СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока - самоанализ

Просмотр содержимого документа
«литр2»

Конспект урока №7

Предмет: Литература

Класс: 5

Дата: 10.03.2020

Тема: «К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении»

Тип урока: Открытие нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения анализировать художественное произведение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Обучать определению темы, идеи, проблемы, значения заголовка рассказа, роли описания природы в рассказе, а также художественной детали.

2.Совершенствовать умения давать характеристику персонажу.

Развивающие:

1.Развивать критическое мышление, умение анализировать поступки и характер героев.

2. Развивать умение адекватно оценивать поступки героев.

3.Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного.

4. Развивать умение обобщать, проводить мыслительные операции.

Воспитательные:

1. Формировать нравственные качества и ориентиры; ответственное отношение к природе.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, видеоролик, музыка Б.Трофимова, доска, учебник.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная, парная, индивидуальная

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.Осознание, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.

2.Понимание проявлений доброты, понимание результата безответственного отношения к природе, ответственности за свои поступки.

коммуникативных УУД:

1.Грамотное оформление своих мыслей в устной форме.

2. Вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками. 3.Осуществление совместной деятельности в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3.Участие в общей беседе, соблюдение правила речевого поведения.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять тему и цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: владение навыками анализа художественного произведения (уметь определять тему, проблему, идею, значение заголовка, роль описаний и художественной детали, характеризовать персонажей).



Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с видео. Посмотрите, пожалуйста! (включаю видео (1 мин.пожар в лесу) под музыку Б.Трофимова «Лесные пожары» https://www.youtube.com/watch?v=wN6nngn6NeQ )

- Как может возникнуть пожар в лесу? (высказывания учащихся)

-Как думаете, почему пожар в лесу – это стихийное бедствие? (Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем. Огонь - страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев)

-Скажите, какое отношение имеет пожар в лесу к рассказу К.Г.Паустовского? (рассказывают, обращаясь к тексту произведения)

- Дома вы прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

-Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? - Что удивило?

2. Определение темы урока.

-Назовите действующих лиц рассказа К.Г.Паустовского. (ветеринар, Ваня Малявин, заяц, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, дед Ларион, аптекарь)

-Предлагаю поработать в паре. На партах у вас лежат конверты.

Ваша задача: соотнести действующее лицо рассказа с его изображением.

(Один учащийся работает у доски: прикрепляет листочки с именами/названиями к картинкам с помощью магнитов) (ветеринар, Ваня Малявин, заяц, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, дед Ларион, аптекарь)

(Приложение 1)

-Проверим, что у вас получилось! (выступает учащийся у доски)

-У всех так?

-Молодцы!

-А теперь предлагаю распределить персонажей произведения в зависимости от степени значимости по конвертам, изображенным на доске, и обосновать свою точку зрения.

(Приложение 2)

Учащиеся устно распределяют в один конверт: дед Ларион, заяц, Ваня Малявин.

В другой конверт: ветеринар, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, аптекарь.

-Дети доказывают значимость персонажей, обращаясь к содержанию рассказа. (учитель прикрепляет картинки к конверту)

-Ребята, обратите внимание: вместе, в одном конверте оказались люди и представитель животного мира – заяц, часть природы.

-Попытайтесь сформулировать, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке (о связи человека и природы).

-Запишите тему урока:

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

3. Целеполагание.

Составьте вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроке, пользуясь ключевыми словами, написанными на доске:

Какой?

Какая?

Как? (какой показана природа, какими качествами обладают герои рассказа, какое отношение человека к природе, как связана природа и человек)

4.Осмысление.

-Какой персонаж находится в центре события рассказа? (заяц)

-Саша Кузьмин подобрал пословицы и другие произведения народной мудрости о зайце. Послушайте внимательно и затем ответьте на вопросы.

1) В гору бегом, а с горы кувырком. (Загадка)

2) Без собаки зайца не поймаешь. (Пословица)

3) Вор что заяц: и тени своей боится. (Пословица) и др.

-На какие качества зайца указывает народная мудрость?

