СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение содержания и методов обучения монологической речи в детском саду Э.П. Коротковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение содержания и методов обучения монологической речи в детском саду Э.П. Коротковой»

Подготовила презентацию: Дмитриева Елена, студент 3 курса Направление: Дошкольное образование. Логопедическая деятельность  Изучение содержания и методов обучения монологической речи в детском саду  Э.П. Коротковой

Подготовила презентацию: Дмитриева Елена, студент 3 курса

Направление: Дошкольное образование. Логопедическая деятельность

Изучение содержания и методов обучения монологической речи в детском саду Э.П. Коротковой

Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях

Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях

учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь; Задачи, стоящие перед педагогом помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно
  • учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь;

Задачи, стоящие перед педагогом

  • помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;
  • развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно
Подготовительный этап Формирование навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

Подготовительный этап

Формирование навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В средней , старшей и подготовительной к школе группах проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта.  В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет С ними также используют игрушки,но Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

В средней , старшей и подготовительной к школе группах проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта.

В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет

С ними также используют игрушки,но

  • Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.
  • Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов Творческие рассказы Рассказы на реалистические темы Рассказы на сказочные сюжеты требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов создаются при активной работе воображения ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта) Однако и здесь широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности.

B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов

Творческие рассказы

Рассказы на реалистические темы

Рассказы на сказочные сюжеты

требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов

создаются при активной работе воображения

ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями

К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта)

Однако и здесь широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности.

По форме рассказы делятся Сюжетные Описательные Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

По форме рассказы делятся

Сюжетные

Описательные

  • Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения

у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности

  • Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. Д Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Важным приемом обучения являются вопросы , с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя) . Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.

Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек

  • Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. Д
  • Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия
  • Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета.
  • Важным приемом обучения являются вопросы , с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания
  • Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя)
  • . Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам.
  • Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Рассказы по картине рассматривание картин с беседой о них составление детьми рассказов на материале картин дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п

Рассказы по картине

рассматривание картин с беседой о них

составление детьми рассказов на материале картин

дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать

способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены

рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п

01 03 02 Этапы обучения детей рассказыванию по картине В среднем дошкольном возрасте Подготовительный этап детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя Старший дошкольный возраст ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины

01

03

02

Этапы обучения детей рассказыванию по картине

В среднем дошкольном возрасте

Подготовительный этап

детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно

имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя

Старший дошкольный возраст

ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины

Занятия по пересказу литературно-художественных произведений

  • Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога
  • Перед повторным чтением воспитатель дает установку на внимательное прослушивание для последующего пересказа
  • приемы — совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т. Д
  • Важным методическим приемом является оценка детского пересказа
  • Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал
  • воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать
  • После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой — выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения
  • Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность
  • . Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа.
  • На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают его и заканчивают. Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.
  • Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей
Рассказывание на темы из личного опыта Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно , толково , понятно для слушателей , говорили выразительно , не торопясь , достаточно громко   учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной  следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Рассказывание на темы из личного опыта

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно , толково , понятно для слушателей , говорили выразительно , не торопясь , достаточно громко

учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной

следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения

Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы    правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью  указывать место и время описываемых событий; пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий

Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью указывать место и время описываемых событий; пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи;  продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;  четко, ясно излагать свои мысли;  указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий . Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи; продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни; четко, ясно излагать свои мысли; указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий

  • . Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!