СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Паустовский "Телеграмма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям литературы. Беседа  о нравственных качествах героини.

Просмотр содержимого документа
«К.Паустовский "Телеграмма"»


Урок литературы

в 8 классе


Учитель русского языка и литературы

Калинина В.И.


ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».

Отношение Насти к матери.

Смысл названия рассказа.»

(2- ой урок)

ЦЕЛЬ: выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях; воспитывать у ребят чувство любви, уважения, ответственности к самым родным, самым близким людям- к родителям.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.


ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, карточки с индивидуальным заданием для проверки домашнего задания.


ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Работа по составлению портрета Насти

  4. Обсуждение смысла названия рассказа

  5. Заключительное слово (наставление) учителя

  6. Домашнее задание


СЛОВАРЬ:

Пустельга- 1.Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг.)






ЭПИГРАФ УРОКА:

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Г. Паустовский




ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • Беседа по прочитанному


Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?

- О чём этот рассказ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти­хона о Насте завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от­ветственности человека за свои поступки.)

- Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

  1. часть — Мать.

  2. часть — Дочь.

  3. часть — Телеграмма.

-Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпило­га. Основные действие уже закончено: мать умерла и похоронена по­сторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только уви­деться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это то­же «зарубка на сердце».

- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к

восприятию произведения, создает тональность повествования.)

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж?

(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омерт­вении природы: октябрь «на редкость холодный», ветлы — «облетев­шие», трава — «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц )

  • Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое — в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Кате­рина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одино­чество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не толь­ко в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие пи­сем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных ду­хов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери ге­роини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катери­не Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

  • Самостоятельная работа по карточкам

Карточка №1

  1. Каков жанр этого произведения?

  2. Почему Тихон солгал Катерине Петровне?

  3. Какой смысл заключён в данном выражении?

« Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».


Карточка №2

  1. Какова композиция рассказа «Телеграмма»?

  2. Почему Катерина Петровна пытается оправдать свою дочь?

  3. Какой смысл заключён в данном выражении?

« Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

Карточка №3

  1. Какую роль играют в рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?

  2. Какой смысл заключён в данном выражении?

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой — хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

3.РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ

    • Слово учителя

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир — мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено — естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь. Но авторское оп­ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза— зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  • Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам,
    а) Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрас­ным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеро­тическая жилка», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное — осталось главное: мать и ее одиночество.)

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и ис­торией жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина пережива­ют душевную драму, причина которой — человеческое равнодушие и непо­нимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимо­феева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?».

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года про­водит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года жи­вет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мне­нию, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием
к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной

жизни.

(«Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неу­живчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма ? Сколько душевных сил потратила.)

- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засо­хшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашен­ной скуке сельских дней».)

-Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах — «неизбеж­ных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  • Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.

  1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.

  2. Появление Даши с телеграммой,

  3. Выступление Першина.


- Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате речь.)

  • Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она на­слаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)


  • Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».

Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие сле­зы — это слезы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом на­полнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «не­наглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

- Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Кате­рину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи­вые штрихи.)

  • Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

- Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,

Настиному «недочувствию».

  • Работа над эпиграфом к уроку.

- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие чи­тателям.)

- Какую библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


- Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-

дала ее душа.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же

пробудилась?(Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рас­свет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невы­носимой тяжести».),


4. ОБСУЖДЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА

- Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сооб­щение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тре­ноги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграм­му; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.


5.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нужда­ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.—За добро плати добром!»


6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать мини- сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!