (стр.257-258)
*Чтение фрагментов из главы 54 книги 1 «Надпись на главных вратах Телемской обители».
- Что означает надпись на воротах Телема?
- Для чего изображает Рабле это утопическое аббатство?
- Как вы воспринимаете это устройство общества (что есть в нашем обществе, что приемлемо, что нет)?
Итог размышлений: «Делай, что хочешь» - первое условие устава Телема – означало, что каждый должен выбирать себе дело по вкусу и трудиться для общества блага. И это не мешает всем жить в мире и согласии.
Описание обители, красота зданий, роскошь, культура быта, великолепная библиотека с книгами на шести языках – всё это должно подчеркнуть полноту жизни, всестороннее удовлетворение потребностей человека.
Домашнее задание:
Приготовить рассказ о подвигах Гаргантюа.
Обсудить дома с родителями последний вопрос урока.