Ф.И.О. учителя-логопеда | Будилова Валентина Юрьевна |
Группа (класс, логопедическое заключение) | 4 класс Логопедическое заключение: ФФНР |
Тема занятия | Изучение особенностей построения текста – описание в рамках тематики: «Россия – Родина моя». |
Тип занятия | «Закрепление нового знания» |
Используемые технологии | Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий |
Цель занятия | Формирование у младших школьников умений необходимых для создания текста-описания и текста-повествования. |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
К окончанию занятия учащиеся должны будут: - дифференцировать понятия «слог», «слово», «текст»; - различать особенности изученных типов текстов; - строить текст-описание и текст-повествование в соответствии с его особенностями; | Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи между частями текста. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное; - для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли. | Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. - способствовать развитию патриотического направления у детей; Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. | - развивать умение высказывать свое предположение; - учить принимать и сохранять учебную задачу. | - развивать умение слушать и понимать других. - использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы. - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в паре; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | - развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы в тексте; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; - определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения; - использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания. - выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания. |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер Презентация «Схемы для описательных рассказов» |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
3 минуты | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтально | «Учимся и оздоравливаемся». Наша страга очень велика и огромна. Россия – великая страна. Она лежит в разных климатических зонах, соответственно здесь сформировалось много природных зон с богатым растительным миром. Мы с вами окунемся в разнообразный мир растений. Ромашкая является цветком символом в России. А самыми популярными в России цветами остаются розы, герберы, тюльпаны, хризантемы. Интересно, да? Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения? Да, мы выполним с вами дыхательные упражнения, которым помогут нам сформировать правильное дыхание. Мы побудем частью растительного мира России. 1. упр. «Цветок распускается» И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох. Медленно, 4-6 раз. 2. упр. «Лес шумит» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз. 3. упр. «Цветы» И.п.: о.с. 1 — на вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело (не отрывать пятки от пола), задержать дыхание; 2 — на выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2—3 раза. 4. упр. «Травушка колышется» И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз. 5. упр. «Колокольчик звенит» И.п.: о.с. 1 — на вдохе присесть, послушать, как «звенит» колокольчик; 2 — на выдохе произносить: «Динь-динь-динь!». Повторить 3—4 раза. Показ образца выполнения упражнения. | Выполняют дыхательную гимнастику Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи. |
II. Этап Актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания о тексте-повествовании. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учитель-логопед | Деятельность обучающихся |
3 мин | Практические | Фронтальная | Отгадать загадки: Где раньше в праздник всем народом В деревне хоровод водили? Такие танцы у народа В стране по имени … 2. Определите в слове количество слогов, назовите ударный слог 3. Стоит Таня В белом сарафане. На стройной ножке, В ушах – серёжки. 4. Символ мудрости и власти, Отгоняющий напасти, Два крыла свои развёл… Он – двуглавый птах – … 5. Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины. 5. Как вы смогли узнать предметы? 6. Правильно, я описывала предмет, называя его признаки. | Россия В слове Россия 3 слога, ударный слог – си, второй слог Берёза. В этом слове 3 слога, ударение падает на второй слог – рё. Орёл, в этом слове 2 слога, ударный слог рёл. Масленица. В этом слове 4 слога, ударение падает на первый слог – мас. По признакам, по описанию Рассматривание слайда из базовой презентации |
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
8 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | 1. Прочитайте задание на карточке. 2. Можно утверждать, что вы прочитали текст? Докажите? 3. Это текст-повествование? Почему? 4. Посмотрите еще одну карточку. 5.Это текст-повествование? Почему нет? | Чтение текста «Россия». Россия - это великая страна, где мы родились и живём. Уникальная природа России впечатляет: горы, моря, реки, озёра, леса... Россия очень красива. В нашей стране есть Сибирское озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете. В России много городов- героев. Семь городов - семь поводов гордиться только существованием этих городов: Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Новороссийск, Мурманск, Смоленск,Тула, Москва. Быть патриотом - это священный долг каждого человека. Мы должны быть достойными гражданами своего государства, быть честными и полезными, трудиться на благо страны, чтобы с гордостью могли сказать: "Россия - моя Родина!" Это текст. Текст состоит из нескольких предложений расположенных в определенном порядке, связанных по смыслу. Можно придумать заглавие. Да, это текст повествование. Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. В данном тексте так и есть. На территории России встречаются три вида медведей. Расскажем про одного из них. Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий — 65—210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8—10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная. Окраска бурого медведя очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного. Вероятность агрессии зверя по отношению к группе людей гораздо ниже. При встречах с бурым медведем постарайтесь не паниковать и незаметно удалиться. Ни в коем случае не бегите! Помните о том, что медведь обладает необычайно тонким обонянием, поэтому при отходе необходимо учитывать направление ветра. Это какой-то другой текст. Текст- описание. В нем события не развиваются друг за другом, его можно сфотографировать одним кадром. Здесь идет описание медведя. |
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) 1. Построение проекта выхода из затруднения 2. Реализация построенного проекта | 1. цели УД и способ их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться); -предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить, -выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий); -определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи) 2. Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение; - обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
12 мин | Наглядно-демонстрационные: схем, моделирование | фронтальная | 1. Составьте из данных слогов слово: пи, ни, са, О, е Слайд Можно ли так назвать такой тип текста? Почему? Какой главный вопрос текста? 2. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, сколько нужно снимков, чтобы сфотографировать события в описании? 3. Начнем составлять схему построения текста. - Сколько частей в тексте? - О чем говорится в первой части? - Во второй? - А в третьей? 4. В описании чаще всего используется параллельная связь предложений, а в повествовании? 5. Составим план этого типа текста | Описание Можно. В тексте описываются признаки предметов. Какой? Один Три В этой части называется предмет. Во второй рассказывается о внешнем виде медведя, о его размерах, окраске. В третьей части высказывается отношение к бурому медведю. В повествовании - цепная связь, предложения соединяются по цепочке. Рассматривают схему построения описания, называют предложения по схеме. Называние предмета. Признаки предмета. Вывод . |
V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
5 мин | - Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок - Наглядно-демонстрационные: заполнение таблицы - По уровню самостоятельности: после объяснения задания | Парная | 1. Особенности текста описание мы расположили в сравнительной таблице. -Таблица должна быть заполнена без ошибок. Как удобнее выполнить? Как вы считаете, почему? | Размещают карточки с особенностями текста-описание в сравнительную таблицу Такую работу удобнее выполнить в парах? Можно посоветоваться, помочь товарищу выбрать правильный ответ. Заполнение таблицы, выбор правильных формулировок на карточках, размещение карточек в таблицу. Комментируют свой выбор. |
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
| 5 минут | Практические письменные | фронтальная, парная | Запишите по памяти первую и третью части текста про Россию. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом. | Запоминают, проговаривая шепотом, про себя, с закрытыми глазами. записывают по памяти осуществляют проверку записанного. |
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
2 мин | аналитико- синтетические | фронтальная | 1. «Сегодня мы с вами много интересного узнали о России, о Родине, где мы с вами проживаем нашу жизнь. Также мы научились дифференцировать понятия «слог», «слово», «текст», различать особенности изученных типов текстов и строить текст-описание и текст-повествование в соответствии с его особенностями. И все это связали с темой: «Россия- Родина моя». 1. Демонстрация начало фраз из рефлексивного экрана на доске. | Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, мне захотелось… , мне больше всего понравилось…. |