СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Известные правители России и их связь с Плюсским районом

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Известные правители России и их связь с Плюсским районом»

Титульный лист


Псковский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Плюсская средняя общеобразовательная школа


МУЗЕЙ И ДЕТИ




Направление: краеведение



Методическая разработка открытого урока:


ИЗВЕСТНЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ И ИХ СВЯЗЬ С ПЛЮССКИМ РАЙОНОМ.







Автор разработки:

Бувакин Сергей Владимирович,

учитель истории МБОУ "Плюсская СОШ",

buvakin1992@mail.ru. 8(931)9043673/








Плюсса, 2023

Пояснительная записка


Тема урока: Известные правители России и их связь с Плюсским районом. 1

Автор разработки: Бувакин Сергей Владимирович, учитель истории.

Предмет: история

Класс: 6 А

Цели урока:

  • способствовать формированию любви к своему краю, родине;

  • способствовать развитию познавательного интереса к истории края;

  • познакомить с известными правителями России с древнейших времён до конца XVIII века, и выявить их связь с Плюсским районом.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты

  • сформировать представления о истории Плюсского края.

  • Метапредметные результаты

  • развивать навыки поискового чтения и читательской грамотности;

  • развивать навыки работы (сотрудничества) в группе;

  • Личностные результаты

  • формировать коммуникативные компетентности со сверстниками и взрослыми (учителями) в процессе образовательной деятельности;

  • формировать гуманистическое отношение к историческому наследию.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, краеведение.

Тип урока: изучение нового материла.

Место проведения: кабинет истории №33.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.


Ход (сценарий) урока


I. Организационный момент.


Здравствуйте, дорогие ребята! Я рад Вас приветствовать! Меня зовут Бувакин Сергей Владимирович. Сегодня я проведу у Вас урок истории, на котором Вам предстоит работать в группах, (представление групп, и их командиров) где Вы будете выполнять задания с текстом, картой, и историческим источником. Итогом станет конференция, на которой представители Ваших групп будут выступать с результатами проделанной работы.


Поэтому я Вас попрошу внимательно слушать, когда будут выступать с докладами другие группы, потому что в конце урока Вам предстоит выполнить тест и/или (викторину)


Таким образом, по итогам урока у Вас будет две оценки: первая - за тест, вторая - за активность на уроке, поэтому ребята, старайтесь, как можно больше, и правильно отвечать.


II. Этап целеполагания и мотивации.


2.1. Работа с физической картой Псковской области.


Ребята, а как Вы думаете, какой регион Российской Федерации показан на карте?


(Правильно, на карте показана Псковская область)


2.2. Чтение стихотворения о Плюсском районе.


Известно, что в Псковской области есть 24 района. Сейчас я Вам прочитаю стихотворение известного поэта, и Ваша задача будет, назвать, о каком районе идёт речь?


Ой ты, Плюсса - река!

Когда меня настигнет неудача,

Когда свою почувствую беду,

Иду к тебе и не могу иначе,

К тебе я успокоиться бегу.

Молчишь ты или целый день ворчлива,

Ты всё равно всегда поймёшь меня.

К тебе я подойду неторопливо,

Присяду как у доброго огня. (Розалия Шитикова)


(Совершенно верно, в стихотворении речь идёт о Плюсском районе)


2.3. Знакомство с портретами известных правителей России.


Молодцы ребята, с первым заданием Вы справились на отлично! А теперь мы познакомимся с Вами с портретами известных правителей России. Всё внимание на экран!


А) Портрет №1. В 12 км от Пскова, вверх по течению реки Великой, раскинулось село Выбуты. Некогда, когда и Пскова в помине не было, а люди поклонялись языческим богам, родилась в том селе и выросла красивая, скромная девушка. Она стала первой христианкой, крестившись в 955 году в Константинополе - столице Византийской империи.2


Ответ: великая княгиня Ольга.


Б) Портрет №2. Одна из великих страниц в истории русской земли и один из самых славных героев России, ставший одним из наиболее почитаемых святых. В годы правления Екатерины Второй был принят орден его имени, как наивысшая награда для полководцев.3


Ответ: Александр Невский.


В) Портрет №3. Известный русский царь, который прославился и реформами, и опричниной. В XVI веке получил выход к Каспийскому морю, присоединил Казань и Астрахань. В 1583 году заключил перемирие со Швецией на правом берегу реки Плюсса.4


Ответ: Иван IV Васильевич Грозный.


