СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«К СВОИМ ИСТОКАМ ПРИКОСНИСЬ» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ 6 КЛАСС ( по произведению И.С. Костыри «Донецкие Курганы»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа – разработка урока литературы родного края для учащихся 6 класса. Проводить представленный урок целесообразно после изучения тем « Фольклор» и «Древнерусская литература». Чтение и анализ произведения И.С.Костыри «Донецкие курганы» способствуют воспитанию чувства гордости за свою родину и позволяют систематизировать имеющиеся знания об изученных жанрах фольклора и древнерусской литературы, формировать вдумчивого, внимательного к деталям читателя.

  Разработка урока включает в себя технологическую карту урока, конспект, презентацию, путеводитель по слайдам презентации и раздаточный материал (текст рассказа с пронумерованными предложениями). 

Просмотр содержимого документа
««К СВОИМ ИСТОКАМ ПРИКОСНИСЬ» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ 6 КЛАСС ( по произведению И.С. Костыри «Донецкие Курганы»)»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ, 6 КЛАСС

Ф. И. О. учителя Семченко Татьяна Станиславовна

Тема урока. И. С. Костыря. Терриконный край. Донецкие курганы.

Тип урока: по содержанию - урок восприятия художественного произведения (по классификации Н.И.Кудряшова);

по основной дидактической цели - комбинированный урок: урок ознакомления с новым материалом + урок закрепления и повторения знаний + урок выработки и закрепления умений и навыков;

по форме организации взаимодействия – урок-практикум.

Цели урока:

образовательная: сформировать первичное представление о личности и творчестве И. С. Костыри, сделать выводы о своеобразии использования жанра легенды в его творчестве.

развивающая: способствовать развитию умений анализировать текст художественного произведения, выразительно читать его.

воспитательная: способствовать формированию любви к родному краю, патриотизма, уважения к людям-труженикам, бережного отношения к слову.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

- знать средства выразительности; уметь определять тему и основную мысль произведения; уметь выразительно читать художественное произведение, уметь работать с текстом.

Метапредметные результаты:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД);

- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД);

- уметь адекватно оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной форме; умение продумать и наметить пути восполнения проблемных зон выполняемой деятельности (рефлексивные УУД).

Личностные результаты:

- осознавать себя неотъемлемой частью своей родины; уважать людей, живущих на родной земле; стремиться знать историю, культуру своей малой родины.

Методы обучения: репродуктивный, метод творческого чтения, частично-поисковый.

Методические  приемы: слово учителя, сообщение учащегося, выразительное чтение учителя, чтение с остановками, беседа учителя с учащимися, наблюдения над текстом художественного произведения с элементами анализа, устное словесное рисование, «микрофон».

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер,  презентация, раздаточный материал  для наблюдения над текстом художественного произведения.

Межпредметные связи: русский язык, история.

Предваряющее урок домашнее задание: повторить определения изученных жанров фольклора и древнерусской литературы (сказка, миф, предание); найти в словарях литературоведческих терминов и выписать в тетрадь по литературе определение легенды.


План урока

  1. Организационный момент. Введение в тему урока. (4 мин)

  2. Постановка цели и задач урока. (2 мин)

  3. Первичное восприятие текста. (12 минут)

  4. Актуализация знаний по теории литературы. (7 мин)

  5. Работа с текстом произведения. (15 мин)

  6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

  7. Домашнее задание. (2 мин.)



Конспект урока

  1. Организационный момент. Введение в тему урока. (4 мин)

Работа ведется с опорой на 1, 2 слайд.

К 1 слайду. Вступительное слово учителя, знакомство с эпиграфом: Сегодняшний урок я неслучайно начну со слов академика Российской академии наук, величайшего знатока русской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва. « Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной».

- А что значит – знать свою родную страну, свою родину?

Ко 2 слайду. – Вот перед вами фотография Ивана Сергеевича Костыри. Кто-нибудь знаком с его книгами?

