СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г.Паустовский. Теплый хлеб. Урок литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определять идею произведения, воспитывать доброту

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский. Теплый хлеб. Урок литературы в 5 классе»

Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель:

обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;

развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела

Формулировка темы урока: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».

Закончите предложение

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

Как вы понимаете слова эпиграфа.

Эпиграф. Дарить тепло другим – согреваться самому.

II. Работа по теме урока.

1) Работа по вопросам.

– Кто является героями сказки?

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?

– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?

2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.

Основные правила работы в группе.

Чётко формулировать свои мысли.

Высказывать свою точку зрения.

Не перебивать друг друга.

Активно участвовать в обсуждении.

Высказывания подтверждать текстом.

2. Работа в группах.

1 группа (конь Мальчик).

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

2 группа (Филька).

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька назвал коня в злобе?

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).

– Какую историю рассказала Фильке бабушка? Чтение притчи

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

Исследование в парах (или индивидуально)

1 пара Найдите пословицы и поговорки в произведении.

2 пара Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?

3 пара Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые?

Почему у Фильки не замерзло сердце?

– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

(Это сорока и летний ветер)

– Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

3. Первичное закрепление.

– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?

– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?

Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.

1.Преодоление 2. Исправление 3. Раскаяние 4. Осознание
– Какова будет первая ступенька?

(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.) 

– Какова будет вторая ступенька?

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.) 

– Какова будет четвертая ступенька?

(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

– Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

III. Подведение итогов.

– В какой цвет вы покрасили добро?

(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)

– А как вы изобразили зло?

(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)

3) Анализ финальной части сказки.

Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

   Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

   Не причинять другим вреда, обиды.

   Отвечать за свои поступки, слова.

   Не бояться просить прощения, прощать.

IV. Домашнее задание.

Выбор и запись домашнего задания.

Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

V. Рефлексия.

Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

Умейте управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.

Споткнувшись – самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору –

Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!