СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение родословной как средства духовно-нравственного воспитания школьников

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто Я? Откуда? Кто мои предки? Дефицит общения  родителей и детей,взрослых и подростков -факт современной жизни. КАК найти общую тему для совместного проекта, интересного представителям разных поколений?! Составление  поколенных росписей, родословного древа (пусть и в упрощенном варианте),написание легенд своей семьи и рода,истории старинной вещи в семье -реликвии -станет  духовно-нравственным основанием преемственности поколений!

Просмотр содержимого документа
«Изучение родословной как средства духовно-нравственного воспитания школьников»

Муниципальное учреждение «Управление образования исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан»





Изучение родословной как средства духовно-нравственного воспитания школьников.







Методическая разработка тематического блока «Ты: твой род и твоя семья» как части пропедевтического курса «Что изучает история?» по предмету «История древнего мира» 5 класс





















Оглавление





Пояснительная записка с.3

Содержание с.5

Результаты обучения с.6

Тематическое планирование с.7

Литература с.8

Приложение 1 «Глоссарий» с.9

Приложение 2 «Памятка составления генеалогической таблицы» с.11

Приложение 3 Памятка по составлению

горизонтальной генеалогической таблицы. с.12

Приложение 4

Круговая восходящая генеалогическая таблица с.13



Приложение 5 . Памятка по оформлению родословного древа с.14



Приложение 6 «Памятка составления поколенной росписи с.15

Приложение 7. Разработка урока «Что в имени твоем» с.16

Приложение 8 .Разработка урока «Родословие» с.22









Духовно-нравственное воспитание школьников является приоритетным направлением образовательной политики на современном этапе. Историческое образование является одним из важнейших ресурсов духовно-нравственного воспитания обучающихся. Главной целью исторического образования на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к духовно- нравственному воспитанию. Одной из задач исторического образования в школе является обучение чувственной восприимчивости духовной и материальной культуры человечества, нашедшей отражение в ее памятниках; передаче духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа.

Роль истории как учебного предмета важна в понимании, осознании сущностных вопросов: Кто я? Кто мы? Кто они? Как связано прошлое и современность. Учитывая, что при формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, историю рода, края и т.д. Еще русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что «русская семья, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории». Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Научить видеть историю «вокруг себя» в своей семье, в своем роде, в предметах быта, в семейных реликвиях и т.д.

Исходя из этого, мною расширено и дополнено содержание пропедевтического курса «Что изучает история?» в пятом классе путем введения тематического блока, посвященного изучению истории семьи и рода: «Ты: твоя семья и твоя родословная». Из десяти часов предназначенных для пропедевтического курса, не менее пяти часов используется для изучения семейной истории и рода. Благодаря чему появляется реальная возможность для создания пространства живой истории, условий приближения истории к личности пятиклассника. Следует отметить, целесообразность изучения родословия в пропедевтическом курсе соответствует возрастным особенностям десятилетних школьников. Это период характеризуется хорошей мотивацией: открытость, эмоциональная отзывчивость, познавательная активность – позитивный период для изучения истории семьи, рода

Неоценимую помощь в составлении данной части пропедевтического курса оказало учебное пособие «Я и моя родословная» Ислаева Ф.Г.. Несмотря на его предназначенность для учащихся старших классов, богатейший материал пособия можно использовать в адаптированном варианте для учащихся средних классов.

Удивительная атмосфера создается на уроках: позитивный настрой детей, особое волнение и переживание за выступление, демонстрацию генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей. Выступления учащихся всегда сопровождаются искренностью, трогательным волнением, гордостью, уважением и любовью к предкам, ответственностью. Уроки по данному курсу действительно становятся пространством личностной истории, прожитой и прочувственной. Факты и события из жизни предков, прошедшей через эмоции и чувства становятся благодатной основой восприятия истории в дальнейшем как части своей родной, близкой. Кроме того, большую помощь оказывают ученикам родители, бабушки и дедушки и другие родственники, что сближает семью и родственников. Составление родословной укрепляет семью, повышает ее степень устойчивости, духовной близости.

Изучение родословной и истории семьи носит практико-ориентированный характер. Пятиклассники овладевают элементарными методами сбора эмпирической информации, у них формируются умения и навыки ведения беседы, интервью с представителями разных поколений; анализа документов из семейного архива; формируется бережное отношение к старинным вещам, фотографиям, письмам; систематизация семейного архива, составление генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей и т.д. В результате у обучающихся формируются духовные ценности: уважение и любовь к семье, роду, чувство гордости за предков, достойного продолжение рода.

Цель: формирование гражданственности и патриотизма, уважения к семейным ценностям и традициям как основы духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Задачи: - изучение основ родословной; формирование мировоззренческих позиций;

- овладение элементарными методами сбора, хранения, первичной обработки и анализа генеалогической информации; формирование навыков исследовательской работы;

- формирование умений и навыков создания упрощенных вариантов родословных таблиц разных видов, поколенной росписи, родословного древа;

- развитие эмоциональной сферы, воображения, радости открытий





















Содержание





Имя и родословная. Имя. Фамилия. Отчество. Прозвище. Ономастика. Топонимика. Происхождение русских имен. Фамилий, прозвищ. Происхождение татарских имен, фамилий и прозвищ. Мое имя. Фамилия.

Родина. Род. Предки. Потомки Родословие. Родословная. Генеалогия. Шеджере. Генеалогия - историческая дисциплина. Практическая генеалогия. Поколение. Краткая история генеалогии. Зарубежная генеалогия. Российская генеалогия. Татарская генеалогия. Современная генеалогия.

Генеалогическая таблица. Вертикальная восходящая генеалогическая таблица. Вертикальная нисходящая генеалогическая таблица. Горизонтальная генеалогическая таблица. Круговая генеалогическая таблица. Правила составления генеалогических таблиц. Практикум по составлению генеалогических таблиц.

