МКОУ Вараксинская ОШ
Методические
рекомендации по
проведению
практической работы
«Изучение снежного покрова»
(6, 8 кл.)
Учитель географии Кузьмина С.В.
Изучение снежного покрова
Краеведческий подход к обучению географии дает возможность учителю не только передавать готовые сведения, но и развивать у учащихся самостоятельность в работе с различными источниками географической информации, умение правильно анализировать и делать необходимые выводы. Но, чтобы это осуществлять, важно наладить внеурочную кружковую работу.
Для организации интересных внеклассных занятий учитель географии имеет большие возможности. Сколько полезных навыков и знаний могут получить школьники, если систематически проводить работу по изучению природных процессов на территории своей области, по выявлению ПТК, охране природы и рациональному использованию естественных ресурсов. Вести такую работу можно круглогодично и, конечно, в полевой обстановке. Подыскать участок для исследований можно в ближайших окрестностях школы.
В зимний период также можно организовывать экскурсии в природу. Ведь для географии важен комплексный подход к изучению того или иного объекта, явления. Не организуя работу по наблюдению зимней природы, мы тем самым вычеркиваем из поля зрения важный длительный период в жизни того или иного ландшафта.
Нельзя забывать и о том, что значительный период учебного года приходится на зимнее время. На большей территории нашей страны устанавливается устойчивый снежный покров, который в полосе 50—60° с. ш. лежит с ноября по апрель. Все это подтверждает то, что строить работу необходимо так, чтобы проводить интересные занятия и зимой.
Выходы в природу можно проводить в феврале-марте. В школьной программе по географии такие экскурсии не предусмотрены, поэтому работу можно провести или в какое либо внеурочное занятие, если нет свободного времени или в географическом кружке. Результат превзошел все ожидания. Школьники с интересом вычисляли запас воды в снеге, измеряли температуру на поверхности снега и на почве, брали пробы снега на загрязненность и т. д.. Следует сказать, что большинство учеников и не представляли, что зимой можно наблюдать интересные явления природы, получить необходимые знания недалеко от школы. Занятия в дальнейшем можно проводить по более широкой теме — «Природа зимой». Учащиеся наблюдали не только за снежным покровом выбранного участка, но и за всем природным комплексом.
Всю работу можно разделить на три этапа: подготовительный период, наблюдения в природе (экскурсия), обработка результатов наблюдений и подготовка докладов. На подготовку к экскурсии следует отводить примерно 3 ч. На первом занятии-беседе учитель должен заинтересовать кружковцев, вызвать желание изучать зимнюю природу, и особенно снежный покров. Рассказ преподавателя базируется на определенных знаниях учащихся. Такими опорными знаниями служат сведения, которые были получены при изучении ботаники и зоологии (вопросы изменения жизнедеятельности растений и животных по временам года), географии в 6 классе (понятия о твердых осадках и снежном покрове).
Первую беседу мы начинали с вопроса о том, что знают школьники о снеге, его свойствах, о роли снега в жизни растений и животных. Учитель дополняет ответы учащихся. Затем следует вспомнить о том, что сказано о снеге в учебнике географии для 6 класса: «В зимнее время на землю выпадает снег. Снег играет важную роль в жизни растений, так как сохраняет озимые от вымерзания. Народные пословицы гласят: «Много снега — много хлеба», «Снег глубок — хлеб хорош». Даже в 30-градусный мороз при толщине снежного покрова в 50 см температура почвы будет только —3°С, а такую температуру легко переносят зимующие под снегом растения».
Учитель поясняет, что под снегом сохраняются не только озимые (культурные) растения, но и естественная растительность, в снегу укрываются от мороза некоторые животные. Далее следуют вопросы к учащимся: «А почему холодный, казалось, бы снег сохраняет тепло почвы? Почему чем рыхлее снег, тем меньше промерзает почва?»
В беседе о значении снега обязательно нужно отметить, насколько велика его роль в питании рек. Конечно, нельзя не напомнить о том, что если не проводить соответствующих мероприятий (посадку лесополос, отводные каналы и др.), то весной снег может превратиться в грозную силу и привести к развитию эрозии. Снег как компонент природы оказывает влияние на формирование всего природного комплекса.
