Разработка урока литературы на тему: «К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа» (Раздел: «Из литературы народов России»)
Составила: учитель русского
языка и литературы
МАОУ «СОШ№1»
Парадович Л.В.
г. Артемовский
2023 г
Урок литературы
Целевая аудитория: 6 класс (11-12 лет)
Ресурсы: учебник литературы (под ред. В. Я. Коровиной), тексты стихотворений, один смартфон на двоих, раздаточный материал.
Тип урока: новых знаний
Тема: К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа. (Раздел: «Из литературы народов России»)
Форма проведения: урок-диалог (Данная форма сочетает в себе разнообразные виды деятельности: мыслительную, речевую, коммуникативную, исследовательскую, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цели урока:
Обучающие: Познакомить с биографией и творчеством К. Кулиева, расширить и углубить представления обучающихся о поэтическом произведении. Сформировать представление о поэзии малых народов России, живущих на Кавказе. Сформировать представление о своеобразии поэзии представителей малых народов.
Развивающие: Формирование умения анализировать стихотворный текст, развивать навыки анализа лирического текста, а также речь обучающихся, как показатель интеллектуального и общего развития; способствовать развитию мышления, выделять главное, работать в паре, развивать познавательную активность через задания с QR-кодами;
Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, эмоциональную отзывчивость, уважение к многонациональной культуре народов России.
Задачи:
Создать условия для изучения и понимания учащимися творчества и своеобразия поэзии представителей малых народов, их самобытности на примере поэзии К.Кулиева;
формирования умения устанавливать связь явлений в литературе как многонациональном искусстве,
развития умения анализировать стихотворный текст,
воспитания патриотических чувств учащихся, эмоциональной отзывчивости; обогащения словарного запаса.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
1. Знать биографию К. Кулиева.
2. Научиться анализировать лирическое произведение; понимать тему, идею произведения, владеть литературоведческими терминами.
Метапредметные:
1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность.
2. Формирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
3. Осуществлять операции анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей, использование новых современных технологий (QR – код).
Личностные:
1. Осознать эстетическую ценность русского языка; уважительно относится к родному языку; стремится к речевому совершенствованию.
2. Иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;
3. Формировать познавательную и социальную мотивацию.
Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный, взаимоконтроль.
Технологии:
- ИКТ- технология (QR – код);
-элементы технологий критического мышления и деятельностного метода,
Методы обучения:
- словесный;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Рекомендации по использованию методической разработки: Данная тема входит в систему уроков литературы по изучению раздела «Из литературы народов России». Методическая разработка может использоваться учителями литературы полностью, либо какие-то ее фрагменты могут помочь в подготовке педагогов к своим урокам по изучению лирики К. Кулиева.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы урока.
Актуализация знаний.
- Вспомните стихотворения о природе каких поэтов мы изучали в этом году? (С. А. Есенин, Е.А Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет).
- Что объединяет их стихотворения? (Писали о родной природе, о внимательном отношении к ней, природа в стихотворениях поэтов служит источником жизненной энергии. Многие из них признавались, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью).
Мотивация.
- А что вы можете сказать о Кайсыне Кулиеве? (Это малоизвестный национальный поэт).
-Вы сказали малоизвестный. Почему? Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?
Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке. Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством балкарского поэта Кайсына Шуваевича Кулиева.
Тема урока «Из литературы народов России: К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа»
Целеполагание.
- Ребята, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? Какие цели поставите перед собой?
V. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с биографией поэта (Индивидуальное домашнее задание – сообщение учащегося)
2. Работа в парах с использованием QR – кода. Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали сообщение. Отсканируйте QR -код и расположите события из биографии К. Кулиева в их хронологической последовательности.
3. Выразительное чтение учителем стихотворения «Когда на меня навалилась беда». Стр. 166.
4. Размышляем о прочитанном:
- Сформулируйте тему данного стихотворения (любовь к Родине, ко всему окружающему миру).
- Идея – природа родного края помогает преодолевать трудности, беды, печали.