Родословное древо (дерево). Значение символа древа (дерева) в мифологии, в декоративно-прикладном искусстве наших предков. Правила составления родословного древа. Практикум по составлению родословного древа.

Поколенная роспись. Родоначальник. Колена. Нисходящая поколенная роспись. Восходящая поколенная роспись. Родословный счет. Правила по составлению поколенной росписи. Практикум по составлению поколенной росписи.

Генеалогические источники. Устная генеалогическая информация: легенда, предания. Вещественные источники: медали, монеты, церковные предметы, предметы быта и утвари, одежда, украшения и т.д. Письменные источники: метрические документы: Свидетельства о рождении, о браке, о смерти; Похвальные листы, Почетные грамоты

Письма. Дневники. Газеты и журналы. О правилах бережного отношения к старинным документам, вещам.













В результате изучения тематического блока «Ты: твоя родословная и твоя семья» ученик должен:

Знать / понимать

- историю происхождения русских и татарских имен, фамилий, отчеств, прозвищ; вспомогательные исторические дисциплины: ономастика, антропонимика, геральдика, генеалогия.

-значение слов: род, предки, потомки, родоначальник, родословная, восходящая генеалогическая таблица, нисходящая генеалогическая таблица, родословное древо, поколенная роспись, генеалогические источники.

Уметь

Рассказывать о важнейших событиях семейной истории, о предках, об уважаемых родственниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, связанных с изучением родословной и семейной истории;

Проводить поиск исторической информации в источниках семейного архива;

давать описание старинных вещей семьи, метрических документов: свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации брака;

использовать приобретенные знания при составлении генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей, написании творческих работ: сочинений «Семейная реликвия», «История моей семьи», «История моего имени».

Объяснять свое отношение к значительным событиям семьи, рода, к личностям рода.

Высказывание собственных суждений об историческом наследии своего рода, семьи как части истории Татарстана, России, мира.

Осознание себя как представителя семьи, рода, как части российского народа, использование знаний о традициях русского и татарского народов в общении с людьми другой культуры. Национальной и религиозной принадлежности















Тематическое планирование





Урок 1.

Что в имени твоем?

Урок 2.

Что такое родословие? Как можно изучать родословную.

Урок 3

Генеалогическая таблица. История моих предков.

Урок 4

Родословное древо. История самой старинной вещи в моей семье

Урок 5.

Семейный архив. Поколенная роспись.

внеклассное мероприятие совместно с родителями









































Литература

Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – Дрофа. 2007



Ислаев Ф.Г. Я и моя родословная:Учеб.пособие для учащихся ст.кл.сред.общеобразоват.шк./ Ф.Г.Ислаев. – Казань: Магариф. 2009.











































Приложение 1

Глоссарий

Генеалогия (греч.genealogia - родословная) – историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц.

Генеалогическая информация - сведения о родственных связях жизни и деятельности родственников.

Генеалогический источник - исторический источник, где имеется информация о родственных связях, жизни и деятельности близких и дальних родственников. Генеалогические источники бывают устные, письменные и вещественные.

Генеалогическая легенда – это сказочные, приукрашенные, вымышленные или исторические рассказы, предания, обычно о родоначальнике или о далеких предках.

Поколение - это совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку.

Род – это ряд поколений, круг семей, происходящих от одного предка, родоначальника.

Родоначальник – предок, с которого ведет свое начало род.

Родословие – история рода, генеалогия.

Родословная – перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степень родства.

Родословное дерево – генеалогическая таблица, изображающая разветвления рода в форме дерева.

Родословный счет – средняя разница в возрасте между поколениями.

Восходящая генеалогическая таблица – генеалогическая таблица, объектом исследования которой является то лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, а затем уже идут по восходящим ступеням и коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д.

Нисходящая генеалогическая таблица – таблица, которая начинается с родоначальника и доводится до современности.

Поколенная роспись – это родословная , систематический перечень поколений одного рода.

Метрические свидетельства – документы о рождении, браке , смерти.

Официальный документ – правительственный или должностной документ, исходящий из органов власти, должностных лиц.

Воспоминание – воспроизведение в памяти предшествующих событий.

Дневник – записи личного характера, ведущиеся изо дня в день, ежедневные записи наблюдений, событий.

Письмо – текст, посылаемый или передаваемый кому - нибудь с целью сообщения о чем –либо, изложение своих мыслей, выражение чувств.

Шеджере - родословная, генеалогия.

















































Приложение 2

Памятка по составлению генеалогической (родословной) таблицы.

Генеалогическая таблица – изображение родословия в виде таблицы.

Памятка по составлению вертикальной восходящей генеалогической таблицы.

- Заполнение таблицы начинайте снизу, с себя.

- В таблице даны только прямые, кровные предки, родственники, т.е. отец и мать, дедушка и бабушка и т.д.

- Каждому человеку из ваших предков отведено строго определенное место. Это место принадлежит только одному конкретному лицу.

- Все предки получают свой номер в зависимости от естественного порядка родства. Лицо, генеалогия которого составляется, получает номер 1.

Генеалогические таблицы бывают восходящие и нисходящие.

Генеалогии, составленные от одного из потомков к предкам, называются восходящими. Восходящие таблицы составлены от одного из потомков к предкам: увеличивается возраст от меньшего к большему.

Восходящая генеалогическая таблица









Приложение 3





Генеалогическую таблицу можно составлять не только вертикально, но и горизонтально.





Поколение I

Поколение II

Поколение III

Поколение IV

  1. Я

2.Отец

3. Мать

4.Дедушка

5.Бабушка

6.Дедушка

7.Бабушка

8. Прадедушка

9. Прабабушка

10.Прадедушка

11. Прабабушка

12.Прадедушка

13. Прабабушка

14. Прадедушка

15 Прабабушка







Памятка по составлению горизонтальной генеалогической таблицы.