Слово учителя о писателе Иване Сергеевиче Костыре: Иван Сергеевич родился в Днепропетровской области, а писать начал в Киеве, учась в мединституте. Но главные свои произведения создал на донецкой земле. Восемь лет он проработал в Горловке врачом - сначала педиатром, потом детским психиатром. Наконец, с головой ушёл в творчество. Он подарил нам «Сказку о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались». И, конечно, - «Думы о Донбассе», где причудливо переплелись легенды, шахтёрские сказы, были, реальные факты. Родившийся на Днепропетровщине, поживший в Москве, больше всего он любил Донбасс — край, где жил и творил. В ветреном, кряжистом, промышленном регионе Костыря находил своеобразное очарование.

  1. Постановка цели и задач урока. (2 мин)

К слайду № 3. Именно Костыря был инициатором письма в Национальную академию наук Украины Борису Патону с просьбой поспособствовать присвоению одной из звезд имени Донбасс. Это послание переадресовали в крымскую обсерваторию астрофизику Николаю Черных. И тот пошел навстречу, назвав именем нашего региона малую планету № 19916, открытую им в 1976 году. Давайте и мы, вчитываясь и вдумываясь в произведение Ивана Сергеевича Костыри «Донецкие курганы», сделаем первые шаги на пути настоящего открытия планеты № 19916, именуемой планета «Донбасс».

- А вы хорошо знаете свой край, свою планету Донбасс?

К слайду № 4. Сегодня мы постараемся на уроке прочитать, осмыслить содержание рассказа Ивана Сергеевича Костыри «Донецкие Курганы» из цикла «Терриконный край» так, чтобы знакомство с этим произведением стало началом вашего пути узнавания родной земли. И я искренне надеюсь, что вас на этом пути ждет масса интересных открытий и находок.

  1. Первичное восприятие текста. (12 минут)

Слайды 5-15. Учитель выразительно читает текст, используя прием «чтение с остановками».

Донецкие курганы.

(1)Эту легенду рассказывала школярам учительница истории.
(2) А я записал её.

(3)По древней земле веками разгуливал Ветер Времени.

(4)И вот однажды наткнулся он в Донецком крае на высокие Курганы.

Как вы думаете, что почувствовал и как повёл себя Ветер, когда увидел Курганы?

(5)И оторопел: давным-давно разбойно ходил он по тому краю, выкорчёвывал и хоронил в губительных болотах здешние леса, начисто слизал Донецкие горы и, уходя, оставил после себя опустошённую равнинную землю – Дикое поле.

(6)Откуда они взялись, эти острые Курганы, на его пути?

(7)Оторопелость вмиг сменилась гневом, и Ветер задул с такой силой, что вся трава вокруг полегла, как скошенная. (8)Ветер добежал до молчаливых Курганов и заходил по ним головокружительными вихрями, как бы пытаясь пробурить их насквозь чёрными вихревыми свёрлами и разрушить.

Навредил ли Курганам Ветер? Удалось ему их разрушить?

(9)Но Курганы знай себе стоят.

(10)Задыхаясь в бессилии, Ветер надменно заговорил:

Эй, откуда вы такие взялись? (11)Я развею вас, как развеял когда-то здешние горы!

(12)И послышался ответный голос, глухой и глубокий, точно сама земля отвечала Ветру:

- Ветрогон, ты смешон в своём безумстве и упрямстве. (13)Память у тебя, видно, одряхлела и ты уже забываешься. О чём, по-вашему, забыл Ветер? (14)Мы ведь и есть те горы, которые разрушил ты: мы из того же песчаника и графита, из того же сланца и кремния… (15)Ты повалил нас, чтобы навеки захоронить от людей окаменевших солнечных братьев.. (16)Но мудрый человек нашёл их, и мы отдали ему этот горячий камень.

А что это за горячий камень?

