СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Паустовский «Стекольный мастер»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроке чтения в 9 классе коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«К.Паустовский «Стекольный мастер»»

Конспект урока чтения и развития речи .

По теме: К.Паустовский «Стекольный мастер»

Класс: 9

Учитель : Чубарова В.Ю.

Дата:10.03.2021.




Задачи:

  1. Образовательные:

повторить биографию и творчество К.Г. Паустовского;

способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, давать характеристику героев, высказывать свое мнение и рассуждать.

2.  Коррекционно – развивающие:

работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

  1. Воспитательные: 

 прививать любовь к чтению художественной литературы;

воспитывать чувство ответственности за других людей и за всё происходящее, любовь и уважение к родителям, милосердие.


Ход урока

Кто много читает, 
Тот много знает.

Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.)

Для чего мы читаем?

- Прочитайте пословицу про себя.

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.

Сообщение темы урока.

- Как вы понимаете слова  К.Г.Паустовского «Я навсегда и всем сердцем привязался к России»?

- Что предпринял писатель для того, чтобы лучше понять природу и окружающих его людей?

- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением К.Паустовского «Стекольный мастер»

- нам встретятся словарные слова:

Поставец  - невысокий шкаф для посуды

Картуз  - мужской головной убор (записать в тетрадь) 

Гимнастика для глаз

Чтение текста: по цепочке, чтение друг другу, про себя.

Физминутка . упр. на увеличение объема внимания, запомнить слова в теч. 1мин. и записать)

 стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист


Ответы на вопросы:

- Что узнали вы о бабке Гане, прочитав начало рассказа?

- Кем работал внук бабки Гани? Что за профессия?

- Какая заветная мечта была у Васи?

- Прочитайте, почему бабка  Ганя никому не давала брать в руки изделия из хрусталя. Как вы понимаете выражение держать как воробышка?

- Послушайте аудиозапись содержания письма, которое продиктовала бабка Ганя. Можно ли его назвать завещанием? Почему?

- Объясните выражение «золотые руки». Почему Агафья Семеновна считала, что человек  обязан знать еще и какое ни на есть мастерство?


Д/з: дочитать до конца текст.




















Конспект урока чтения и развития речи.                        

 8  класс.                      

Дата:

Учитель: Чубарова В.Ю.

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».



Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.

Задачи:

Образовательные: учить анализировать художественный текст.

Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.

Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.

Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

Ход урока

 1. Организационный момент.  

Приветствие обучающихся .

- Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше.  А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде появляются поочерёдно, по щелчку буквы).

- первая буква в названии третьего дня недели. (с-среда)

- первая буква в названии третьего месяца года (м-март)

- вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е-Лермонтов)

- третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х-Чехов)

- первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю-Юрьевич)

- первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М-Москва)

- четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о-Чехов)

- вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р-врач)

- Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня.  

- И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом  к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

- Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

2. Актуализация знаний обучающихся.

А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки (.

 «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)

«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась»     («Каштанка»)

 «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»  («Ванька»)

- Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) 

3Повторение изученного материала.

- Совершенно верно. На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого великого русского писателя. 

- Какое задание на дом вы получили? (пересказать биографию писателя)

4. Изучение нового материала.

- Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». 

- Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать. Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на экране  (А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.)

 

4.1. Словарная работа.

В теме нашего урока есть слово «юмор»  

Как вы его понимаете? (ответы учеников). А сейчас прочитайте более точное определение этого слова (Ученики зачитывают определение слова «юмор»  - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)

4.2. Первичное восприятие текста. Постановка проблемных вопросов.

- Ребятасейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись  рассказа  «Лошадиная фамилия»

- Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным (ребята слушают)

- Ребята, понравился вам рассказ? Почему? ( ответы обучающихся)

5. Физкультминутка

- Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста! 

На экране вы видите шесть упражнений, размещённых в таблице, и фигурку шагающей девочки. Эта девочка будет перемещаться по полю, ваша задача – выполнять то упражнение, на поле которого находится девочка. Эту физкультминутку мы делаем до тех пор, пока фигурка девочки не вернётся на прежнее место.

- Немного отдохнув, продолжим наш урок.

6. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала 

Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать ленточку красного или синего цвета . Красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания.

Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника.

 Приступайте к выбору (ученики читают текст учебника, выполняют индивидуально задания трёх вариантов:  I вариант (красный) – ответить на вопросы теста;

II вариант (синий) – выбрать предложения из текста  соответствующие иллюстрации на стр. 153;

7. Подведение итогов урока.

- Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах.

(Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев) 

-По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя.  Его короткие рассказы  ,  многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.  

9. Домашнее задание 

- Домашнее задание научиться читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев.

10. Заключительное слово учителя

- Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее,  терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. 

        





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!