- начертите отдельные колонки, соответствующие каждому поколению;

- расположите поколения слева направо;

- в первой колонке ты сам;

- во второй – своего отца и мать;

- в третьей - двух бабушек и двух дедушек;

- в четвертой – четырех прабабушек и четырех прадедушек;















Приложение 4



Круговая восходящая генеалогическая таблица









Памятка по оформлению круговой восходящей круговой таблицы

- в центре круга сам составитель родословия;

- родословная строится со стороны обоих родителей;

- слева расположена отцовская сторона;

- справа – материнская сторона;









Приложение 5







Генеалогическая таблица, составленная от одного из потомков к предкам, называется родословным древом.





Памятка по оформлению родословного древа:

-рисуется ствол дерева, в основании его круг;

- в круге пишется имя составителя, который ищет своих предков;

- выше рисуются ветви дерева, на них, в кружках, - имена отца, матери, бабашки, дедушки;

- если отец, дед имели братьев, сестер, то изображаются дополнительные ветви на той же высоте

- кружки зеленого цвета: живущих родственников, в кружках желтого цвета – имена умерших предков;







Приложение 6

Памятка по составлению поколенной росписи.

Поколенная роспись – это родословная, систематический перечень поколения.

Поколение - это совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку. Обычно к одному поколению относят всех детей родителей.

I поколение

я

II поколение

родители (папа, мама)

III поколение

бабашки и дедушки

IV поколение

прабабушки и прадедушки

V поколение

прапрабабушки и прапрадедушки

VI поколение

пращуры, т.е. родители прапрадедов и прапрабабушек;

VII поколение

прапращуры и т.д.

Восходящая поколенная роспись

.

Запомните.

1.Отсчет восходящей поколенной росписи начинается с самого составителя.

2. Римскими цифрами обозначаются колена

3.Нисходящая поколенная роспись ведется от прямых предков.

4. Запись каждого поколения должна содержать максимум информации, а именно:

- имя, отчество, фамилию (у замужних женщин желательно и девичью);

- даты жизни; профессию (занятие);

- сведения об участии в важных событиях;



ей поколенной росписи начинается с самого составителя.

2. Римскими цифрами обозначаются колена

3.Нисходящая поколенная роспись ведется от прямых предков.

4. Запись каждого поколения должна содержать максимум информации, а именно:

- имя, отчество, фамилию (у замужних женщин желательно и девичью);

- даты жизни; профессию (занятие);

- сведения об участии в важных событиях;



Приложение 7

Тема: Что в имени твоем?

Цели: раскрыть важность и значение имени, фамилии, отчества человека в жизни человека, истории семьи и рода, рассмотреть происхождение имен, фамилий у русских, татарских народов.

- развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, развитие монологической речи, высказывать собственное мнение, формирование навыков работы в парах;

- воспитание гражданственности и патриотизма к родине, своему народу, формирование чувства сопричастности и сопереживания за судьбу Отечества, толерантности, уважения к культурам разных народов

Основные понятия: имя, фамилия, отчество, прозвище, ономастика, топонимика. антропонимика

Оборудование: презентация «Что в имени твоем».

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационно – психологический момент: целевая установка.

Учитель: Прочитайте тему урока. Какие у вас возникают вопросы?

Учащиеся предлагают вопросы, составляется вопросник на доске:

  1. Что такое имя?

  2. Какие имена бывают?

  3. Всегда ли у людей были имена?

  4. Как происходят имена?

5.В честь кого тебя нарекли этим именем?

Учитель: Замечательно! История человека, семьи, рода всегда связана с его именем. Знаете те ли о том, что есть специальные науки, изучающие происхождение имен, фамилий, прозвищ? Это ономастика, антропонимика, топонимика! Об этом мы поговорим позже, а пока начнем с выполнения заданий.



  1. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается прочитать ряд имен:

Иван, Дамир , Ярослав, Муслим, Олег, Людмила, Мария, Василий, Ольга, Петр, Игорь, Святослав, Анна, Эльвира, Руслан, Венера, Ландыш, Галия, Ибрагим, Вера, Ляйсан, Минтемир, Ренат - Рената, Марс, Владлен, Айсылу, Айдаш, Йолдыз, Луиза, Надежда, Ирина .

Вопрос: Назовите обобщающим словом перечисленные слова.

Учащиеся: Это имена!

Задание 1: разделите все имена на 2 группы. По какому признаку можно разделить?

Учащиеся: по полу!

1 группа: мужские имена: Иван, Дамир, Ярослав – всего 16 мужских имен!

2группа: женские имена: Людмила, Ольга, Эльвира, Айсылу – всего здесь тоже 16 женских имен!

Задание №2: Используя другой признак, разделите эти имена еще раз на 2 группы? Выполните задание в парах.

Учащиеся предлагают свои варианты: по национальному признаку!

1группа: русские имена: Олег, Мария, Василий, Анна, Петр, Игорь, Надежда и т.д.

2 группа: татарские имена: Дамир, Муслим, Ляйсан, Айдаш, Ибрагим и др.

Вопрос: Как вы думаете, как происходят имена? С чем связано появление имен?

Задание 3: исключите одно лишнее имя из следующего ряда имен:

1. Ярослав, Святослав, Светлана, Олег

2. Игорь, Ольга, Олег, Ярополк.

3. Петр, Василий, Надежда, Анна.

4. Марат, Флера, Эльвира, Айсылу.

5. Минтимер, Алтынгерей, Алмаз, Рахматулла.

6. Ахмадулла, Каримулла, Ренат, Хабибулла.

7. Рената, Владлен, Люция, Фарида.