(17)Нас же человек тоже вывел из подземелья и дал нам новое имя (Какое?) – Терриконы.

(18)Ветер вздыбился, поднимая деревья, и вновь опустился к подножию Курганов, раздираемый лютой ненавистью.
(19)- Те горы, я помню, были красивы: по их склонам сбегали звенящие ручьи и скатывались зелёные лесные волны, а на вершинах ютились белёсые тучки. (20)Вы же – серы и невзрачны!
(21)И опять глубокий голос ответил с гордой печалью:
- Ты нас, ветрогон, погубил. (22)Но присмотрись:

Что же можно увидеть, если внимательно присмотреться к терриконам?

по нашим склонам струится солнечный свет и, как утренняя роса, сверкают капли человеческого пота, ибо нелёгким был путь человека к горючему камню… (23)И на вершинах наших по-прежнему ютятся белые тучки – они приплывают оттуда, где, слышишь, проносятся стремительно дымные поезда с добытым горючим камнем.(24) Придёт время,

И что же произойдёт с Терриконами?

− и человек украсит нас: по нашим склонам залопочут сады и запрыгают ручьи-фонтаны.

(25)Ветер Времени, негодуя на человека, дерзнувшего идти против его силы и воли, загудел насмешливо:
- Наивные, человек выставил вас, убогих, на смех и позор. (26)Я видел в ближних степях казацкие могилы – приземистые, заросшие курганы. (27)Перед ними прохожие снимали шапки.

(28)- А перед нами весь мир преклонён, - незамедлительно ответили Терриконы. − Потому что мы стоим как памятники живым и мёртвым добытчикам подземного солнца.

(29)Ветер злобно ходил вокруг Курганов, ощупывал на прочность каждую глыбу.

(30)− Вы лежите пустой, никому не нужной породой, - захохотал он, едва не ослепнув от нахлынувшей на него зноем удушливой люти, - а я видел, как на зыбучем песке вырастали до неба Египетские пирамиды, сотворённые из вечного камня. (31)То – красота! (32)То – диво!

(33)Терриконы сдержано, сурово возражали:

− Но те пирамиды стоят на прахе рабов, замученных по воле фараона.

(34)− А вы на чём стоите? – перебил дерзко Ветер.

А что бы вы ответили Ветру, если бы были на месте Курганов?

(35)Однако голос, доходивший из свежих и забытых степных шурфов, был невозмутимый и сильный:
− С тех пор, как мы стоим на земле, как мы отдали человеку подземные клады горючего камня, люди стали богаче и веселее. (36)Слышишь, смеются дети? (37)Они рождены в тепле, которое дал людям горючий камень. (38)Видишь, мигающими звёздочками в небе летят, опережая звук, самолёты? (39)Они сделаны из стали, закипевшей на пламени горючего камня. (40)Знаешь ли ты, ветер Времени, что океанские льды, которыми ты хотел покрыть земной шар, дробятся на мелкие осколки могучими ледоколами? (41)Ими тоже движет подземное солнце, которое ты хотел навеки скрыть от человека.

Как вам кажется, каким образом отреагирует на эти слова Ветер Времени?

(42)Перемётываясь через шахтёрские города, Ветер бросался от террикона к террикону вихревыми столбами по сухой, растресканной степи, и степь гудела под ним.

(43)И уже ни к кому не обращаясь, Ветер Времени простонал в слепом бешенстве:

− Мне ничего не стоит снести всё на этой земле и сделать этот край ровным и пустынным, каким я оставил его когда-то. (44)Я выпустил из Везувия смертный огонь, - и он покрыл Помпею чёрным пеплом.

Продолжат ли спор с ветром Курганы? Найдётся кто-нибудь, кто поддержит Курганы в этом споре?

(45)И тут земля, на которой стояли Терриконы, заклокотала властно и вздохнула:

− Безумец, ты бессилен перед человеком! (46)Вместо старой Помпеи он построил новую, полную морских брызг и солнца. (47)Ты лишь напрасно истратишь силы.