Г) Портрет № 4. Последний царь всея Руси (с 1682) и первый император Всероссийский (с 1721) из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как реформатор и человек, который прорубил окно в Европу.5


Ответ: Пётр I Алексеевич Романов.


Д) Портрет №5. Императрица Всероссийская, получившая прозвание Великая.6


Ответ: Екатерина II Алексеевна Романова.


Молодцы ребята, с этим заданием Вы справились на отлично! А теперь ответьте мне на вопрос, знаете ли Вы, с какими местами Плюсского района связаны все эти правители?


(Предполагаемый ответ: нет, не знаем)


2.4. Известные правители России и их связь с Плюсским районом.


Ребята, а Вы хотите сегодня на уроке узнать, как связаны:


А) Княгиня Ольга и деревня Которск?


Б) Александр Невский и речка Курея?



В) Иван IV Грозный и река Плюсса?


Г) Пётр I Романов и село Ляды?





Д) Екатерина II Романова и деревня Заполье?


(Предполагаемый ответ: да, хотим)


Отлично! А теперь, дорогие ребята, а как Вы думаете, что объединяет княгиню Ольгу, Александра Невского, Ивана IV Васильевича Грозного, Петра I, и Екатерину II?


(Правильно: это известные правители России)


Отлично! Молодцы, справились! А теперь, дорогие ребята, а как Вы думаете, что объединяет деревню Которск, речку Курея, речку Плюсса, село Ляды, и деревня Заполье?


(Правильно: это места, связанные с Плюсским районом)


А теперь, подумайте, о чём мы с Вами сегодня будем говорить на уроке?


(Правильно, тема сегодняшнего урока (на слайде))


Исходя из темы, мы поставим цель: познакомиться с известными правителями России с древнейших времён до конца XVIII века, и выявить их связь с Плюсским районом.


III. Изучение нового материала.


3.1. Работа в группах по 4 - 5 человек, выполнение заданий (8 - 10 мин).


Дорогие ребята, а сейчас, как я и говорил в начале урока, Вам предстоит творческая работа в группах. Обратите внимание у Вас на столах лежат: материалы с заданиями, историческая карта, исторический источник, и чистый лист А 4 для выполнения этих заданий.


Напомню Вам правила работы в группах, всё внимание на слайд:


1. Внимательно прочитать задания

2. Распределить обязанности в группе

3. Слушать внимательно, не перебивать друг друга


Результатом Вашей работы станет конференция, на которой представители Ваших групп будут выступать с докладами, поэтому я Вас попрошу внимательно слушать, когда будут выступать другие группы, потому что в конце урока Вам предстоит выполнить тест.


Пока Вы работаете в группах музыкальным оформлением станет опера русского композитора, который, как и известные правители России был связан с Плюсским районом.


Ребята, а как Вы думаете, какой композитор был связан с Плюсским районом?


(Предполагаемый ответ: Николай Андреевич Римский - Корсаков)


Обратите внимание, что время на выполнение работы будет 8 (10) мин.


3.2. Конференция, выступление с докладами, ответы на вопросы (5 мин).


IV. Итоговое закрепление.


4.1. Викторина (тест) по теме сегодняшнего урока на листочках.

4.2. Обмен листочками в группе, взаимопроверка, выставление баллов, и оценок.

4.3. Итоговое закрепление материала, опрос, возврат к цели урока.

4.4. Выставление оценок за активность в группе командирами на листочках.



V. Рефлексия.


5.1. Метод незаконченного предложения.


Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…





Приложение №1















Приложение №2


Физическая карта Плюсского района


Карта России в XVI веке. Мирный договор на реке Плюсса. 10 августа 1583 год.

Карта путешествия царя Петра Алексеевича Романова

по северной окраине Плюсского района


Карта путешествия императрицы Екатерины Алексеевны Романовой

по восточной окраине Плюсского района









Приложение №3

Личные дневники царя Петра Алексеевича Романова







Журнал Высочайшего Путешествия Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины II Самодержицы Всероссийской в полуденный край России, в 1787 году






Приложение №4


Группа №1

Великая княгиня Ольга в Плюсском районе


Задание:


1) Прочитайте текст, и назовите, какое поселение в середине X века сгорело в огне в результате похода великой княгини Ольги, и отметьте его на карте Плюсского района.