Если у учащихся вызывает затруднение данное задание, учитель подчеркивает имена:

1.Олег : все имена имеют славянское происхождение, а Олег – скандинавское (варяжское) .

2.Ярополк: все имена имеют скандинавское происхождение, Ярополк - старинное русское имя славянского происхождения.

3. Надежда: русское происхождение, а другие имена греческого происхождения.

4. Айсылу: старинное татарское имя языческого происхождения, а другие татарские имена имеют западноевропейское происхождение

5. Татарские имена возникли на основе металла: Минтемир – железа, Алтынгерей – золота (помогают учащиеся), Алмаз – алмаза, а Рахматулла – означает милосердие Бога.

6. Лишнее - Ренат, остальные имена связаны с именем Бога: Ахмадулла : восхваляемый Богом, Каримулла – милостивый от Бога, Хабибулла - возлюбленный Бога.

7. Фарида – лишнее, т.к. остальные имена созданы путем преобразований фамилий, имен вождей революции или использование слова революция: Ре- на- та: революция- наука- техника; Владлен: Владимир Ленин, Люция – это часть слова от рево- люция. Имя Реваль произошло от первой части слова рево-люция.

Вопрос: какой вывод можно сделать, исходя из данных примеров?

Учащиеся: имена имеют различные происхождения. Они связаны с разными языками, с различными событиями, религиями.

Учитель: У нас в классе есть тоже разные имена. Попробуем разузнать происхождение этих имен. Как ты думаешь, Марат: какое происхождение имеет твое имя?

- Правильно: французское, европейское происхождение!

- А у тебя Владислав: что означает твое имя? Из каких частей оно состоит?

- Да, действительно из 2: и обозначает: Владимиру слава !

- А у тебя имя Ильдар! Что оно могло бы обозначать? Как вы думаете ребята?

- Да, конечно, оно состоит из слова страна: ил – на татарском языке означает страна. А какие еще вы знаете имена с использованием слова ил?

Учащиеся перечисляют: Ильдус, Ильгиз, Ильшат, Ильхам, Ильнур и др.

Изложение нового материала с элементами эвристической беседы:

Каждый человек имеет свое имя и фамилию. Именно имена и фамилии, а иногда и прозвища связывают нас с нашими предками. Изучение имен, фамилий, прозвищ имеет большое значение в изучении истории своего рода, семьи - это живая история. Особенно важным является изучение происхождения имени и фамилии родоначальника.

- Кто такой родоначальник?

- Верно, основатель рода.

- А что такое имя? Фамилия? Отчество? Прозвище?

- Вы все знаете свое имя, фамилия, отчество?

- Представьтесь, пожалуйста, вот ты, например, Верочка!

- Болотова Вера Родионовна!

- Идрисов Марат Рашитович!

- Волков Роман Сергеевич!

- Молодцы! Отлично!

Работа в тетрадях: запись определений понятий: имя, фамилия, отчество.

Имя – это личное название, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе.

Фамилия – прибавляемое к имени наследственное семейное наименование, устойчивое не менее чем в трех поколениях.

Отчество – это наименование по личному имени отца, состоящее из основы имени отца и окончаний :– ович, - евич, - овна, - евна,- ич, -ична.

Задание: Образуйте отчества от следующих имен: Александр, Илья, Сергей, Ильдус, Камиль.

Учащиеся предлагают: Александрович - Александровна; Ильич - Ильинична; Сергеевич - Сергеевна, Ильдусович - Ильдусовна, Камилевич – Камилевна.

Учитель: Выбор имени является важным моментом в жизни любого человека. Есть особенности происхождения русских и татарских имен. Так, до принятия христианства

у славянских народов имя для ребенка выбирали родители. Имена имели смысловое значение. Например: Светлана, Людмила, Добронрава, Ярослав, Святослав и др.

Учитель: Какой смысл имели эти имена?

Учащиеся легко раскрывают смысл вышеперечисленных имен: Светлана – светлая, чистая, открытая; Людмила – милая, любит людей, и ее любят люди; Добронрава – добрая, отзывчивая; Ярослав – сильный и славный; Святослав – святой и славный;

Учитель: Люди, имеющие такие прекрасные имена, будут соответствовать своими делами, поступками, отношениями к другим людям смысловым значениям своих имен. Будут жить по- доброму, милосердно, заботливо! Этому обязывают их благородные имена! Согласны?

Далее учитель излагает историю происхождения имен в связи с принятием крещения, появлением «мирского имени», «прозвищ».

Фамилии были образованы от имени отца с прибавлением суффиксов – ов, ев, ин.

Фамилии в России появились гораздо позже, чем имена. Сначала фамилии были только у богатых людей. Большинство русских фамилий образовывались от имени: Иван – Иванов, Макар – Макаров, либо от прозвищ: Бородин, Коровин, Птицын. На образование фамилий влиял и род занятий человека: Копейников – изготовитель копий; Скрынников – изготовитель сундуков, Сокольников – соколиный охотник и т.д.

Татарские имена, фамилии и прозвища также имеют интересную и богатую историю происхождения. Татарские имена также связаны с язычеством, с принятием ислама, а также с эпохой социализма. Например, часть татарских имен образована с основами ай, кояш, йолдыз (луна, солнце, звезда): Айсылу, Айбулат, Йолдыз, Чулпан, Айтимер и др.Часть имен с использованием слов гол (цветок), нур (луч). Приведите примеры подобных имен!

Учащиеся с удовольствием перечисляют имена: Гульнур, Гульсина, Нурия, Нурдания и др.

Задание: по какому принципу образованы следующие татарские имена: Иманбай, Мусабай, Биктимер, Бикбай ?

Учащиеся отмечают, что эти имена образованы с использованием слов – бай –богатый, господин. князь.