С кем, по-вашему, будет сравнивать земля Ветер Времени?

(48)А человек будет жить и творить свои бессмертные дела. (49)Все силы, которые таятся во мне, я отдам ему, разумному и сильному.

Смирился ли Ветер с могуществом человека?

(50) Ветер снова ринулся на Донецкие курганы, срывая с них космы пыли и закрывая этими седыми космами полуденное небо.

(51)Ветер и по сей день бродит по Донецкой степи, бешеный и слепой. (52)То уляжется ясным весенним днём в глухой балке, то выскочит оттуда среди промозглой осенней ночи и понесётся по городам и посёлкам с тоскливой жаждой разрушить всё начисто; то обнесёт по садам первый цвет или последние листья, а то нагонит, набьёт улицы плотным туманом или чёрные тучи надвинет и вдруг обрушится студёным ливнем со снегом, пытаясь подмыть кипящими потоками молчаливые Курганы.

А как ведут себя Курганы? Как вы думаете, почему?

(53)Но Курганы, сотворённые человеком, недвижно стоят на каменистой Донецкой земле и высоко держат острыми своими вершинами лазурный купол неба над древним краем.

  1. Актуализация знаний по теории литературы. (7 мин)

(Проводится в форме эвристической беседы).

Слайд № 16.

1. Как вы думаете, прочитанное произведение фольклорное или литературное? Аргументируйте свой ответ. (по щелчку появляется знак вопроса; после обсуждения делается вывод о связи фольклора и литературы, а на слайде появляется по щелчку стрелка, соединяющая фольклор и литературу.)

2. Какие жанры фольклора вам известны?

3. С какими жанрами древнерусской литературы вы познакомились в этом году?

4. Как определил жанр своего произведения сам Иван Костыря?

5. Дайте определение легенды.

6. Сверьте своё определение с определением из Словаря литературоведческих терминов. (щелчок)

7. Как бы вы определили, в чем особенность легенды, рассказанной Иваном Сергеевичем Костырей?

  1. Работа с текстом произведения. (15 мин)

(Тексты произведения с пронумерованными предложениями раздаются учащимся для индивидуальной работы с последующим коллективным обсуждением)

Слайд № 17.

1. С помощью каких слов и словосочетаний передаётся характер и состояние Ветра Времени в легенде «Донецкие курганы».

(Предложения 5, 7, 8, 10,12, 13, 18, 21, 25, 29, 30, 34, 42-45, 51, 52)

2. Как вы думаете, почему именно таким изображён Ветер?

3. С помощью каких выразительно-изобразительных средств создаётся образ Ветра?

4. «Нарисуйте» словесный портрет Ветра Времени (устно).

Слайд № 18.

  1. Какую характеристику даёт Курганам Ветер? Справедлива ли она?

(Предложения 19-20, 25, 30)

2. А как описывает Курганы рассказчик и как Курганы говорят о себе сами? (Предложения 4, 6, 8-9, 14-16, 22-24,28, 35, 53)

Слайд № 19.

  1. О каком герое легенды можно говорить ещё, хотя он сам в легенде не произносит ни одного слова, мы его не видим?

  2. Можем ли мы создать словесный портрет человека? Почему?

  3. Найдите слова, которые помогают «увидеть» человека в этой легенде?

  4. Чем же может запомниться и прославиться человек? О чём же эта легенда? ( Предложения 16, 17, 22-25, 35, 45-49)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Слайд № 20.

Итак, наш урок подошел к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас воспользовались «микрофоном2 и буквально одним предложением оценили, определили то, что вы поняли на сегодняшнем уроке, чему научились, что вам понравилось, а что оказалось сложным и, может быть, не понятым до конца.

(Учащиеся высказываются0.

