СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение основ изображения в графике и живописи как эффективный способ повышения качества обучения.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителя является важным и значимым, когда ученики с удовольствием ждут с нетерпением урок, с удовольствием работают на уроке. Учитель будет всегда гордиться тем, что его ученик впитает знания и умения, и они прорастут на благодатной почве в удивительные навыки и профессионализм в определенной предметной области. Элементы моей темы по самообразованию я включала в доклады, мастер- классы на РМО по изобразительному искусству. Полную работу по теме публикую на своем сайте. надеюсь, что учителям по изобразительному искусству они окажут действенную помощь.

Просмотр содержимого документа
«Изучение основ изображения в графике и живописи как эффективный способ повышения качества обучения.»

Романенко А. В. Учитель изобразительного искусства



Изучение основ изображения в графике и живописи как эффективный способ повышения качества обучения.

Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

В системе художественной педагогики основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Учитель должен донести до учащихся представление о том, что искусство- это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.

Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспектов:

  • познавательного, связанного с решением объёма знаний;

  • развивающего – с усложнением усваиваемого содержания;

  • воспитательного – с формированием отношений.

Задачи ставятся и решаются в каждом моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке. Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.

В практику вошли разнообразные типы уроков:

1) Урок восхождение –это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств. Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению. Этот урок отличается от традиционного урока тем, что он проектируется, строится на основе художественных методов познания, эмоционально-образного мышления, а не только на законах рациональной логики.

2) Вернисаж проводится в заключение темы на обобщающих уроках четверти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ, тематическая выставка, отчёт или подборка работ одного ученика. Вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на их профессиональных выставках, в музеях, формирует оценочные суждения учащихся.

3) Защита проектной работы - готовится задолго до конца учебного года. Обучающиеся выполняют практическую часть проекта: несколько композиций по теме в любом материале. Теоретическая часть (пояснительная записка) включает исследовательскую часть и подробное описание каждого этапа работы с выводами и эскизами. Защита включает презентацию ученика, его выступление, демонстрацию эскизов и работ, ответы на вопросы оценочной комиссии. Это очень торжественный в жизни учеников день с приглашением гостей.

4) Урок-экскурсия, урок изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Часто такой возможности нет, но можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Во время экскурсии дети делают зарисовки, наброски (чёрный, цветной карандаш, уголь, фломастеры).

5) Проблемный урок в педагогической практике. Проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как предложение (обычно самим педагогом) для обсуждения двух или нескольких разных, в том числе и противоположных точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее “верную”. Ученикам задаются задачи по искусству, которые предстоит решить. В ходе обсуждения возможных вариантов они должны предложить свой ответ.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:

  • метод проектов;

  • обучение в сотрудничестве;

  • дифференцированное обучение.

Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Уроки изобразительного искусства надо строить на зрительном ряде, использовать возможности мультимедийного оборудования – все это облегчает подготовку учителя к уроку и позволяет максимально реализовать разнообразие наглядности. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.

Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

Урок становиться более результативным, если в его основу положено следующее:

  • привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

  • принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

  • проведение урока с мультимедиа выступлением;

  • выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся;

Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.

Фильм – презентация –используется в беседах об искусстве. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Фильмы- презентации могут выполнять сами ученики в качестве домашнего задания. Чтобы выполнить задание им приходится изучать больше учебного материала, чем они бы это сделали на уроке. Желательно темы подбирать для таких заданий узкие. (история какого-либо памятника культуры, его внешний вид, интерьер, значение в искусстве или сравнение двух художественных произведений одной эпохи и т.п.)

Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования и контроля знаний.

Результатами обучения является приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач) и опыта эмоционально- ценностных отношений (т.е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально – нравственных, духовных отношений, выраженных в художественных образах). Общая функция современного урока- целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. С детства духовная культура формирует личность каждого человека независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества. Использование новых технологий позволит детям глубже изучить предмет и самим сделать свой вклад в современное искусство.

Изучение основ изображения графики и живописи помогает повысить качество обучения. Сначала разберемся, что графика и живопись заключают в себе.

Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать.

Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный.

Виды графики.

Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

Графические техники.















Графические материалы

Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами.

В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п.

Актуальность проблемы исследования.

Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимает видное место в изобразительном искусстве. «Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей», - считает современный теоретик искусства Егоров Ф. И.

Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в области массовой агитации и пропаганды. Графика служит средством воспроизведения живописи и скульптурных работ.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Рисунок как самостоятельная область творчества может быть художественным и творческим. Это такой рисунок, когда художник не копирует предмет, а выбирает самое важное и характерное, усиливает его, опуская всё второстепенное. Такой рисунок играет огромную роль в развитии художественного вкуса, имеет большое познавательное и воспитательное значение, например рисунки В. А. Серова к басням И. А. Крылова.

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании.

Замечательный художник Марк Шагал считал, что основой обучения будущего художника является реалистическое искусство. Он писал: «Учить в художественной школе надо реалистическим методам, молодых художников прежде всего следует крепко поставить на ноги... другое дело, как будет развиваться художник после завершения учёбы... Во всех художественных школах мира реалистические принципы обучения одни и те же».

Рисунок имеет большое значение в практической деятельности школьника, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их рас положения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. «Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и различных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники», - отмечали в свое время теоретики искусства.

Знакомство с мнением авторитетного учёного, художника и педагога Б. М. Неменского в книге «Мудрость красоты» даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами - это необходимый компонент художественного развития детей.

  Цвет - важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов.