Фамилии у татар появились только в 30 годы XX века, значительно позже, чем русские фамилии. Несколько раньше фамилии появились у татарских князей – мурз. Татарские фамилии были образованы по русскому образцу. Например: Адашев – адаш (тезка), Аксаков – аксак (хромой), Кудашев – кодаш (родственник, брат) и др.

У большинства татар фамилии образованы от основы отчества, причем часто отчества и фамилии совпадают. Например: Каримов Ахмадулла Каримович, Минигареев Асылгарей Минигареевич и т.д.

Таким образом, история происхождения имен, фамилий, прозвищ интересна и познавательна. Антропонимика – это особая наука, которая занимается изучением имен, фамилий, прозвищ. Изучение происхождения русских, татарских имен, фамилий, прозвищ играет важную роль при составлении семейной истории.



  1. Закрепление нового материала.

Фронтальная беседа по вопросам:

1.Что такое имя человека?

2. Можно считать фамилию семейным родовым наименованием человека?

3. Как образуется отчество?

4. Есть ли сходства и отличия в происхождении русских и татарских имен, фамилий, отчеств?

5. Что нового узнали вы на уроке?

6. Что вас удивило на уроке?

7. Сделали вы открытия для себя на уроке?

8.Хотели бы изучить происхождение своего имени, фамилии?





IV. Заключительный этап урока.

- Домашнее задание: Напишите историю происхождения своего имени и фамилии совместно с родителями. Вот почему тебя назвали Серафимой? Почему у тебя фамилия Малышева? А у тебя – Никифорова? А у тебя Юля – Стахеева?

- подведение итогов урока, комментирование оценок







































Приложение 8

Тема: Что такое родословие?

Цели: ознакомление с понятиями, связанными с темой «родословие», генеалогия; охарактеризовать основные способы оформления родословных; раскрыть значимость и важность изучения истории семьи и рода;

Формирование навыков и умений по составлению генеалогической таблицы; формирование основ сбора исторического материала, его обработки, развитие умений элементарного анализа, обобщения исторических сведений; коммуникативной культуры: монологической и диалогической речи обучающихся;

- формирование познавательной активности, уважения и любви к предкам, чувства ответственности перед историей.

Основные понятия: родословная, генеалогия, шеджере, род, родоначальник, предки, потомки, вертикальная генеалогическая таблица восходящего типа, нисходящего типа, горизонтальная генеалогическая таблица восходящего типа и нисходящего типа;



Тип урока: комбинированный.

Форма: Урок – диалог с элементами практикума.

Оборудование: презентация «Способы изучения родословия».

Ход урока:



  1. Организационно-психологический момент: целевая установка, мотивация.

  2. Актуализация пройденного материала.

Фронтальная беседа:

1.Назовите тему прошлого урока? ( Что в имени твоем?).

2. Что такое имя, фамилия, отчество человека? ( Это личное наименование человека).

3. Какое происхождение имеют русские имена? (происхождение от разных языков: скандинавское, старорусские, греческие, иудейские и т.д.)

4. Приведите примеры. (Олег, Игорь – скандинавское происхождение, Ярослав, Добронрава, Людмила – старорусское происхождение, Василий, Петр – греческого происхождения, Мария, Абрам – иудейского происхождения и т.д.)

5. Как происходили татарские имена? ( Языческого происхождения: Айсылу, Айдар,Чулпан. На основе металлов: Тимербэк, Алмазия, Чынбулат; связаны с именем Аллаха: Губайдулла, Ахмадулла, Файзулла; с использованием слова – хан: Валихан, Тимерхан;

6. Существует ли разница в происхождении русских и татарских имен?

7. Кто может рассказать о происхождении своего имени?

Серафима: Мое имя имеет религиозное значение, в переводе еврейского языка означает «горящая», обозначает «ангел».

Мария: Мое имя тоже имеет религиозное происхождение, т.к. Мария в переводе с иврита означает Госпожа. Мария – это Богородица, т.е. мать Иисуса Христа.

8. Кто узнал о происхождении своей фамилии, какие легенды существуют о происхождении ваших фамилий?

«Моя фамилия Малышева. У нас в семье существует такая легенда о происхождении нашей фамилии Малышевых. У нас в роду все были высокого роста. Особенно мужчины, рост их обычно составлял примерно от 190см до 205 см. Настоящие богатыри, великаны, а нашей деревне Мунайка жили обычно люди среднего возраста. И вот однажды мой прапрадед, а это было еще в XIX веке, пошел на деревенский сход. Да и опоздал немного. Когда он явился на сход, то староста с улыбкой сказал: «Ну вот, наш малыш явился, тогда можно и начинать наше собрание». Так и закрепилось это слово «малыш» за нашим родом, сначала как прозвище, а потом стало фамилией малыш - Малышевы».

Кто еще может рассказать о происхождении своего имени, фамилии?

- в связи с дефицитом времени не все ребята выступают, но все сдают свои письменные работы.

Учитель: Благодарю вас всех за ответственное отношение к работе. Особенно приношу свои слова благодарности тем, кто помогал вам родителям, бабушкам, тетям, братьям и т.д. Отлично все поработали, вы сделали свой первый шаг в изучении своей истории, истории семьи и рода. Я вас поздравляю!

  1. Изучение нового материала.

Эвристическая беседа: Прочитайте, пожалуйста, афоризм написанный на доске:

«… память о своих предках, чувство рода - доброе чувство. Чувство историческое, вполне почтенное» И.С. Аксаков

- Как вы понимаете смысл данного выражения русского писателя И.С. Аксакова?

- Что такое память?

-Что такое род?

- Кто такие предки?

- Что значит чувство историческое?

Вот на данные вопросы мы будем с вами отвечать на уроке. Этому посвятим наш урок. Тема нашего урока: Что такое родословие?