И подводя итог, я вновь обращаюсь к словам Ивана Сергеевича Костыри: «Любая пядь земли в подлунном мире, в том числе и твоей отчины, из которой ты сделал первый шаг в широкий свет, остаётся безвестной до тех пор, пока её не откроет, не обживёт, не преобразит себе и соотечественникам во благо и не прославит в ближайшей округе, а то и по всем дальним далям … человек». Постарайтесь и вы стать достойными детьми своей родной земли, приумножить ее славу, сделать ее краше и счастливее. Ведь наша жизнь тесно связана, переплетена с судьбой родной земли.

  1. Домашнее задание. (2 мин.): ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ:

И С. КОСТЫРЯ «ЛЕГЕНДА О ШАХТЁРСКОМ СОЛНЦЕ»,

«ТЕРРИКОННЫЙ КРАЙ»,

«БЕЛЫЕ ГОЛУБИ»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Организационный этап.

Настрой на работу.

Слушание, устные ответы на вопросы ( с опорой на личный опыт, самостоятельно прочитанные книги)

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Вступительное слово учителя, сообщение о тематической направленности урока.


(Слайды 1-2.)

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.





Целеполагание

Определение цели и задач урока, его этапов.


Задает вопросы , помогающие учащимся сформулировать цели и задачи урока.

(Слайды 3-4)

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.Этап

первичного восприятия текста.

Слушают текст. Пытаются предугадать развитие событий, реакцию и поступки действующих лиц, исходя из своих первичных представлений о героях рассказа. Создают небольшие по объему словесные зарисовки.

Выразительное чтение текста учителем. Чтение с остановками. Активизация с помощью вопросов мыслительной деятельности учащихся, направленной на оценку поступков и характеров персонажей, создание словесных зарисовок (в том числе и пейзажных), учитывающих индивидуальный стиль писателя. В случае затруднения учащихся помогает им сформулировать мысли.

(Слайды 5 - 15)

Коммуникативные: умение воспринимать информацию

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Личностные: формулирование проблемы.

4. Актуализация знаний по теории литературы.

Вспоминают теоретический материал, связанный с темами «Фольклор и его жанры», «Древнерусская литература» (опираясь на выполненное предварительно домашнее задание); ищут ответ на проблемный вопрос.

Обсуждают ответы.

Формулируют вывод, записывают его в тетрадь.

( Легенда – жанр фольклора, рассказ поучительного содержания, в основе которого лежит фантастическое или героическое событие. Легенды часто используют писатели как основу своих произведений.)

Задает проблемный вопрос (Прочитанное произведение является фольклорным или литературным?).


Слушает и комментирует ответы на поставленный вопрос.

Помогает сформулировать вывод.



(Слайд 16)

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; развитие умения работать в паре

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5. Работа с текстом произведения.

Читают текст (раздаточный материал). По ходу чтения делают необходимые для ответа пометы. Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученные выразительно-изобразительные средства языка: олицетворения, эпитеты, сравнения; находят их в тексте, определяют их роль в создании образа. На основе прочитанного составляют словесные портреты героев произведения.



Организует работу с текстом.

Является координатором во время составления коллективного ответа. Создает и поддерживает атмосферу доброжелательности при слушании и комментировании ответов учащихся. В случае затруднения учащихся помогает им сформулировать мысли.




(Слайды 17-19)

Личностные:

Познавательные: понимание и осмысление прочитанной информации; умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Отвечают на вопросы. Читают высказывание Ивана Сергеевича Костыри, обсуждают его.












Задает обобщающие вопросы.

Побуждает использовать различную аргументацию при ответе (из личного опыта, со ссылкой на различные источники информации). Помогает в случае необходимости логично построить высказывание, подобрать более точные и уместные лексические средства.

(Слайд 20)

Регулятивные: оценка, коррекция.

Предметные: развитие навыков анализа текста, составления характеристики героев.

Личностные:

развитие навыков взаимопроверки и самооценки.

Коммуникативные: развитие разных форм речевого высказывания.