2) Используя текст, напишите рассказ (доклад) о походе княгини Ольги на Которск.


X век стал временем расцвета племенных центров словен, располагавшихся в бассейне рек Луги (Городец), Мсты (Любытино) и Плюссы (Которск). Как установили археологи, обитатели Которска участвовали и в торговых, и в военных делах русских князей.


В середине Х века поселение Которск сгорает. Вполне вероятно, что это след похода княгини Ольги в 947 году. Двигаясь по Луге, а с Луги на Псков, она устанавливала оброки и дани, и не могла миновать Которска. «В лето 6455 (947). Иде Вольга Новугороду, и установи по Мсте погосты и дани и по Луге оброки и дани” - гласит «Повесть временных лет”.


Стоит отметить, что великая княгиня Ольга эти местные центры, в последствии, превратила в погосты, то есть места сбора дани с подвластных племён, и в центры ремесла, и торговли. Погосты (Петровский, Дремяцкий, Передольский, Косицкий, Хмерский) вытянулись цепочкой вдоль Луги и далее в верховья Плюссы, в сторону Пскова. Они были удалены друг от друга примерно на 15 - 25 км, то есть на расстояние дневного перехода, и составляли единую систему. Которский погост, среди них, был крайним звеном в этой цепочке.









Группа №2

Путешествие в прошлое: неизвестная битва Александра Невского


Задание:


1) Прочитайте текст, и назовите, по какой реке Плюсского района ходил Александр Невский? И на какой реке Плюсского района состоялась неизвестная битва полководца?


2) Используя текст, напишите рассказ (доклад), как река Курея связана с именем полководца, и о неизвестной битве Александра Невского на территории Плюсского района.


Плюсский край имеет много мест, которые тесно переплетаются с величайшими личностями, сыгравшие ключевую роль не только в истории региона, но и России. Известно, что XVIII веке наш район посетили и Пётр I, и Екатерина II, а в XIII веке здесь был сам Александр Невский. Сегодня мы совершим экспедицию по тем местам, где ходил князь, и постараемся выяснить, связан ли наш Плюсский район с именем знаменитого полководца?


Первая наша остановка – это небольшая деревня Курея в Плюсском районе:


Есть у нас небольшая деревня Курея, которая располагается у места слияния рек Курея и Плюсса. Название «курья» заимствовано у финских языков и в словаре Владимира Даля обозначает заводь, речной залив, рыбное угодье, заливной приток, которому нет названия. В прошлом, река Курея являлась частью торгово - военного пути от Великого Новгорода к Чудскому озеру, а в XIII веке по этой реке ходил сам полководец Александр Невский.


Из книги Георгия Караева, Александра Потресова «Загадка Чудского озера». «Да, Александр точно ходил по нашей реке. Но он больше по Курейке ходил. Да двести, триста лет назад, кому надо в Новгород, по Курейке ходили, а там в Ситню, в Шелонь, в Ильмень - озеро, тут до Новгорода рукой подать. На вопрос, откуда он знает об Александре, отвечает: а нам деды сказывали, а им их деды» - из рассказа деда с Кироновой Горки на реке Вёрдуге.


Вторая наша остановка - это река Вёрдуга в Плюсском районе:


Теперь озеро Вёрдуга не питает больше одноимённую реку. От него прорыт канал в реку Сабу с целью осушения торфяного массива и озеро умирает. Дно его покрыто 2 м. илом, и местами оно обмелело. Река Вёрдуга, собственно говоря, такой реки нет, после прорытия самотечной канавы, вода пошла вспять, на север, в Сабу, в Ленинградскую область.


Из книги Георгия Караева, Александра Потресова «Загадка Чудского озера». В двух километрах от деревни Стаи через реку Вёрдугу Александр Невский приказал здесь построить дубовый мост и перевёл по нему свои войска, и на правом её берегу бился с врагом. Из летописи мы видим, что князья, которые шли в поход, приказывали: «сбирайте войска, мостите мосты». На том месте, где по указанию населения была битва, (в 400 м от правого берега Вёрдуги (бывшего русла), у дороги, которая ведёт из Стаи в Борки), стоят два больших круглых кургана. Один высотой 5 метров, другой - около 7 метров. В отвалах одного раскопа найден фрагмент керамики с орнаментом. Народ из деревни Стаи говорил, что они копали здесь в 1928/1929 году и в восточном кургане нашли «длинный меч» (вероятно, двуручный) и «каску со стрелкой» - вероятно, древнерусский шлем. Находки эти хранились в школе, но во время Великой Отечественной войны она сгорела, и предметы эти пропали.