(Быстрота, неуловимость, трусость)

-Предлагаю выяснить, почему рассказ назван «Заячьи лапы».

-Проанализируйте пословицы и сделайте вывод, для чего нужны зайцу лапы в первую очередь? (убегать, спасаться)

-Найдите в тексте рассказа слова Вани о том, что случилось с лапами зайца? («На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может».)

-Какими словами называет зайца дед Ларион? (спаситель)

-Сознательно ли спас заяц деда Лариона? (заяц невольно спас человека)

-Можем ли мы говорить, что заяц совершил героический поступок? (нет, он просто спасался)

-С какой целью автор обращает наше внимание на лапы зайца? (чтобы нам жаль стало зайца) Поэтому заячьи лапы – это художественная деталь в рассказе.

5.Анализ героев рассказа и их поступков.

-Кто сознательно может сотворить добро или зло? (человек)

Предлагаю прочитать высказывание Д.Лихачёва.

Человек должен жить в сфере добра,

Эта сфера добра создастся им самим.

Она создаётся из его добрых дел,

добрых чувств, памяти на добро.

Д.Лихачёв

-Из чего складывается сфера добра? (добрые дела, добрые чувства, память на добро).

-Валерия, прочитай определение «доброта» в «Толковом словаре» Ожегова (зачитывает определение) «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным»

Составим кластер. (коллективное составление с индивидуальной записью в тетради) (Приложение 3)

-Какие чувства указывают на доброту человека?

-Какие дела человека указывают на доброту?

-А теперь предлагаю с соседом по парте составить словесный портрет героев, используя понятия, которые мы вынесли в кластер.

1 ряд – портреты ветеринара и Карла Петровича

2 ряд – портреты бабки Анисьи и аптекаря

3 ряд – деда Лариона и внука Вани

При создании словесных портретов вам помогут карточки, которые лежат у вас на столах. (Приложение 4)

На них написаны характеристики человека.

Ваша задача – подобрать к своим героям рассказа характеристики и доказать на примерах из текста.

-Давайте проверим вашу работу.

-Итак, первый ряд! Кто желает выступить? (выступление учащихся в паре 1,2,3 ряда)

-Кто желает дополнить ответ?

-Все ли герои прошли проверку на доброту и сострадание?

-Какую роль сыграл заяц в судьбе внука Вани?

6. Анализ фрагментов-описаний природы.

А сейчас прочитаем эпизоды из рассказа и заполним вместе схему на доске. (карточки лежат на столах - Приложение 5)

-Какую роль играют описания природы в рассказе «Заячьи лапы»? (выслушиваются мнения учащихся передать красоту, сопутствовать душевному состоянию человека…)

-Видите сколько мнений, предлагаю узнать точный ответ на вопрос.

Эту проблему запишем в голову нашей схемы (Роль описаний природы в рассказе) (записываю на доске)

С одной стороны нужно будет записать – ключевые слова из описания, с другой – функции этих пейзажей.

-Итак, зачитайте выразительно первый эпизод. Назовите ключевое слово эпизода, сопоставьте с действиями и состоянием человека в этот момент. Как думаете, какова функция эпизода? (далее по этому принципу все 5 эпизодов.)

(Приложение 6)

-Найдите в тексте пример, где природа осуждает поступки людей. (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

-Можем ли мы сказать, что природа в рассказе выступает как действующее лицо? Почему? ( природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства, осуждает героев)

- Для чего нужны описания природы в рассказе? (для выражения идеи – связь природы и человека, неразрывны, единое целое) (заполняю схему)

-Как нужно относиться к природе? Почему? (бережно, ответственно, потому что она чувствует все, мы пользуемся, поэтому нужно отдавать)

7. Обобщение.

Прочитайте последние строки рассказа: «Тогда я понял все».

-Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца? (до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.)

-Как вы поняли, о чем этот рассказ? (Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти человеку на помощь, если ее не уничтожать. Мы вместе с дедом ощущаем ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле. Спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе)

8. Домашнее задание.

Сочинить небольшой рассказ, в котором рассказать случай из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.

