Изучение памятников архитектуры в контексте вопросов культуры при подготовке учащихся к ЕГЭ по истории
Жданова Лилия Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №18» с углубленным изучением предметов Фрунзенского района г. Саратова
Памятники истории и культуры России составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия и свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.
Изучение вопросов культуры России создает фундамент для сохранения духовного наследия, воспитывает гражданственность и патриотизм. Школьники получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК. При этом зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны. Именно урокам истории отводится особая роль в системном подходе изучения вопросов культуры, формировании целостности ее восприятия.
Вопросы культуры включены и в задания ЕГЭ по истории. Их выполнение у школьников часто вызывает затруднения. Одной из причин является небольшое количество часов, отводимых на изучение соответствующих тем.
Материалы учебников содержат большое количество информации, в том числе о деятелях науки и культуры, их достижениях. В тоже время недостаточно представлена иллюстративная часть (произведения живописи, скульптуры, памятники архитектуры). Поэтому для эффективного усвоения материала и для успешного выполнения заданий ЕГЭ следует выделить большее количество учебного времени, а также использовать при подготовке к экзамену методы, которые позволили бы обучающемуся воспроизвести изученный материал.
По вопросам культуры в материалах ЕГЭ можно выделить следующие типы заданий:
знание хронологии, фактов, терминологии, достижений деятелей науки и культуры;
установление соответствия между памятниками культуры и их краткими характеристиками;
верность суждения;
работа с иллюстративным материалом и умение анализировать историческую информацию в разных знаковых системах.
При изучении вопросов культуры и подготовке к ЕГЭ задания, связанные с архитектурой, занимают одно из важных мест.
Используется практика составления таблиц, схем, характеристик памятников архитектуры, работа с тестами и иллюстрациями. В том числе уделяется время на изучение краеведческого материала. В демоверсию Всероссийской проверочной работы по истории для обучающихся, опубликованной на сайте ФИПИ, включены задания, требующие знания истории и культуры родного края.
Составление схем и таблиц способствует закреплению и обобщению материала, помогает в его систематизации и графическом изображении, а также расширяет кругозор и развивает самостоятельность.
При составлении таблицы считаю целесообразным изучить следующие вопросы: название памятника архитектуры, его изображение, дату и место основания, сведения об архитекторе, историческую эпоху, художественный стиль и дополнительные сведения из истории. Все это способствует систематизации информации и служит опорным материалом в дальнейшей работе.
К примеру, задание по архитектуре XVIII века:
Архитектурный памятник | Название | дата основания | Место основания | архитектор | Эпоха / правитель | Художественный стиль | Из истории |
| Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) | 1712-1733 | Санкт-Петербург | Доменико Трезини | Петр I | Петровское барокко | Усыпальница русских императоров (династии Романовых). |
| Зимний Дворец | 1757-1762 | Санкт-Петербург | Ф. Б. Растрелли | Елизавета Петровна | Елизаветинское барокко | Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа |
| Дом П. Е. Пашкова | 1784-1786 | Москва | В. И. Баженов | Екатерина II | Классицизм | Глубины ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного |
Особенностью составления схем является краткость и наглядность, а также отражение сути исторических явлений и событий.
Например, модерн в архитектуре начала XX века:
Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления.
При закреплении материала важно использование различных вариантов тестовых заданий, что способствует выявлению пробелов в знаниях обучающихся и позволяет в дальнейшем при подготовке к экзамену скорректировать работу с тематическим учебным материалом.
В качестве примера приведу следующие задания:
Соотнесите фамилии и сооружения
(на умение систематизировать историческую информацию)
Фамилии | Сооружения |
А) К.И. Росси Б) И.О. Бове В) О. Монферран Г) К.А. Тон | 1. Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном 2. Исаакиевский собор 3.Исторический музей в Москве 4.Михайловский дворец (здание Русского музея) 5.храм Христа Спасителя 6.Казанский собор в Петербурге |
Установите принцип, по которому составлена цепочка и уберите лишнее звено
(на развитие критического мышления)
А) Апсида, неф, паперть, анфилада, закомара
Б) Храм Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге
Заполните пропуски
(на знание фактического материала)
А) Церковь Вознесения Василием III была построена в ___________
Б) В ознаменование взятия Казани в ________ был построен Собор __________
Выберите верное суждение
(на умение анализировать историческую информацию, представленную в иллюстрациях)
| Собор был возведён в XV веке Собор строили русские архитекторы Собор построил архитектор Аристотель Фиораванти Собор был построен при князе Василии III Собор был построен при князе Иване III Собор был заложен в честь рождения наследника престола – Ивана IV |
Таким образом, планомерное использование эффективных методов (в том числе составление таблиц, схем, работа с тестами и иллюстрациями), систематически применяемых на уроках и во внеурочное время, формируют устойчивые знания и навыки обучающихся.
Возможность ведения педагогом дополнительного часа (элективного или факультативного курса) по культуре России в 10-11 классах позволяет получить более глубокие знания и достичь высоких результатов на экзамене.
Одной из важных задач учителя является формирование широкого кругозора и всестороннее развитие личности. Также немаловажным фактором является воспитание чувств патриотизма и гражданственности школьников.