СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Симонов "Майор привез мальчишку на лафете" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К.Симонов "Майор привез мальчишку на лафете" 5 класс»

Почему тему войны считают вершиной поэтического творчества Константина Михайловича Симонова? Наверное, потому что она идёт не от головы, а от сердца, сердца человека, прошедшего через весь этот ад и решившего рассказать нам, что он пережил, что испытал весь наш народ в эту страшную пору. Константин Михайлович Симонов (1915-1979)  Художник П. Кончаловский, 1950 г .

Почему тему войны считают вершиной поэтического творчества Константина Михайловича Симонова? Наверное, потому что она идёт не от головы, а от сердца, сердца человека, прошедшего через весь этот ад и решившего рассказать нам, что он пережил, что испытал весь наш народ в эту страшную пору.

Константин Михайлович Симонов (1915-1979) Художник П. Кончаловский, 1950 г .

Цели и задачи урока:   Цель: познакомиться с военным творчеством К. М. Симонова. Задачи: узнать новое о личности поэта; проанализировать стихотворение; получить представление о языке стихотворения; развивать интерес к художественному слову.

Цели и задачи урока:

Цель:

познакомиться с военным творчеством К. М. Симонова.

Задачи:

узнать новое о личности поэта;

проанализировать стихотворение;

получить представление о языке стихотворения;

развивать интерес к художественному слову.

Узнаем, научимся, сможем   На уроке мы узнаем: об этапах жизни и творчества К. М. Симонова; мы научимся: анализировать стихотворение с военной тематикой;   понимать, что хотел до нас донести поэт; определять значение незнакомых слов; мы сможем: выявить отношение поэта к войне;

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

об этапах жизни и творчества К. М. Симонова;

мы научимся:

анализировать стихотворение с военной тематикой;

  понимать, что хотел до нас донести поэт;

определять значение незнакомых слов;

мы сможем:

выявить отношение поэта к войне;

Биография Родился Константин (Кирилл) 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Своего родного отца мальчик не видел: отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну.

Биография

Родился Константин (Кирилл) 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.

Своего родного отца мальчик не видел: отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну.

В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за Александра Григорьевича Иванишева. Рязань

В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за Александра Григорьевича Иванишева.

Рязань

Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал Александр Григорьевич преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии . Александр Григорьевич Иванишев. Александра Леонидовна Оболенская  Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.

Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал Александр Григорьевич преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии .

Александр Григорьевич Иванишев.

Александра Леонидовна Оболенская

Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях.

В 1930 году после окончания семи классов Константин поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал на заводе токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году.

В 1930 году после окончания семи классов Константин поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал на заводе токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году.

Он продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. В эти же годы начал писать стихи. В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений — в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Он продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. В эти же годы начал писать стихи.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько больших произведений — в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

В 1938 был назначен редактором

В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 г. Константин Симонов был направлен в качестве

военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию, где шли бои с японцами, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская».

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя, и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. В 1940-1941 гг. - окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии .

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя, и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно.

В 1940-1941 гг. - окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии .

Великая Отечественная война  1941-1945 гг.   «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны» (из автобиографии)

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

«22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны»

(из автобиографии)

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе. Одесса

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя».

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе.

Одесса

Его очерки и корреспонденции из горячих точек были замечены читателями, но знаменитым его сделали  стихи.

Его очерки и корреспонденции из горячих точек были замечены читателями, но знаменитым его сделали стихи.

В конце июля 1941 года Симонов пишет стихотворение «Жди меня». 14 января 1942 г. Оно было опубликовано в газете «Правда».

В конце июля 1941 года Симонов пишет стихотворение «Жди меня». 14 января 1942 г. Оно было опубликовано в газете «Правда».

Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых… Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…

Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…

Тема войны никогда не оставляла Симонова. Константин Михайлович был свидетелем тех страшных лет. Именно в первые месяцы войны, в 1941 году, было написано стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…».
  • Тема войны никогда не оставляла Симонова. Константин Михайлович был свидетелем тех страшных лет. Именно в первые месяцы войны, в 1941 году, было написано стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Автор рассказывает нам о встрече с мальчиком, которого везли из Бреста. Город-герой Брест. Именно он 22 июня 1941 года подвергся бомбардировке фашистских захватчиков. В это время находилось в Брестской крепости более 7 тысяч военнослужащих и членов их семей. Фашисты рассчитывали уничтожить крепость за несколько часов, но защитники крепости сумели продержаться месяц. Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны. В 1965 году крепость получила почётное и заслуженное звание «Крепость-герой ».
  • Автор рассказывает нам о встрече с мальчиком, которого везли из Бреста. Город-герой Брест. Именно он 22 июня 1941 года подвергся бомбардировке фашистских захватчиков. В это время находилось в Брестской крепости более 7 тысяч военнослужащих и членов их семей. Фашисты рассчитывали уничтожить крепость за несколько часов, но защитники крепости сумели продержаться месяц. Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны. В 1965 году крепость получила почётное и заслуженное звание «Крепость-герой ».
Константин Симонов писал: «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала – трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как мы выстояли, как мы остановили врага, как мы разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну».
  • Константин Симонов писал: «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала – трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как мы выстояли, как мы остановили врага, как мы разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну».
Вы знаете о маленьких героях войны, о сынах полка, о маленьких тружениках тыла. В первой части стихотворения поэт рассказывает нам о том, как из оккупированной Брестской крепости отец вывозит мальчика в тыл. Во время войны такие случаи были не редки, но мы видим, что ребёнок седой. Даже трудно представить, что пришлось пережить мальчику.
  • Вы знаете о маленьких героях войны, о сынах полка, о маленьких тружениках тыла.
  • В первой части стихотворения поэт рассказывает нам о том, как из оккупированной Брестской крепости отец вывозит мальчика в тыл. Во время войны такие случаи были не редки, но мы видим, что ребёнок седой. Даже трудно представить, что пришлось пережить мальчику.
Майор привёз мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней

Майор привёз мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней

Во второй части стихотворения мы видим чувства поэта , который переживает увиденную картину. Он обращается мыслями к жене, которая просит его вернуться домой.   Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть ещё другие, Что я там был и мне пора домой…

Во второй части стихотворения мы видим чувства поэта , который переживает увиденную картину. Он обращается мыслями к жене, которая просит его вернуться домой.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой…

 Образ мальчика собирательный . Он символизирует всех детей военного времени .

Образ мальчика собирательный . Он символизирует всех детей военного времени .

Поэт говорит, что мальчишка обязательно вернётся в Брест, как только его освободят. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За всё, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.

Поэт говорит, что мальчишка обязательно вернётся в Брест, как только его освободят.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли. За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Финал стихотворения звучит как призыв, как надежда, как вера. Если война затянется, то долг сына – вместо отца защищать родную землю от врагов.    Но если нет, когда наступит дата Ему, как мне, идти в такие дни Вслед за отцом, по праву, как солдата, Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Финал стихотворения звучит как призыв, как надежда, как вера. Если война затянется, то долг сына – вместо отца защищать родную землю от врагов.

Но если нет, когда наступит дата

Ему, как мне, идти в такие дни

Вслед за отцом, по праву, как солдата,

Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Военная лирика о детях пронизывала души и серд ца всем, кто воевал, особенно тем из них, у кого были дети.    Сила поэзии Симонов а военных лет заключается в сострадании, в его отношении к горю, постигшему советский народ.

Военная лирика о детях пронизывала души и серд ца всем, кто воевал, особенно тем из них, у кого были дети.

Сила поэзии Симонов а военных лет заключается в сострадании, в его отношении к горю, постигшему советский народ.

Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей в дни войны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание. Ни минуты Симонов не сомневался в победе, это ему помогало убеждать советских людей, защитников Родины, которые верили каждому его слову.
  • Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей в дни войны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание. Ни минуты Симонов не сомневался в победе, это ему помогало убеждать советских людей, защитников Родины, которые верили каждому его слову.
Необходимо запомнить    ВАЖНО!  Сила и обаяние военных стихов Симонова заключается в их правдивости. Поэт вместе со своим народом искренне переживает все испытания, выпавшие на долю родной страны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.  « Я не был солдатом, был всего только корреспонденто м, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков», – писал поэт.

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Сила и обаяние военных стихов Симонова заключается в их правдивости. Поэт вместе со своим народом искренне переживает все испытания, выпавшие на долю родной страны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.

« Я не был солдатом, был всего только корреспонденто м, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков», – писал поэт.

Выполните тест в Школьном портале.
  • Выполните тест в Школьном портале.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!