Для беседы можно использовать учебник 6 класса, рассказ «Снежный десант» из хрестоматии по физической географии (сост. Н.А. Максимов. – М.: просвещение 1990 г.)
Далее учащихся знакомятся с особенностями той территории, где будут проходить наблюдения. Следует восстановить знания о рельефе, почвах, растительности выбранного участка. Особое внимание надо уделить климатической характеристике, познакомить со средними показателями зимнего сезона (температурой, высотой снега, количеством осадков, средним запасом воды в снеге, датой установления снежного покрова, промерзаемостью почв и др.). Будет еще лучше, если подготовку к зимним наблюдениям начать осенью и школьники непосредственно побывают на местности, заранее наметят направления маршрутов снегомерной съемки, сделают орографические профили, выделят точки основных наблюдений. Удобны для изучения участки долины реки, ручья, склоны холма с чередованием открытых и заселенных участков, места с западинами. Тогда можно увидеть различия в распределении снежного покрова в зависимости от рельефа, растительности и т. д.
На третьем этапе учитель знакомит учащихся с инструментами, приборами, которыми они будут пользоваться в полевых условиях. Из оборудования следовало бы иметь: плотномер (снегомер), однометровую рейку, термометры для измерения температуры воздуха и снега, мерные стаканы, компас, лупу, лопату. Необходимо иметь блокнот для записи показаний, простые карандаши.
Учащимся надо пояснить, как определить запас воды в снеге. Его рассчитывают по формуле: S= d • 10 • h, где S — запас воды в снеге; d — плотность снега; h — высота снега. Учитель объясняет понятие «плотность снега» (отношение объема воды, полученной при растапливании пробы снега, взятой из снежного покрова, к объему снега этой пробы). При работе с плотномером она
вычисляется по формуле: d =n/10·h,
где n —число делении весов плотномера.
Все виды работ на экскурсии необходимо распределить между ребятами: измерение мощности снега в различных местах по маршруту, плотности и запаса воды; наблюдение за температурой воздуха на поверхности снега и почвы, изучение состояния растительности и животного мира; вопросы охраны природы (в частности, загрязнения среды); наблюдение местных признаков погоды.
Итак, подготовительная работа проведена, Наступает, пожалуй, самый ответственный момент — изучение состояния природы зимой. Не следует брать особенно большую площадь для маршрута. Учащимся важно научиться вести снегомерную съемку, увидеть, насколько отличается снежный покров одного места от другого, получить определенные трудовые навыки. В процессе наблюдений учитель должен обратить внимание на необходимость знания основных свойств снега, что важно, скажем, в деле снегозадержания. Так, прикатывание снега на полях может сказаться на большей промерзаемости почв и быстром таянии его весной при солнечной погоде, что не способствует впитыванию талых вод..
Эти сведения очень нужны всем работникам сельского хозяйства. Материал, накопленный за несколько лет, позволит сделать выводы о том, как характер того или иного зимнего сезона влияет на развитие ландшафта. Это может иметь определенное народнохозяйственное значение.
Организация предлагаемой нами работы со школьниками имеет профориентацион-ную направленность обучения географии в 6-9 классах..
С каким классом проводить наблюдения за зимней природой и в каком объеме, может решить сам учитель, исходя из уровня подготовки учеников. На наш взгляд, лучше всего остановиться в выборе на VII классе, где учащиеся имеют и больше знаний, и самостоятельности в применении их на практике. Описанный вид зимней работы следует рассматривать как один из этапов подготовки к весенней экскурсии по выявлению ПТК своей местности и мер по их рациональному использованию и охране (8 класс). Правда, усовершенствованной программой по географии предусмотрено близкое к этому задание по экскурсии в 6 классе («Ознакомление с природными комплексами»). Кроме того, в 6 классе предлагается провести практические работы по измерению толщины снежного покрова, наблюдения за погодой, а в 8 классе — снегомерную съемку. Значит, если в работе участвуют школьники разных классов, то и задания для них должны отличаться (для шестиклассников они сокращаются).