Познавательные: развитие исследовательских навыков при работе с художественным текстом

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению





Записывают домашнее задание, уточняют то, что не поняли

Предлагает прочитать книга И.С. Костыри на выбор; напоминает о правилах ведения читательских дневников. Намечаются цели дальнейшей деятельности.


(Слайд 21)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


9.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Соотносят цель и результаты

Намечают перспективу последующей работы.

Осуществляют устную самооценку собственной учебной деятельности. Отмечают самых активных товарищей, оценивают качество их работы, ответов, выставляют оценки.

Организует обсуждение по выполнению поставленных задач.

Организует рефлексию с учащимися

Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке и оценивание ими товарищей. Корректирует в случае необходимости оценки, выставленные учащимися. Выставляет и объявляет итоговые оценки за данный урок.





Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование,, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: стремление знать историю, культуру своей малой родины

Донецкие курганы.

(1)Эту легенду рассказывала школярам учительница истории.
(2) А я записал её.

(3)По древней земле веками разгуливал Ветер Времени.

(4)И вот однажды наткнулся он в Донецком крае на высокие Курганы.

(5)И оторопел: давным-давно разбойно ходил он по тому краю, выкорчёвывал и хоронил в губительных болотах здешние леса, начисто слизал Донецкие горы и, уходя, оставил после себя опустошённую равнинную землю – Дикое поле.

(6)Откуда они взялись, эти острые Курганы, на его пути?

(7)Оторопелость вмиг сменилась гневом, и Ветер задул с такой силой, что вся трава вокруг полегла, как скошенная. (8)Ветер добежал до молчаливых Курганов и заходил по ним головокружительными вихрями, как бы пытаясь пробурить их насквозь чёрными вихревыми свёрлами и разрушить.

(9)Но Курганы знай себе стоят.

(10)Задыхаясь в бессилии, Ветер надменно заговорил:

Эй, откуда вы такие взялись? (11)Я развею вас, как развеял когда-то здешние горы!

(12)И послышался ответный голос, глухой и глубокий, точно сама земля отвечала Ветру:

- Ветрогон, ты смешон в своём безумстве и упрямстве. (13)Память у тебя, видно, одряхлела и ты уже забываешься. (14)Мы ведь и есть те горы, которые разрушил ты: мы из того же песчаника и графита, из того же сланца и кремния… (15)Ты повалил нас, чтобы навеки захоронить от людей окаменевших солнечных братьев.. (16)Но мудрый человек нашёл их, и мы отдали ему этот горячий камень.

(17)Нас же человек тоже вывел из подземелья и дал нам новое имя – Терриконы.

(18)Ветер вздыбился, поднимая деревья, и вновь опустился к подножию Курганов, раздираемый лютой ненавистью.
(19)- Те горы, я помню, были красивы: по их склонам сбегали звенящие ручьи и скатывались зелёные лесные волны, а на вершинах ютились белёсые тучки. (20)Вы же – серы и невзрачны!
(21)И опять глубокий голос ответил с гордой печалью:
- Ты нас, ветрогон, погубил. (22)Но присмотрись: по нашим склонам струится солнечный свет и, как утренняя роса, сверкают капли человеческого пота, ибо нелёгким был путь человека к горючему камню… (23)И на вершинах наших по-прежнему ютятся белые тучки – они приплывают оттуда, где, слышишь, проносятся стремительно дымные поезда с добытым горючим камнем.(24) Придёт время, − и человек украсит нас: по нашим склонам залопочут сады и запрыгают ручьи-фонтаны.

(25)Ветер Времени, негодуя на человека, дерзнувшего идти против его силы и воли, загудел насмешливо:
- Наивные, человек выставил вас, убогих, на смех и позор. (26)Я видел в ближних степях казацкие могилы – приземистые, заросшие курганы. (27)Перед ними прохожие снимали шапки.