Прочитать сказку «Двенадцать месяцев» (с.91-106)







Приложение 1

(Ваня Малявин) (бабка Анисья) (аптекарь) (заяц) (ветеринар) (дед Ларион) (Карл Петрович)



Приложение 2

Главные второстепенные



Приложение 3



ДОБРО

любовь

забота


ЧУВСТВО

ДЕЛА



ПАМЯТЬ

сострадание

соучастие



отзывчивость


милосердие

помощь








Приложение 4

Задание: Подберите к героям рассказа характеристики, докажите на примерах из текста.

Забота Помощь Отзывчивость

Доброта Душевность Равнодушие

Понимание Помощь Сострадание

Милосердие Жалостливость Злость

Невоспитанность Жестокость Раздраженность

Грубость Нервность Сердитость

Соучастие Любопытство Строгость

Милосердие – черта личности, проявляющаяся в искренней помощи нуждающимся, в готовности помочь, простить.

Сострадание – черта личности, проявляющаяся в способности сопереживать другому человеку, воспринимать чужое горе как свое собственное.

Равнодушие- безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни.



Приложение 5

Фрагменты-описания природы.

  1. «Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах».

  2. «Ваня нашел на дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца...», «Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»

  3. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень». «Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар».

  4. «Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер».

  5. «Этой осенью я ночевал у дела Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь».

Приложение 6



Роль описаний природы

Горячий песок

1. фон

Бежит к ручью напоить зайца

2. Природа кормит, поит

Жара, зной

3. Персонаж, чинит преграды

Гром, дождь

4. Отражает события сюжета

Холодная осень

5. Противопоставляется душевному состоянию человека
























Природа служит выражению авторской идеи






Просмотр содержимого документа
«самоанализ 2 литер»

Самоанализ урока № 7

Предмет: Литература

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина. В.П.Журавлёв, В И.Коровин. – 6-е изд. – М.6 Просвещение, 2016. – 303 с.

Тема урока: «К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении»

Деятельностная цель: формирование умения анализировать художественное произведение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Обучать определению темы, идеи, проблемы, значения заголовка рассказа, роли описания природы в рассказе, а также художественной детали.

2.Совершенствовать умения давать характеристику персонажу.

Развивающие:

1.Развивать критическое мышление, умение анализировать поступки и характер героев.

2. Развивать умение адекватно оценивать поступки героев.

3.Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного.

4. Развивать умение обобщать, проводить мыслительные операции.

Воспитательные:

1. Формировать нравственные качества и ориентиры; ответственное отношение к природе.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, видеоролик, музыка Б.Трофимова, доска, учебник.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении материала по творчеству К.Г.Паустовского.

Урок построен с учетом психологических особенностей детей.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.Осознание, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.

2.Понимание проявлений доброты, понимание результата безответственного отношения к природе, ответственности за свои поступки.

коммуникативных УУД:

1.Грамотное оформление своих мыслей в устной форме.

2. Вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками. 3.Осуществление совместной деятельности в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3.Участие в общей беседе, соблюдение правила речевого поведения.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять тему и цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: владение навыками анализа художественного произведения (уметь определять тему, проблему, идею, значение заголовка, роль описаний и художественной детали, характеризовать персонажей).

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.


1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задача данного этапа –настроить учащихся на восприятие темы. Для этого я предложила учащимся посмотреть видео пожара в лесу под музыку из песни «Лесные пожары». После просмотра я организовала обсуждение. Таким образом, учащиеся связали сюжет видео с сюжетом рассказа «Заячьи лапы» (рассказ дети читали дома). Это помогло проверить, кто прочитал рассказ и поняли ли его сюжет. Далее я задала вопросы на первичное восприятие. Начала урок именно с пожара для того, чтобы дети установили причинно-следственные связи, анализируя рассказ «Заячьи лапы». Также это способствовало эмоциональному отклику в душе ребенка на гибель лесов. Некоторые учащиеся высказали свое мнение по этому поводу, так как в Иркутской области много погибает леса из-за безответственности человека.

2 этап: Определение тем урока. Задача данного этапа - путем анализа, через творческие задания определить тему урока.

