СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа» (Раздел: «Из литературы народов России»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постаралась разнообразить и осовременить разработку использованием QR кодов, т к материала по таким темам немного, и он  однотипный.

Просмотр содержимого документа
««К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа» (Раздел: «Из литературы народов России»)»

Разработка урока литературы на тему: «К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа» (Раздел: «Из литературы народов России»)



Составила: учитель русского

языка и литературы

МАОУ «СОШ№1»

Парадович Л.В.



г. Артемовский

2023 г

Урок литературы

Целевая аудитория: 6 класс (11-12 лет)


Ресурсы: учебник литературы (под ред. В. Я. Коровиной), тексты стихотворений, один смартфон на двоих, раздаточный материал.


Тип урока: новых знаний


Тема: К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа. (Раздел: «Из литературы народов России»)


Форма проведения: урок-диалог (Данная форма сочетает в себе разнообразные виды деятельности: мыслительную, речевую, коммуникативную, исследовательскую, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.


Цели урока:

Обучающие: Познакомить с биографией и творчеством К. Кулиева, расширить и углубить представления обучающихся о поэтическом произведении. Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе. Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов.

Развивающие: Формирование умения анализировать стихотворный текст, развивать навыки анализа лирического текста, а также речь обучающихся, как показатель интеллектуального и общего развития; способствовать развитию мышления, выделять главное, работать в паре, развивать познавательную активность через задания с QR-кодами;

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, эмоциональную отзывчивость, уважение к многонациональной культуре народов России.

Задачи:

Создать условия для изучения и понимания учащимися творчества и своеобразия поэзии представителей малых народов, их самобытности на примере поэзии К.Кулиева;

формирования умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве,

развития умения анализировать стихотворный текст,

воспитания патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости; обогащения словарного запаса.


Планируемые результаты обучения.

Предметные:

1. Знать биографию К. Кулиева.

2. Научиться анализировать лирическое произведение; понимать тему, идею произведения, владеть литературоведческими терминами.

Метапредметные:

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность.

2. Формирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

3. Осуществлять операции анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей, использование новых современных технологий (QR – код).

Личностные:

1. Осознать эстетическую ценность русского языка; уважительно относится к родному языку; стремится к речевому совершенствованию.

2. Иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

3. Формировать познавательную и социальную мотивацию.


Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль.

Технологии:

- ИКТ- технология (QR – код);

-элементы технологий критического мышления и деятельностного метода,

Методы обучения:

- словесный;

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый.


Рекомендации по использованию методической разработки: Данная тема входит в систему уроков литературы по изучению раздела «Из литературы народов России». Методическая разработка может использоваться учителями литературы полностью, либо какие-то ее фрагменты могут помочь в подготовке педагогов к своим урокам по изучению лирики К. Кулиева.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы урока.

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните стихотворения о природе каких поэтов мы изучали в этом году? (С. А. Есенин, Е.А Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет).

- Что объединяет их стихотворения? (Писали о родной природе, о внимательном отношении к ней, природа в стихотворениях поэтов служит источником жизненной энергии. Многие из них признавались, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью).  

  1. Мотивация.

- А что вы можете сказать о Кайсыне Кулиеве? (Это малоизвестный национальный поэт).

-Вы сказали малоизвестный. Почему? Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?

 Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке. Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. 

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством балкарского поэта Кайсына Шуваевича Кулиева.

Тема урока «Из литературы народов России: К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа»

  1. Целеполагание.

- Ребята, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? Какие цели поставите перед собой?

V. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с биографией поэта (Индивидуальное домашнее задание – сообщение учащегося)

2. Работа в парах с использованием QR – кода. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали сообщение. Отсканируйте QR -код и расположите события из биографии К. Кулиева в их хронологической последовательности.

3. Выразительное чтение учителем стихотворения «Когда на меня навалилась беда». Стр. 166.

4. Размышляем о прочитанном:

- Сформулируйте тему данного стихотворения (любовь к Родине, ко всему окружающему миру).

- Идея – природа родного края помогает преодолевать трудности, беды, печали.

- Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду? (Лирический герой, глядя на любимые сердцу пейзажи, чувствует, что они его поддерживают, спасают его душу от отчаянья.)

- Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»? (Олицетворение.)

- Почему автор одушевляет природу родного края? (Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают»)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Немного вы потопайте,

Руками вы похлопайте.

Покрутитесь, повертитесь

И за парты все садитесь.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



  1. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

  2. Какие еще средства художественной выразительности использует автор? (Работа в парах по QR – коду)

  1. Выразительное чтение стихотворения «Каким бы малым ни был мой народ». Стр. 167.

  2. Анализ текста стихотворения:

- Стихотворение было написано Кайсыном Кулиевым в 1978 году

- В каком жанре написано стихотворение? (патриотическая лирика)

- Какова тема стихотворения? (Любовь к своему народу, культуре, традициям.)

-Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение? (край-долгожитель, он будет жить вечно; мужество, трудолюбие, добрая традиция помнить устное народное творчество своего края, бережное отношение к родному языку.)

- Почему поэт считает себя вечным должником своего народа? (Поэт считает себя обязанным воспевать свой край в стихах, помогать ему, как может, — в благодарность за то, что он его родил и воспитал таким, какой он есть.)

- Найдите в тексте эпитеты (малый род, язык родной, век недлинный мой, иные песни)

- Найдите в стихотворении метафору (в звучании продлится судьба)

- Инверсию (будет жив край, народ мой)

- Определите стихотворный размер и способ рифмовки (Пятистопный ямб, рифмовка парная ААВВ.)

-Какую мысль автор хочет донести до читателя? Приведите примеры из текста стихотворения. (Главная мысль стихотворения отражается в заключительном четверостишии, когда поэт говорит о том, что будет жить вечно, пока живет язык его народа. Да и сам народ остается живым, пока помнит свой язык, свои обычаи.)


VII Рефлексия.

- Какие цели перед собой ставили? Что нового узнали на уроке?

- Подытожим ваши знания с помощью задания «Правда или вымысел» (работа в парах по QR – коду)

- Оцените свою деятельность на уроке.

Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

VIII. Задание на дом.

  1. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? (стр 167.)

  2. Тест для самопроверки по QR – коду:













































































Приложение

(раздаточный материал)























Задания по теме: К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа. (Раздел: «Из литературы народов России»)

Как работать с QR-кодом?

1.Откройте на своем устройстве сканер QR-кодов или просто включите камеру (если она поддерживает чтение таких кодов).

2.Наведите камеру на QR-код – он должен распознаваться под любым углом.

3.Расшифрованная информация (например, контактные данные) мгновенно появится на экране.

  1. Отсканируйте QR-код и расположите события из биографии К. Кулиева в их хронологической последовательности

  1. Какие еще средства художественной выразительности использует автор? (Работа в парах по QR – коду)





  1. Подытожим ваши знания с помощью задания «Правда или вымысел» (работа в парах по QR – коду)






Лист самооценивания______________________________________________

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.



Оценка за урок ____________



Лист самооценивания_______________________________________________

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.



Оценка за урок ____________



Лист самооценивания________________________________________________

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.



Оценка за урок ____________

Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание


Домашнее задание









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!