- Как Родина помогает герою произведения преодолеть беду? (Лирический герой, глядя на любимые сердцу пейзажи, чувствует, что они его поддерживают, спасают его душу от отчаянья.)
- Какой художественный прием использует поэт, говоря: «тихонько шуршала дорога», «поманили луга», «сказала вода»? (Олицетворение.)
- Почему автор одушевляет природу родного края? (Родина, родная природа способны понимать и разделять горе и радость человека. Недаром говорят: «Дома и стены помогают»)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Немного вы потопайте,
Руками вы похлопайте.
Покрутитесь, повертитесь
И за парты все садитесь.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Выразительное чтение стихотворения обучающимися.
Какие еще средства художественной выразительности использует автор? (Работа в парах по QR – коду)
Выразительное чтение стихотворения «Каким бы малым ни был мой народ». Стр. 167.
Анализ текста стихотворения:
- Стихотворение было написано Кайсыном Кулиевым в 1978 году
- В каком жанре написано стихотворение? (патриотическая лирика)
- Какова тема стихотворения? (Любовь к своему народу, культуре, традициям.)
-Какие качества родного народа Кайсын Кулиев считает постоянными, переходящими из поколения в поколение? (край-долгожитель, он будет жить вечно; мужество, трудолюбие, добрая традиция помнить устное народное творчество своего края, бережное отношение к родному языку.)
- Почему поэт считает себя вечным должником своего народа? (Поэт считает себя обязанным воспевать свой край в стихах, помогать ему, как может, — в благодарность за то, что он его родил и воспитал таким, какой он есть.)
- Найдите в тексте эпитеты (малый род, язык родной, век недлинный мой, иные песни)
- Найдите в стихотворении метафору (в звучании продлится судьба)
- Инверсию (будет жив край, народ мой)
- Определите стихотворный размер и способ рифмовки (Пятистопный ямб, рифмовка парная ААВВ.)
-Какую мысль автор хочет донести до читателя? Приведите примеры из текста стихотворения. (Главная мысль стихотворения отражается в заключительном четверостишии, когда поэт говорит о том, что будет жить вечно, пока живет язык его народа. Да и сам народ остается живым, пока помнит свой язык, свои обычаи.)
VII Рефлексия.
- Какие цели перед собой ставили? Что нового узнали на уроке?
- Подытожим ваши знания с помощью задания «Правда или вымысел» (работа в парах по QR – коду)
- Оцените свою деятельность на уроке.
Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
VIII. Задание на дом.
Подготовьте развернутый ответ на вопрос: Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке? Почему, пока жив язык, жив народ? (стр 167.)
Тест для самопроверки по QR – коду:
Приложение
(раздаточный материал)
Задания по теме: К. Кулиев. Любовь к своей малой Родине, верность традициям своего народа. (Раздел: «Из литературы народов России»)
Как работать с QR-кодом?
1.Откройте на своем устройстве сканер QR-кодов или просто включите камеру (если она поддерживает чтение таких кодов).
2.Наведите камеру на QR-код – он должен распознаваться под любым углом.
3.Расшифрованная информация (например, контактные данные) мгновенно появится на экране.
Отсканируйте QR-код и расположите события из биографии К. Кулиева в их хронологической последовательности
Какие еще средства художественной выразительности использует автор? (Работа в парах по QR – коду)
Подытожим ваши знания с помощью задания «Правда или вымысел» (работа в парах по QR – коду)
Лист самооценивания______________________________________________
Поставьте себе оценку по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Оценка за урок ____________
Лист самооценивания_______________________________________________
Поставьте себе оценку по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Оценка за урок ____________
Лист самооценивания________________________________________________
Поставьте себе оценку по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недочеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Оценка за урок ____________
Домашнее задание | Домашнее задание | Домашнее задание |
Домашнее задание | Домашнее задание | Домашнее задание |
Домашнее задание | Домашнее задание | Домашнее задание |
Домашнее задание | Домашнее задание | Домашнее задание |