Сначала предложила учащимся перечислить героев рассказа. Затем - поработать в паре, один учащийся работал у доски. Дети соотносили действующее лицо рассказа с изображением. Через коллективную проверку работы учащегося у доски каждый учащийся смог проконтролировать и оценить результат работы в паре. После этого я предложила проанализировать героев рассказа и распределить по конвертам в зависимости от степени значимости: главнее и второстепенные. Выслушав точку зрения нескольких учащихся и ее обоснование, я обратила внимание учащихся на то, что в одном конверте находятся люди и животные, что это не случайно. Таким образом, учащиеся под руководством учителя смогли сформулировать тему – Связь человека и природы. Работа по выявлению темы урока детям понравилась, им было интересно.

3 этап. Целеполагание Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока исходя из темы урока. С помощью ключевых слов, написанных на доске, учащиеся смогли формулировать цели занятия. Цели урока формулировались учащимися с помощью учителя. Фиксировались устно. Данный приём эффективен, так как помогает учащимся анализировать тему урока в правильном русле.

4 этап. Осмысление. Задача – выявить значение заголовка рассказа путём анализа персонажа, который находится в центре сюжета рассказа.

Для решения данной задачи сначала послушали подобранные дома учащимся пословицы о зайце. Далее путём коллективного анализа подобранных пословиц учащиеся выявили качества зайца, на которые указывает народная мудрость. С помощью наводящих вопросов учащиеся осознали, что заячьи лап – это художественная деталь. Таким образом, мы выявили, почему рассказ так назван. Данная работа в своем большинстве работала на сильных учащихся, слабые были на подхвате, поскольку требовала высоких аналитических способностей.

5 этап. Анализ героев рассказа и их поступков.

Задача – организовать работу по анализу героев рассказа, их внутренних качеств и поступков. Работу предложила начать с анализа высказывания Д.Лихачёва. Проанализировав его, мы коллективно составили кластер. Учащиеся записали в тетради, я на доске. Кластер помог в следующей работе по составлению словесной характеристики героев. Героев распределила по группам (учащиеся заранее были разделены на группы). Каждая группа, пользуясь карточкой-помощником, составили словесный портрет героев, обращаясь к тексту рассказа. Осуществляя совместную деятельность в группах по составлению портретов героев, учащиеся высказывали свою точку зрения и обосновывали ее, приводя примеры из текста. Использование карточек-помощников по составлению портретов героев было эффективным, они работали на учащихся с разным уровнем аналитических способностей учащихся, но в основном на слабых.

6 этап. Анализ фрагментов-описаний природы.

Задача через выявление функций описаний пейзажей в рассказе привести к осознанию художественной идеи рассказа.

Выразительное чтение эпизодов и их анализ с помощью наводящих вопросов помог учащимся понять, что человек и природа взаимосвязаны.

7 этап. Обобщение. Задача - сформулировать художественную идею рассказа. Анализируя последнее предложение рассказа, учащиеся смогли сформулировать, о чём рассказ «Заячьи лапы».

8 этап. Домашнее задание. Задача – дать задание с учётом способностей обучающихся. С целью контроля полученных знаний задание выбрано по развитию письменной речи, воображения.

Считаю, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания путём выполнения творческого задания по распределению героев рассказа на две группы – главнее и второстепенные. Открытие новых знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности с учителем, также и в сотрудничестве учащихся в паре. Для отработки умения анализировать действующих лиц рассказа был подобран дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, проверка индивидуального домашнего задания, самостоятельная работа учащихся по анализу героев рассказа путём подбора характеристик и доказыванием примерами из текста, исследовательская работа с текстом по выявлению роли описаний природы и выразительное чтение данных фрагментов. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала. Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные (схемы, иллюстрации), практические методы по выявлению роли и заполнению схемы, выразительное чтение фрагментов. Разнообразие методов позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Сложно было для учащихся выявлять роль описаний природы, но эта работа была вовремя подкорректирована учителем. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Детям было интересно анализировать героев рассказа, составлять схемы, так как визуально лучше запоминается материал.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!