Выход в природу лучше осуществить в конце зимы (в средней полосе — в марте). Взяв приготовленное оборудование, учащиеся в назначенный день идут для полевых наблюдений на заранее выбранный участок. Время работы не должно превышать 1—2 ч., а протяженность маршрута (в зависимости от характера местности) — от 500 до 1000 м.
Для основных наблюдений следует выбрать 3—4 точки (скажем, на пойме, склоне террасы, террасе; в поле, в лесу, на поляне среди леса и его опушке и т. п.). Если обследовать бассейн небольшого ручья, оврага, балки, то таких точек будет больше. В намеченных местах учитывают мощность снега, его плотность, запас воды, температуру воздуха на поверхности снега, в его толще и на почве; наблюдают состояние растений под снегом, наличие ходов грызунов, появление насекомых на поверхности снега, следы животных; отмечают состояние почвы (мерзлая, оттаявшая), наличие ледяных корок на почве и в толще снега; ведут наблюдения за погодой.
Мощность снега вне опорных точек можно измерять через 5—10 м, в зависимости от длины маршрута и характера рельефа. Мощность отмечают по рейке, которую могут сделать сами школьники на уроках труда. В выбранных точках высоту снега учитывают и по плотномеру, если он имеется в школе. Здесь же берут показания для подсчета плотности снега и запаса воды.
При отсутствии плотномера пользуются цилиндрическим мерным стаканом с известным объемом. Им измеряют объем всей толщи снега в данном месте по вертикали от поверхности до почвы. Если толщина снега превышает высоту сосуда, то берут последовательно несколько измерений до почвы, каждый раз ссыпая снег из цилиндра в бидон, чтобы узнать объем воды после растапливания снега в помещении. Для того чтобы снег не высыпался из цилиндра при взятии пробы, снизу под отверстие подставляют лопаточку и затем уже переворачивают сосуд. Все данные записывают в дневник. Школьники, ответственные за этот вид работы, переходят на следующее место. А другие учащиеся в этой же точке продолжают наблюдения за температурой, почвой, растительностью, животным миром и т. д. Такая последовательность нужна для того, чтобы не перекапывать и не утрамбовывать снег на большой площади. Надо помнить и о том, что при измерении температуры на термометр не должны падать солнечные лучи. Для измерения температуры на почве сначала делают отверстие в снеге параллельно поверхности, куда помещается термометр, присыпают его снегом, чтобы на показаниях не сказалось влияние температуры воздуха. По нашим наблюдениям, температура в один из солнечных дней февраля составила: в воздухе —19°, на поверхности снега —21°, на почве под снегом (52 см) —2,2°.
Очень важно отметить наличие на почве и толщину ледяных корок, которые ухудшают дыхание растений под снегом, способствуют их выпреванию. По количеству ледяных корок можно определить число оттепелей.
Важно обратить внимание школьников на то, что снежная толща неоднородна. Сверху обычно лежит свежевыпавший снег, который ниже переходит постепенно в фирн. Самый нижний слой к концу зимы, когда особенно заметны суточные колебания температур, превращается в рассыпчатый горизонт с хорошо выраженными кристаллами. Каких только форм здесь не увидишь! Отдельные кристаллы достигают в полсантиметра в длину. Надо дать возможность ребятам полюбоваться чудесными кристаллами глубинного инея, попробовать определить их форму и зарисовать, измерить мощность горизонта. В это время можно задать вопрос о том, что учащиеся знают о лавинах, образуются ли они на Смоленщине или в других равнинных местах. На вторую часть вопроса школьники дают отрицательный ответ.
На экскурсии мы обязательно объясняем возможность образования лавин в наших краях. Конечно, они не столь грандиозны, как на Кавказе, Памире или Хибинах. Но сход микролавин по крутым склонам оврагов и долин рек вполне реален и наблюдается в, что даже приводит к повреждению кустарников. Достаточно пройти по бровке крутого заснеженного склона в марте, да ударить лыжами, как скатится снежная масса вниз.
