Почему тему войны считают вершиной поэтического творчества Константина Михайловича Симонова? Наверное, потому что она идёт не от головы, а от сердца, сердца человека, прошедшего через весь этот ад и решившего рассказать нам, что он пережил, что испытал весь наш народ в эту страшную пору.
Константин Михайлович Симонов (1915-1979) Художник П. Кончаловский, 1950 г .
Цели и задачи урока:
Цель:
познакомиться с военным творчеством К. М. Симонова.
Задачи:
узнать новое о личности поэта;
проанализировать стихотворение;
получить представление о языке стихотворения;
развивать интерес к художественному слову.
Узнаем, научимся, сможем
На уроке
мы узнаем:
об этапах жизни и творчества К. М. Симонова;
мы научимся:
анализировать стихотворение с военной тематикой;
понимать, что хотел до нас донести поэт;
определять значение незнакомых слов;
мы сможем:
выявить отношение поэта к войне;
Биография
Родился Константин (Кирилл) 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.
Своего родного отца мальчик не видел: отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну.
В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за Александра Григорьевича Иванишева.
Рязань
Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал Александр Григорьевич преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии .
Александр Григорьевич Иванишев.
Александра Леонидовна Оболенская
Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.
В 1930 году после окончания семи классов Константин поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал на заводе токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году.
Он продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. В эти же годы начал писать стихи.
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений — в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.
В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 г. Константин Симонов был направлен в качестве
военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию, где шли бои с японцами, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская».
Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя, и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно.
В 1940-1941 гг. - окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии .
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
«22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны»
(из автобиографии)
С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя».
Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе.
Одесса
Его очерки и корреспонденции из горячих точек были замечены читателями, но знаменитым его сделали стихи.
В конце июля 1941 года Симонов пишет стихотворение «Жди меня». 14 января 1942 г. Оно было опубликовано в газете «Правда».
Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть желтые дожди,
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…
- Тема войны никогда не оставляла Симонова. Константин Михайлович был свидетелем тех страшных лет. Именно в первые месяцы войны, в 1941 году, было написано стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…».
- Автор рассказывает нам о встрече с мальчиком, которого везли из Бреста. Город-герой Брест. Именно он 22 июня 1941 года подвергся бомбардировке фашистских захватчиков. В это время находилось в Брестской крепости более 7 тысяч военнослужащих и членов их семей. Фашисты рассчитывали уничтожить крепость за несколько часов, но защитники крепости сумели продержаться месяц. Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны. В 1965 году крепость получила почётное и заслуженное звание «Крепость-герой ».
- Константин Симонов писал: «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала – трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как мы выстояли, как мы остановили врага, как мы разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну».
- Вы знаете о маленьких героях войны, о сынах полка, о маленьких тружениках тыла.
- В первой части стихотворения поэт рассказывает нам о том, как из оккупированной Брестской крепости отец вывозит мальчика в тыл. Во время войны такие случаи были не редки, но мы видим, что ребёнок седой. Даже трудно представить, что пришлось пережить мальчику.
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней
Во второй части стихотворения мы видим чувства поэта , который переживает увиденную картину. Он обращается мыслями к жене, которая просит его вернуться домой.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Образ мальчика собирательный . Он символизирует всех детей военного времени .
Поэт говорит, что мальчишка обязательно вернётся в Брест, как только его освободят.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли. За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Финал стихотворения звучит как призыв, как надежда, как вера. Если война затянется, то долг сына – вместо отца защищать родную землю от врагов.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Военная лирика о детях пронизывала души и серд ца всем, кто воевал, особенно тем из них, у кого были дети.
Сила поэзии Симонов а военных лет заключается в сострадании, в его отношении к горю, постигшему советский народ.
- Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей в дни войны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание. Ни минуты Симонов не сомневался в победе, это ему помогало убеждать советских людей, защитников Родины, которые верили каждому его слову.
Необходимо запомнить
ВАЖНО!
Сила и обаяние военных стихов Симонова заключается в их правдивости. Поэт вместе со своим народом искренне переживает все испытания, выпавшие на долю родной страны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.
« Я не был солдатом, был всего только корреспонденто м, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков», – писал поэт.
- Выполните тест в Школьном портале.