Учитель: Кто хочет стать историком своей семьи, своего рода?! Согласитесь, едва ли какой – либо историк напишет историю вашей семьи, вашего рода. Именно вам выпала большая честь и ответственность стать историком, летописцем вашего рода.

(Никого из учеников не оставил равнодушным и безразличным. Лес рук. И это отрадно

Задание 1: родник, родня, Родина, народ, природа - что объединяет эти слова?

- да, действительно: это общий корень слова – род.

- какие еще слова можно составить с корнем «род»?

- Учащиеся предлагают: родственники, сородичи, род, родословие.

Задание 2: Попробуйте, дайте определение слову «род».

- учащиеся предлагают: род – это все родственники, которые жили в прошлом, и которые живут сейчас.

Учитель: Род – это ряд поколений, круг семей, происходящих от одного предка, родоначальника.

-обучающиеся записывают в тетрадях определение понятия «род».

Учитель: Кого называют родоначальником? Предком?

Учащиеся: Того, кто стоял в начале рода. Предки – это те, кто жили до нас.

Учитель: можно ли считать родоначальника – это предком?

Учащиеся соглашаются, далее записывают в тетрадях определение понятия «родоначальник», «поколение». Родоначальник – предок, с которого ведет свое начало род. Поколение – это совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку.

Учитель: А что такое родословие? Что обозначает этот термин?

Учащиеся предлагают: Слово о роде, знание рода, изучение истории предков .

Учитель: Совершенно правильно! Родословие – история рода, генеалогия (запись в тетрадях).

Изложение нового материала учителем.

На греческом языке слово родословие будет – генеалогия. Генеалогия – это греческое слово genealogia: genea – род, происхождение, поколение; logos – слово, наука – родословная. На татарском языке шеджере . Генеалогия, родословная, шеджере – понятия, имеют одинаковый смысл, различаются только по произношению, так как относятся к греческому, русскому и татарскому языкам.

Генеалогия существует как историческая вспомогательная дисциплина. Она занимает особое место среди других исторических дисциплин. Именно через изучение родословия каждый человек учится составлять генеалогическую таблицу, поколенную роспись, писать историю рода. Главное в генеалогии - научиться выявлять родственные связи. Изучение родовой истории дает возможность по – новому взглянуть на историю народа, отечественную и мировую историю.

Генеалогия как вспомогательная дисциплина прошла долгий путь развития. Составлением родословных занимались еще в глубокой древности. В западноевропейских странах

особый интерес к генеалогии появляется в эпоху Возрождения, примерно 300 - 400 лет назад. В России разработка генеалогии как вспомогательной исторической науки началась в XVIII в. Татарская генеалогия имела свои особенности развития. В татарских летописях были отражены генеалогии ханских династий. Разработка генеалогических материалов активизировалась в конце XIX – начала XX вв.

Учитель: Кто желает заняться изучением рода своего? Кто хочет стать историком своей семьи, своего рода?! Согласитесь, едва ли какой – либо историк напишет историю вашей семьи, вашего рода. Именно вам выпала большая честь и ответственность стать историком, летописцем вашего рода.

( Обучающиеся выражают единодушное согласие, данное предложение никого из учеников не оставило равнодушным и безразличным. Лес рук. И это отрадно!)

За всю историю развития генеалогии были изобретены различные формы наглядного изображения родословия. Может вы, знаете, как составить родословную?

Учащиеся отвечают: В виде дерева!

- Да, верно, многие составляют в виде дерева. Есть еще и другие способы оформления родословной: в виде генеалогических таблиц, поколенной росписи и конечно, родословного древа!

- У кого в семье уже составлены родословные древа?

- Две девочки: Малышева Серафима и Шафикова Илина заявили, что у них уже есть составленные родословные древа, составленные дядей (В.Малышев) и папой (И.Шафиков).

- Мы же с вами будем учиться составлять генеалогические таблицы. Генеалогические таблицы в зависимости от того, кем начинаются и кем заканчиваются, называются восходящими или нисходящими.

-Учащиеся записывают в тетрадях:

Генеалогическая таблица – изображение родословия в виде таблицы. Генеалогические таблицы, составленные от одного из потомков к предкам называются восходящими.

Восходящие таблицы составлены от одного из потомков к предкам: увеличивается возраст от меньшего к большему.

-Задание: Перед вами восходящая генеалогическая таблица. Почему она так называется?

Восходящая генеалогическая таблица

Учащиеся отвечают: она составлена от потомка к предкам!

- Да, действительно, так! А теперь вам предстоит составить свою генеалогическую таблицу восходящего вида. Дома вы ее закончите вместе с родителями, бабушками и дедушками. Они будут вашими консультантами. Прежде чем начать заполнять внимательно прочитайте инструкцию «Памятка по составлению вертикальной восходящей генеалогической таблицы».

IV. Закрепление нового материала.

- практическая часть: учащиеся получают шаблон восходящей генеалогической таблицы, начинают заполнять. Каждый ученик получает «Памятку

Памятка по составлению вертикальной восходящей генеалогической таблицы.

- Заполнение таблицы начинайте снизу, с себя.

- В таблице даны только прямые, кровные предки, родственники, т.е. отец и мать, дедушка и бабушка и т.д.

- Каждому человеку из ваших предков отведено строго определенное место. Это место принадлежит только одному конкретному лицу.

- Все предки получают свой номер в зависимости от естественного порядка родства. Лицо, генеалогия которого составляется, получает номер 1.

V. Заключительная часть урока

- подведение итогов урока, рефлексия, комментирование оценок, домашнее задание: составить генеалогическую таблицу восходящего типа.

Защитники Отечества.