Дуб в этой местности теперь не растёт, но в траншее магистрального канала встречается на глубине 2 - 3 м много карчей мореного дуба. Это позволяет сделать однозначный вывод, что в древности река Вёрдуга была судоходной. Низкий мост мешал бы судоходству. Высокий - для одного только перехода войска вряд ли смогли бы быстро поставить, Факт постройки моста на судоходной реке был столь необычен, что о нём помнят семь веков.


Таким образом, подводя итог нашей экскурсии, мы видим, что величайший полководец Александр Невский действительно был на территории нашего Плюсского района.











Группа №3

Мирный договор на реке Плюсса 1583 года


Задание:


1) Прочитайте текст, и назовите, на какой реке был заключён договор со Швецией?

2) Прочитайте текст, и назовите (перечислите), какие русские города (земли) отошли к Швеции по итогам мирного договора на реке Плюсса 1583 года? Отметьте их на карте.

3) Используя текст, напишите рассказ (доклад) о мирном договоре на реке Плюсса.


10 августа 1583 года на правом берегу реки Плюсса, к северу от города Пскова, был подписан мирный договор, сроком на 3 года, который оформили два средневековых государства – Швеция и Россия, и который завершил Ливонскую войну, длившуюся 25 лет (1558 – 1583). Согласно этому мирному договору, Швеция сохранила аннексированные русские города: Ивангород, Копорье и Корела со своими уездами, таким образом, установив полный контроль над Ингерманландией. Россия сохранила узкий проход к Балтийскому морю.



Группа №4


Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по территории Плюсского района, Псковской области


Задание:


1) Прочитайте текст, и личные дневники царя, и назовите, какие места Плюсского района, и в каком году, посетил царь Пётр I. Отметьте их на карте.

2) Используя материал, напишите рассказ (доклад) о путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по территории Плюсского района.


В 1697 - 1698 году Пётр Алексеевич вернулся из Великого посольства в Европу, и после празднования первого для России Нового Года с ёлкой (7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по юлианскому календарю) Пётр I начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. Для начала, царь планировал занять Нарву, отправив к ней свыше 60 000 солдат.


Маршрут армии известен нам из личных дневников царя за 1700 год. Двигаясь из Новгорода на запад по старой, известной более 500 лет дороге Новгород - Гдов, армия дошла до с. Ляды, затем повернула на север - к Нарве.


17 сентября 1700 года Пётр Великий и его армия остановилась на ночлег в деревне Заполье, здесь армия отдохнула, набралась сил и двинулась дальше в путь. Вот, что мы прочитали в личном дневнике царя: по утру отсель [от Бельского погоста] пошли; к вечеру пришли в деревню Заполье. Ночевали.


18 сентября 1700 года армия Петра Великого приехала в деревню Пелешок, Плюсского района, Псковской области, где его встретили представители разветвлённого дворянского рода. К вечеру Пётр Алексеевич Романов приехал в деревню Харламовы горы, где и переночевал в имении Скобельцына. Вот, что мы прочитали в отрывке из личного дневника царя: по утру поехали; приехали в д. Пелешок. Перед вечером приехали в д. Харламовы Горы. Ночевали.


Путешествие императора Петра I по северной окраине Плюсского района показано на рисунке красной линией. В некоторых местах, 300 лет спустя, маршрут Петра указать достаточно трудно. Скорее всего, дорога проходила через погосты - Бельской, Лядской, но есть версия, что армия шла параллельно старой дороге Новгород - Гдов. Как указал местный краевед Анзель, наиболее вероятным маршрутом от Харламовой Горы к Самро является дорога через Аксентьево (Пушкино) Будилово, хотя исключить проход армии или части армии по дороге на (Пустыньку) Будилово нельзя. Сомнительно и путешествие Петра через Заянье, ибо оно находилось у опального Милославского, сторонника брата Петра I - царя Ивана Алексеевича (уточнение краеведа Назарова). Однако, безусловные места пребывания Петра Алексеевича Романова имеются в Поплюсье (Лядском погосте) - Заполье, Пелешок и Харламова Гора. В Харламовой горе Пётр I Романов ночевал в имении Скобельцына (Назаров).