Только живопись способна эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами. В своем исследовании А.А.Горбенко пишет: «Все жанры  искусства отражают разные стороны бытия, из которых складываются представление о мире и человеке.  Но живопись – самый привычный вид из всех видов изобразительных  искусств – способна наиболее полно передать все многообразие мира, в котором мы живем, во всем его безграничном многоцветии».         В системе подготовки  важное значение имеют вопросы теории живописи. В живописи изображение действительности реализуется через художественный образ, посредством изобразительного языка – выразительных средств живописи. К художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст. Разобравшись с этими понятиями, можно постичь азы изобразительной грамоты, знакомиться с произведениями художников, научиться работать карандашом, кистью, красками, придумать свои узоры, рисунки, композиции.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным. Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.
 По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды:

  • масляная;

  • темперная;

  • восковая (энкаустика);

  • эмаль;

  • клеевая;

  • водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др.

В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна [3, с.94]. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Живопись и рисунок неотделимы друг от друга. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. 
Одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе и эстетическое.

Процесс творчества позволяет человеку ощутить положительный настрой, освободиться от стереотипов и приобрести внутреннюю свободу. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения и способами релаксации. Оставаясь на бумаге или в каком-либо другом образе, переживания становятся более осознанными, четкими и менее болезненными. Человек получает положительные эмоции от взаимодействия с искусством, с красками, глиной, музыкой, книгой и, видя результат своего творчества, испытывает удовлетворение, повышается его самооценка. Сейчас много говорят об арттерапии. Особенно актуально применение арттерапии в работе с детьми. В наш век дети являются наиболее уязвимыми к изменениям в окружающем мире. Они постоянно находятся в центре урагана различной информации и совсем не умеют расслабляться и отдыхать. Дети очень часто остаются наедине со своими проблемами. А занятия искусством помогают им понять свое внутреннее состояние, помогают самовыражению и релаксации.

Так что такое арттерапия?

Арттерапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арттерапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арттерапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

Метод лечения живописью применяют и в России. По некоторым данным исследования групп пациентов врачами психо-неврологами отмечается, что пейзажи, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать состояние депрессии. Врачи говорят: «Настоящее искусство всегда даёт лечебный эффект. Оно – отличный анальгетик».

В чем значимость арттерапии?

Во-первых, это достаточно простой путь для налаживания контакта с детьми с помощью красок, глины, сказок, музыки – того, чем так нравится заниматься большинству детей.

Во-вторых, дети в силу возраста еще не знают, как понять то, что происходит внутри них, не умеют осознавать и формулировать собственные проблемы. Тогда им предлагается простой способ выразить все, что они хотят, с помощью красок, глины, песка и др.

Рисование позволяет ребенку выразить то, что он знает, чувствует, но не может высказать и сформулировать словами. Как утверждал К.Д.Ушинский, «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Несомненным преимуществом арттерапии с детьми является то, что, глядя на рисунок, специалист может понять беспокоящие ребенка переживания, а ребёнок оставляет весь негатив вовне. Арттерапия позволяет получить доступ к переживаниям детей. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для предотвращения детских страхов.

Не менее эффективным средством является арттерапия и в подростковом возрасте. В этот момент подросток сталкивается с множеством внутренних противоречий, таких как: принятие себя, своей внешности, своего внутреннего мира, стремление и в то же время неумение взаимодействовать со сверстниками, непонимание со стороны родителей и др. Арттерапия эффективна тем, что позволяет выражать свои мысли и чувства. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда наблюдаются трудности самовыражения и самопрезентации.

В арттерапевтических занятиях важно установление доверительных отношений. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и комфортно. Дети легко отвлекаются, не всегда могут контролировать себя, поэтому важно в работе с детьми идти за желаниями ребенка, что и позволяет сделать арттерапия по своей сути. Арт-терапия дает возможность ребенку проявить себя и формирует положительный опыт самовыражения.

Краски, бумага, кисточки – все это для ребенка является привычными средствами, в работе с которыми он не испытывает сложностей, и поэтому все силы он отдает на выражение своих мыслей, эмоций, чувств. Но есть и сложности. Ребенок, считающий, что он не умеет рисовать, может испытывать дополнительную тревогу в связи с необходимостью использовать предложенные ему материалы.

Дети, которые не любят рисовать красками, с удовольствием берут в руки графические материалы. На уроках изобразительного искусства у школьника должна быть свобода выбора художественных материалов. Следует ненавязчиво, более мягко приучать осваивать разные графические материалы, не застревать на одних и тех же материалах или техниках. Также хорошей альтернативой выступает техника коллажа, при которой ребенок создает образы на бумаге с помощью фотографий, картиной, иллюстраций. Такой вид деятельности редко вызывает у детей негативные эмоции, скорее наоборот. При составлении коллажа интересен и процесс, и результат этой деятельности. Эта техника дает возможность детям найти интересное решение, не имея при этом способностей к рисованию, что ограничивает применение многообразия техник в арттерапии. Кроме того, коллаж является хорошим диагностическим средством. Раскрытие способностей – главная задача по ФГОСам.

Польза арттерапии

Можно сказать, что арттерапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше подсознание взаимодействует с сознанием.

Арттерапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий артом человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арттерапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Арттерапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арттерапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, даигностическая и развивающая.

По данной теме самообразования я работала три года на уроках и во внеурочное время. Я твердо убеждена, что нет детей, которые не умеют рисовать. Главное – желание и тренировка. Нет желания, нет тренировки – не будет результата. Результаты обучения, продуктивное участие ребят в различных конкурсах, динамика успеваемости производят хорошее впечатление.



Учебный год


2013 – 2014


2014 -2015


2015 -2016


успеваемость

100

100

100

качество

91,5

93

97,5



Примечание: о продуктивности участия моих учеников в конкурсах можно посмотреть в разделе «Достижения моих учеников».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!