В древнейшие времена, когда нашей стране угрожали враги, жители нашей деревни Мунайка

становились в ряды защитников Родины. Так, наш прадедушка Малышев Николай прослужил в казаках около восемнадцати лет. Он был профессиональным военным. Участвовал впервой мировой войне, в австрийско-венгерской компании. Вернулся в полном казацком обмундировании, на коне, награжден был тремя Георгиевскими крестами.

А его сын Максим Николаевич был участником Великой Отечественной войны. Он был 1903 года рождения, красноаремеец. До войны он работал бригадиром столяров –плотников, строил среднюю школу №2 в поселке Бондюжский. Он погиб 23 октября 1942 года, захоронен в Смоленской области , Урганском районе в деревне Гусево.

Также участвовали два брата Иван и Анисим. Анисим погиб. Великой отечественной войне принимали участие еще два брата нашей бабушки Анастасии: Тургаев Петр Егорович и Емельян Егорович Тургаев. Тургаев Емельян Егорович до войны работал учителем. Потом он окончил Горьковское танковое училище. Стал командиром танка Т – 34. Имел звание младшего лейтенанта. Погиб 16 января 1943года. Петр вернулся с войны с множеством ранений.

На фотографии запечатлены прадед Малышев Николай со своими сыновьями Иван и Анисим?

Малышева Серафима – ученица 5класса.



Старинная вещь в нашей семье.

«Старые вещи, дошедшие до нас из далекого прошлого – не просто отживший хлам. Каждая вещь имеет свою историю, на ней ощущается дыхание веков.

Повсеместно на Руси в XIX –XX вв. крестьяне пользовались прялками для приготовления шерстяной нити. Прялка сделана из дерева ручным способом. Состоит из лопасти и донца, соединенных между собой фигурной ножкой. Основание ножки вставляется в низ донца. Использовались как подставки при прядении, к ним привязывалась кудель.

У нас тоже есть такая прялка, мама тоже умеет прясть из шерсти нить, из которой вяжет нам носки. Дешево и качественно! Тихонов Владик 5 класс

Семейная реликвия

«У нас сохранилась от бабушки Икона. Она называется « Икона Владимирской Богоматери»,если всмотреться в изображение Богоматерь держит младенца на правой руке, а ребенок прильнул к ее щеке и протягивает ручки, обнимая ее. Левая ножка Иисуса согнута так. Что видна ступня -характерный признак иконы. По которому ее легко узнать среди других изображений типа «Умиление». Младенец одет в золотой хитон, на котором много складок. Они символизируют трудный путь Иисуса. На ногах у младенца сандалии, пояс вокруг талии, а через плечо перетянута лента. Сандали – символ долгого пути. Пояс и лента – символ святости» Юля Стахеева

Фартук любимой бабушки

« У меня была бабушка. Она была рукодельница. Она вязала, вышивала, даже лапти плела. Я бабушку не видела, она умерла 12 лет назад. Она вязала носки, варежки, гетры, воротники, и даже тюль крючком. У нее остался фартук, красного цвета, вышитый в ручную. Очень красивый. Мама бережет его».



Приложение 9



РОДОНАЧАЛЬНИК ДИНАСТИИ УШКОВЫХ


История нашей малой Родины прочно связана с династией Ушковых.

Еще неизвестно существовал бы наш город Менделеевск, если бы не было Ушковых. Почему?

А давайте рассуждать вместе… Итак, г. Менделеевск возник на базе поселка Бондюжский, который раньше назывался рабочий поселок «Бондюжский завод». Обратите внимание на наименование поселка «Бондюжский завод», т.е. он напрямую связан с Бондюжским химическим заводом. А Бондюжский завод построили Ушковы.

Так, кто это - Ушковы?

Вы, наверное, подумаете, что раз они основали химический завод, то значит, они были инженерами-химиками. Или учеными-химиками? Не будем торопиться с выводами, а лучше начнем знакомиться с представителями этой замечательной династии.

Родоначальником династии является Егор Максимович Ушков - русский, государственный крестьянин из д. Старая Бондюга Елабужского уезда Вятской губернии.

Крестьяне назывались государственными, т.к. жили на государственных землях. И за это они должны были платить подати (деньги) в казну. Государственные крестьяне были лично свободными. Им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. С 1801 года государственные крестьяне могли покупать и владеть землями.

Егор Ушков родился в 1764г. Это был смекалистый расчетливый человек. У него была природная жилка предприимчивости.

Для уплаты податей нужны были деньги. Доходов от сельского хозяйства было недостаточно. Нужны были другие источники доходов. Егор Максимович вынужден был заниматься промыслами. Он находит достаточно выгодное занятие, хотя и рискованное. Принимает решение ездить каждую зиму на Урал, чтобы красить для крестьян пряжу и домотканые холсты. Благо, рядом с д.С.Бондюга находилось много деревень разных национальностей. Праздничная одежда русских и татар, марийцев и удмуртов была очень разноцветной, поэтому они нуждались в окрашенной одежде.

Ушковские товары пользовались большим спросом в близлежащих деревнях. Это было выгодно, а значит, и прибыльно для Ушковых. Так постепенно накапливались свободные деньги у Егора Максимовича, которые он пускает в «дело», начинает заниматься торговлей. Егор Ушков становится зажиточным, состоятельным человеком, «заслывшим крепким мужиком» в округе. Егор Максимович вместе с сыном Яковом успешно занимается розничной торговлей. Бойко идет продажа зерном, мясом и товарами промысел: окрашенной одеждой и красителями. Егор Максимович Ушков был очень трудолюбивым и предприимчивым. Он становится преуспевающим торговцем.

В 1829 года, в возрасте шестидесяти пяти лет (!), ему было присвоено звание купца третьей гильдии.

Представляете, уже в солидном возрасте он достиг успеха и признания!!!