Таким образом, это путешествие имело хоть и печальную, но огромную роль в истории России. Вместе с пехотинцами к Нарве двигался обоз из 10 000 телег, промозглая погода затрудняла его путешествие, телеги увязали в грязи и ломались. Обеспечение русской армии было плохо организовано: и солдаты, и лошади плохо питались, к концу похода от голода и недоедания начался мор лошадей. Обмундирование солдат растрепалось и расползалось по швам.


В силу того, что дорога была довольно трудная, армия Петра Великого сократилось, и ему удалось сосредоточить у Нарвы лишь её половину - около 35 000 человек. Как результат, имело место ряд неудач от шведского, всего лишь, восьмитысячного корпуса, после которого русскую армию на несколько лет перестали воспринимать в Европе как достойную силу, а Карл XII поверил, что победил Россию. Однако, стоит отметить, что этот поход, через Плюсский район, имел и другое значение: Пётр осознал необходимость преобразований и реформ в России, в первую очередь, в области армии и флота. Через два года Россия заняла Нотебург (Шлиссельбург), через полгода - Ниеншанц, и был основан город Санкт - Петербург. Окончательно шведская армия была разгромлена в Полтавской битве 1709 года, а король Карл XII, с горсткой солдат, покинул пределы Российского государства и отправился в турецкие владения.









Группа №5

Высочайшее Путешествие Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины II Всероссийской по Плюсскому району


Задание:


1) Прочитайте текст, и личные дневники, и назовите, какие места Плюсского района, и в каком году, посетила Екатерина II. Отметьте их на карте.

2) Используя материал, напишите рассказ (доклад) о путешествие Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины II по Плюсскому району.


В субботу 2 января нового 1787 года, после молебна, в грандиозное путешествие по Российской империи отправилась, невиданная по числу участников и роскоши, экспедиция во главе с российской императрицей Екатериной II. Поездка растянулась на 6 тысяч километров: Санкт - Петербург - Луга - Великие Луки - Смоленск - Киев - Севастополь - Таганрог - Азов - Белгород - Курск - Москва - Новгород - Санкт – Петербург. Для путешествия строились новые дороги и путевые дворцы; сёла перестраивались в города, например, Луга; строились новые города, например, Алешин - на левом берегу Днепра.


Стоит отметить, что путь пролегал и через наш Плюсский район.


Прямой дороги Городец - Заполье в XVIII веке не было, дорога шла через Ширеги - Крици, обходя Заплюсье по большой дуге. Иначе шла и дорога Заполье - Большие Льзи. Таким образом, Высочайшее Путешествие императрицы Екатерины II Всероссийской, по восточной окраине Плюсского района, обозначено на карте красной линией. Имеются и записи этого путешествия: 8 января, по утру без четверти в 9 часов, начался поход чрез Городец, Заполье.



Приложение № 5

Викторина (тест)

ИЗВЕСТНЫЕ ПРАВИТЕЛИ РОССИИ И ИХ СВЯЗЬ С ПЛЮССКИМ РАЙОНОМ


1) Назовите, какое поселение в X веке сгорело в результате похода княгини Ольги?

________________________________________________________________________

2) Назовите, по какой реке Плюсского района ходил Александр Невский? И на какой реке Плюсского района состоялась неизвестная битва великого русского полководца?

________________________________________________________________________

3) Назовите, на какой реке был заключён договор со Швецией? Назовите, какие русские города отошли к Швеции по итогам мирного договора на реке Плюсса 1583 года?

________________________________________________________________________

4) Назовите, какие места Плюсского района, и в каком году, посетила Екатерина II?

_______________________________________________________________________

5) Назовите, какие места Плюсского района, и в каком году, посетил царь Пётр I?

________________________________________________________________________

Тест (викторина) макс. 5 б.

Оценка за тест

(викторину)

Активность

на уроке макс. 5 б.

Оценка за активность на уроке

Итого




















Приложение №6




1 Плюсса - небольшой посёлок, который располагается в Псковской области.

2 Павел Васильевич Ильин.

3 Фёдор Антонович Моллер и Павлова Мария, выпускница Плюсской средней школы.

4 Царский титулярник 1672 года.

5 Готфрид Кнеллер и Павлова Мария, выпускница Плюсской средней школы.

6 Фёдор Степанович Рокотов.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!