Что является причиной схода лавин? Оказывается, образование горизонта глубинного инея с необычайно красивыми кристаллами. Но альпинисты, гляциологи называют его «белой смертью». Горизонт глубинного инея образуется за счет перепада температур в толще снега. В результате этого водяной пар движется из нижних (более теплых) слоев в верхние (более холодные). Чем ниже температура поверхности снега и больше перепад температур, тем быстрее растут кристаллы глубинного инея, вытягиваясь в вертикальном направлении. Они могут не выдержать тяжести толщи снега и передвигаться в сторону уклона. Поэтому достаточно легкого сотрясения воздуха (выстрела, крика), как вся масса снега устремится вниз, сокрушая все на своем пути. Конечно, это явление обычно для гор, где больше снега, резче перепад температур, что усиливает перекристаллизацию снега.
В ходе экскурсии важно уделить внимание вопросу охраны природы. В частности, следует провести наблюдения за состоянием лесов, зимовкой птиц; наметить возможную помощь пернатым — развесить кормушки, обеспечить кормом; отметить появление потомства у клестов. Необходимо не пропустить интересное явление природы — появление насекомых на снегу, которое обычно связано с оттепелью. Среди них встречаются ногохвостки, долгоножки, хионея, зимние комарики, рясковая мушка, жужелицы, ручейники, моль и др. Чаще насекомых заставляет подняться на поверхность снега избыточная вода, образующаяся при оттепели. Для птиц этот «подарок природы» служит хорошим лакомством.
Любопытное зрелище можно наблюдать в конце февраля — начале марта на опушке ельника — по насту движутся группы темных точек, напоминающих крохотные буера. Это ветер гонит семена ели, которые имеют вид крылышка-летучки. Само семя тяжелее летучки, и поэтому крылышко остается чуть-чуть приподнятым наподобие паруса.
Шишки ели созревают поздней осенью, но остаются висеть нераскрытыми на деревьях. Постепенно под влиянием солнечных лучей и мороза шишки растрескиваются, а семена высыпаются и, кружась, опускаются на снег. Здесь их может подхватить ветер, унося нередко за несколько километров от леса. Они могут попасть на открытые поля, где нет условий для произрастания ели. Поэтому в таких случаях лучше собрать семена и передать их в лесничество или высадить где-нибудь в тени среди берез и осин.
В пути школьники отмечают, насколько хозяйственная деятельность человека сказывается на загрязнении воздуха, почв. Снег хорошо фиксирует это явление. Недаром ученые используют горные ледники для выявления объектов, загрязняющих атмосферу и удаленных на сотни километров.
В нашем опыте мы брали две пробы снега: недалеко от дороги и поодаль от нее за парком. После растапливания снега учащиеся убедились, что механических частиц было больше в пробе близ дороги. Значит, главным загрязнителем является автотранспорт, а древесная растительность даже зимой защищает от вредных веществ.
Школьники, должны помнить о том, что нужно заботиться об охране природы и зимой. Под утрамбованным снегом она промерзает на большую глубину, а значит, весной процессы пойдут иначе. В таких местах растения начнут вымерзать, появятся оголенные места, а это приведет к дополнительным затратам на озеленение. С учащимися мы отмечали, что температура на почве под утрамбованным снегом в сравнении с рыхлым в парке обычно была ниже в 2—3 раза.
Интересно во время похода наблюдать за местными признаками погоды, вспомнить народные приметы зимы.
После проделанной работы школьники обрабатывают запмси, проводят необходимые расчеты, делают предположительные выводы о развитии природы весной (половодье, усиление эрозии и т.д.). так по наблюдениям можно предполагать что половодье должно быть выше средней нормы, так как запас воды в снеге оказался в 1,5 раза больше обычных показателей. И весна подтвердила правильность выводов.
Учитель руководит обработкой полевых материалов, помогает готовить отчеты (на 3—5 мин.) учащихся по проделанной работе. Сообщения заслушиваются на заседании кружка или на уроке географии по теме «Природа своей области». Эти выступления имеют также цель привлечь других ребят к участию в географическом кружке.
Накапливаясь из года в год, эти материалы служили бы отправными точками для прогнозирования ведения сельского хозяйства даже в рамках личных подворий односельчан.
Проведение зимних наблюдений способствует углубленному изучению географии, развитию трудовых навыков учащихся и бережного отношения к природе.