Так семья Ушковых из сословия государственных крестьян переходит в сословие купечества. Разумеется, успех был сопряжен колоссальным трудом Егора Максимовича Ушкова. Он грамотно воспользовался правами государственных крестьян – правом торговли. Это был деятельный активный инициативный человек. Он пользовался заслуженным уважением и высоким авторитетом у земляков. Поэтому неоднократно избирался церковным старостой местными прихожанами. Умер он в 1839г (1838г) в преклонном возрасте. Егор Максимович Ушков похоронен у Богоявленской церкви в Тихих Горах.

Согласитесь, не каждому предоставляется почетное право быть похороненным на территории Храма. Только особенные люди, заслужившие это право еще при жизни праведным, честным служением Богу и людям, покоятся на территории церквей и соборов. Таким и был Егор Максимович Ушков!

На обелиске он указывается как родоначальник новой династии купцов. Данный обелиск был установлен его правнуком Петром Капитоновичем Ушковым в знак благодарной памяти.

Таким образом, мы ознакомились с первым этапом становления династии Ушковых, итогом которого явилось вступление крестьян Ушковых в купеческое сословие III гильдии.



ВОПРОСЫ



  1. К какому сословию принадлежал Егор Ушков?

  2. Какие права и обязанности имели государственные крестьяне?

  3. Каким промыслом начинает заниматься Егор Ушков?

  4. Почему Егор Максимовича называли «крепким мужиком»?

  5. Когда он вступает в третью гильдию купечества?

  6. Какие черты характера Е.М.Ушкова вам понравились?





Я.Е. УШКОВ - ОСНОВАТЕЛЬ КУПЕЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ



Сын Егора Ушкова, Яков Егорович оказался достойным приемником отцовского дела. Он не только сохранил нажитое богатство, но и приумножил его. Младший Ушков тоже обладал деловитостью, целеустремленностью, хитроумностью – столь важными чертами необходимыми для успешного предпринимательства.

Именно Яков Егорович начинает вкладывать деньги в недвижимость, в землю. В начале 1840 -х годов совершает удачную сделку по скупке лесных угодий и пахотных земель.

В то время неподалеку от Ушковых жили князья Ямбулатовы – собственники огромных земельных угодий у татарской деревни Нижний Кокшан. Их финансовое положение было не из лучших. Они находились почти в состоянии разорения. Поэтому принимают решение продать свои земли.

Ушковы купили у князей Ямбулатовых 1,5 тыс. десятин надела, из которых 970 десятин было под лесом, называвшимся «Кокшанская дача». Позднее лесные массивы были приобретены и в других регионах России, в т.ч. и Вятско-Камского края. В народе до сих пор бытуют названия, связанные с Ушковыми – «ушковская дорога», «ушковский лес», «ушковское болото», «ушковские леса», «ушковское озеро», «ушковский лог».

В 1844 году состоятельное семейство Ушковых переселилось для постоянного проживания в г. Елабугу. В качестве городских жителей они принимают активное участие в общественной жизни г. Елабуги. Наряду с елабужскими купцами Стахеевыми, Шишкиными Ушковы занимаются благотворительностью.

В это период жизни Ушковы занимались торговлей скупленного хлеба, чая, сахара, вина. Они имели собственные магазины, лавки. По масштабам закупок зерна Ушковы стояли в числе крупнейших хлеботорговцев региона. Так они переходят на более высокий уровень торговли: от розничной к оптовой, что свидетельствовало о наличии крупных капиталов. Яков Егорович приобретает купеческое свидетельство, объявляет себя купцами 2 –й гильдии.

В это же время Ушковы начинают приобретать опыт производственного дела. Расчетливые и дальновидные, Ушковы начали вкладывать средства на долях в производство спиртных напитков на двух винокуренных заводах. Этот опыт был весьма успешным, что способствовало финансовому процветанию Ушковых.

Таким образом, во втором этапе: 1838 - 1847гг.- происходит дальнейшее становление торгово-предпринимательского дела Ушковых. Расширяется сфера их деятельности, происходит постепенное вложение капитала в промышленное производство. Семья объявляет о вступлении во II купеческую гильдию



ВОПРОСЫ


  1. Как вы думаете, правильно ли делал Яков Егорович, скупая земли помещиков?

  2. В какой город переезжает семья Ушковых на постоянное жительство? Почему?

  3. В какое промышленное дело вступает Яков Ушков?

  4. По продаже какого товара в регионе Ушковы входили в число лидеров?




ЗАДАНИЕ


Заполните таблицу «Поколенная роспись династии Ушковых»


Поколение

ФИО

Годы жизни

Основные занятия

I поколение




II поколение




























































Список рекомендованной литературы для обучающихся и родителей:

Бондарева Г.Я. Б.Пастернак на бондюжской земле. Елабуга.1999.- с.35

Волков В.А., Карпов В.Л. Лев Яковлевич Карпов .- М., Наука. 1984. – с.90

Герои труда Татарии, Казань: Татарское книжное издательство, 1979. – 300с.

Збарский И.Б., Николаев П.Ф. Борис Ильич Збарский \АМН СССР.- М.:Медицина,1990. – 176 с.

Ислаев Ф.Г. Я и моя родословная: учебное пособие для ст.кл.сред.общеобразоват.шк.. – Казань: Магариф, 2009. – 152 с.

История Елабуги в документах и материалах ( с древнейших времен до начала XX в.) / Авт.сост.И.Е.Крапоткина, И.В.Маслова, А.З.Нигамаев.- Казань: Изд –во КГУ, 2012. – 272с.

Кашин С.И. Пашковский Е.Н. Есть на Каме завод - Казань: Татарское книжное издательство, 1968. – 162с

Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. – Л.: Наука, 1984. -531с.

Фатыхов Н.М. Бондюг Татарстана – Родина семи Героев Советского Союза.- Набережные Челны: ООО Набережночелнинская типография, 2010. – 527с.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!