СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение памятников архитектуры в контексте вопросов культуры.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская статья, освещающая тему изучения вопросов культуры, связанных с памятниками архитектуры.

Просмотр содержимого документа
«Изучение памятников архитектуры в контексте вопросов культуры.»

Изучение памятников архитектуры в контексте вопросов культуры при подготовке учащихся к ЕГЭ по истории



Жданова Лилия Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №18» с углубленным изучением предметов Фрунзенского района г. Саратова


Памятники истории и культуры России составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия и свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.

Изучение вопросов культуры России создает фундамент для сохранения духовного наследия, воспитывает гражданственность и патриотизм. Школьники получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК. При этом зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны. Именно урокам истории отводится особая роль в системном подходе изучения вопросов культуры, формировании целостности ее восприятия.

Вопросы культуры включены и в задания ЕГЭ по истории. Их выполнение у школьников часто вызывает затруднения. Одной из причин является небольшое количество часов, отводимых на изучение соответствующих тем.

Материалы учебников содержат большое количество информации, в том числе о деятелях науки и культуры, их достижениях. В тоже время недостаточно представлена иллюстративная часть (произведения живописи, скульптуры, памятники архитектуры). Поэтому для эффективного усвоения материала и для успешного выполнения заданий ЕГЭ следует выделить большее количество учебного времени, а также использовать при подготовке к экзамену методы, которые позволили бы обучающемуся воспроизвести изученный материал.

По вопросам культуры в материалах ЕГЭ можно выделить следующие типы заданий:

  1. знание хронологии, фактов, терминологии, достижений деятелей науки и культуры;

  2. установление соответствия между памятниками культуры и их краткими характеристиками;

  3. верность суждения;

  4. работа с иллюстративным материалом и умение анализировать историческую информацию в разных знаковых системах.

При изучении вопросов культуры и подготовке к ЕГЭ задания, связанные с архитектурой, занимают одно из важных мест.

Используется практика составления таблиц, схем, характеристик памятников архитектуры, работа с тестами и иллюстрациями. В том числе уделяется время на изучение краеведческого материала. В демоверсию Всероссийской проверочной работы по истории для обучающихся, опубликованной на сайте ФИПИ, включены задания, требующие знания истории и культуры родного края.

Составление схем и таблиц способствует закреплению и обобщению материала, помогает в его систематизации и графическом изображении, а также расширяет кругозор и развивает самостоятельность.

При составлении таблицы считаю целесообразным изучить следующие вопросы: название памятника архитектуры, его изображение, дату и место основания, сведения об архитекторе, историческую эпоху, художественный стиль и дополнительные сведения из истории. Все это способствует систематизации информации и служит опорным материалом в дальнейшей работе.

К примеру, задание по архитектуре XVIII века:


Архитектурный памятник

Название

дата

основания

Место основания

архитектор

Эпоха / правитель

Художественный стиль

Из истории

Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

1712-1733

Санкт-Петербург

Доменико Трезини

Петр I

Петровское барокко

Усыпальница русских императоров (династии Романовых).

Зимний Дворец

1757-1762

Санкт-Петербург

Ф. Б. Растрелли

Елизавета Петровна

Елизаветинское барокко

Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа

Дом П. Е. Пашкова

1784-1786

Москва

В. И. Баженов

Екатерина II

Классицизм

Глубины ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного


Особенностью составления схем является краткость и наглядность, а также отражение сути исторических явлений и событий.








Например, модерн в архитектуре начала XX века:












Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления.

При закреплении материала важно использование различных вариантов тестовых заданий, что способствует выявлению пробелов в знаниях обучающихся и позволяет в дальнейшем при подготовке к экзамену скорректировать работу с тематическим учебным материалом.

В качестве примера приведу следующие задания:


Соотнесите фамилии и сооружения

(на умение систематизировать историческую информацию)


Фамилии


Сооружения

А) К.И. Росси

Б) И.О. Бове

В) О. Монферран

Г) К.А. Тон

1. Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном

2. Исаакиевский собор

3.Исторический музей в Москве

4.Михайловский дворец (здание Русского музея)

5.храм Христа Спасителя

6.Казанский собор в Петербурге


Установите принцип, по которому составлена цепочка и уберите лишнее звено

(на развитие критического мышления)


А) Апсида, неф, паперть, анфилада, закомара

Б) Храм Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге






Заполните пропуски

(на знание фактического материала)


А) Церковь Вознесения Василием III была построена в ___________

Б) В ознаменование взятия Казани в ________ был построен Собор __________


Выберите верное суждение

(на умение анализировать историческую информацию, представленную в иллюстрациях)



  1. Собор был возведён в XV веке

  2. Собор строили русские архитекторы

  3. Собор построил архитектор Аристотель Фиораванти

  4. Собор был построен при князе Василии III

  5. Собор был построен при князе Иване III

  6. Собор был заложен в честь рождения наследника престола – Ивана IV




Таким образом, планомерное использование эффективных методов (в том числе составление таблиц, схем, работа с тестами и иллюстрациями), систематически применяемых на уроках и во внеурочное время, формируют устойчивые знания и навыки обучающихся.

Возможность ведения педагогом дополнительного часа (элективного или факультативного курса) по культуре России в 10-11 классах позволяет получить более глубокие знания и достичь высоких результатов на экзамене.

Одной из важных задач учителя является формирование широкого кругозора и всестороннее развитие личности. Также немаловажным фактором является воспитание чувств патриотизма и гражданственности школьников.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!