(28)- А перед нами весь мир преклонён, - незамедлительно ответили Терриконы. − Потому что мы стоим как памятники живым и мёртвым добытчикам подземного солнца.

(29)Ветер злобно ходил вокруг Курганов, ощупывал на прочность каждую глыбу.

(30)− Вы лежите пустой, никому не нужной породой, - захохотал он, едва не ослепнув от нахлынувшей на него зноем удушливой люти, - а я видел, как на зыбучем песке вырастали до неба Египетские пирамиды, сотворённые из вечного камня. (31)То – красота! (32)То – диво!

(33)Терриконы сдержано, сурово возражали:

− Но те пирамиды стоят на прахе рабов, замученных по воле фараона.

(34)− А вы на чём стоите? – перебил дерзко Ветер.

(35)Однако голос, доходивший из свежих и забытых степных шурфов, был невозмутимый и сильный:
− С тех пор, как мы стоим на земле, как мы отдали человеку подземные клады горючего камня, люди стали богаче и веселее. (36)Слышишь, смеются дети? (37)Они рождены в тепле, которое дал людям горючий камень. (38)Видишь, мигающими звёздочками в небе летят, опережая звук, самолёты? (39)Они сделаны из стали, закипевшей на пламени горючего камня. (40)Знаешь ли ты, ветер Времени, что океанские льды, которыми ты хотел покрыть земной шар, дробятся на мелкие осколки могучими ледоколами? (41)Ими тоже движет подземное солнце, которое ты хотел навеки скрыть от человека.

(42)Перемётываясь через шахтёрские города, Ветер бросался от террикона к террикону вихревыми столбами по сухой, растресканной степи, и степь гудела под ним.

(43)И уже ни к кому не обращаясь, Ветер Времени простонал в слепом бешенстве:

− Мне ничего не стоит снести всё на этой земле и сделать этот край ровным и пустынным, каким я оставил его когда-то. (44)Я выпустил из Везувия смертный огонь, - и он покрыл Помпею чёрным пеплом.

(45)И тут земля, на которой стояли Терриконы, заклокотала властно и вздохнула:

− Безумец, ты бессилен перед человеком! (46)Вместо старой Помпеи он построил новую, полную морских брызг и солнца. (47)Ты лишь напрасно истратишь силы.

(48)А человек будет жить и творить свои бессмертные дела. (49)Все силы, которые таятся во мне, я отдам ему, разумному и сильному.

(50) Ветер снова ринулся на Донецкие курганы, срывая с них космы пыли и закрывая этими седыми космами полуденное небо.

(51)Ветер и по сей день бродит по Донецкой степи, бешеный и слепой. (52)То уляжется ясным весенним днём в глухой балке, то выскочит оттуда среди промозглой осенней ночи и понесётся по городам и посёлкам с тоскливой жаждой разрушить всё начисто; то обнесёт по садам первый цвет или последние листья, а то нагонит, набьёт улицы плотным туманом или чёрные тучи надвинет и вдруг обрушится студёным ливнем со снегом, пытаясь подмыть кипящими потоками молчаливые Курганы.

(53)Но Курганы, сотворённые человеком, недвижно стоят на каменистой Донецкой земле и высоко держат острыми своими вершинами лазурный купол неба над древним краем.

































  1. Организационный этап. Введение в тему урока.

Вступительное слово учителя, знакомство с эпиграфом.



Перед вами фотография известного писателя Донбасса, Ивана Сергеевича Костыри.

Кто-нибудь знаком с его книгами? Рассказ учителя о личности Костыри и его книгах.






Рассказ учителя о просьбе Костыри назвать в честь Донбасса одну из малых планет.+

- А хорошо ли вы знаете свою планету Донбасс, которая для вас является Родиной?


II этап. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.









III этап. Первичное восприятие текста. (Выразительное чтение текста учителем - чтение с остановками). Слайды сменяются по щелчку, по щелчку же открываются вопросы при чтении с остановками. Чтение с остановками






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!