СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение особенностей построения текста – описание в рамках тематики: «Россия – Родина моя».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Формирование у младших школьников умений необходимых для создания текста-описания и текста-повествования.

Просмотр содержимого документа
«Изучение особенностей построения текста – описание в рамках тематики: «Россия – Родина моя».»


Технологическая карта логопедического занятия


Ф.И.О.

учителя-логопеда

Будилова Валентина Юрьевна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

4 класс

Логопедическое заключение: ФФНР

Тема занятия

Изучение особенностей построения текста – описание в рамках тематики: «Россия – Родина моя».


Тип занятия

«Закрепление нового знания»


Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.

  2. Здоровьесберегающие технологии.

  3. Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Формирование у младших школьников умений необходимых для создания текста-описания и текста-повествования.


Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

К окончанию занятия учащиеся должны будут:

- дифференцировать понятия «слог», «слово», «текст»;

- различать особенности изученных типов текстов;

- строить текст-описание и текст-повествование в соответствии с его особенностями;


Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между частями текста.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

- для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.

Способствовать созданию условий обеспечивающих:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

- способствовать развитию патриотического направления у детей;

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.



- развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.




- развивать умение слушать и понимать других.

- использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

- развивать умение слушать и понимать других;

- учить работать в паре;

- учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.



- развивать умение находить и структурировать информацию;

- развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения;

- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер

Презентация «Схемы для описательных рассказов»



Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

3 минуты

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

Фронтально

«Учимся и оздоравливаемся».

Наша страга очень велика и огромна. Россия – великая страна. Она лежит в разных климатических зонах, соответственно здесь сформировалось много природных зон с богатым растительным миром. Мы с вами окунемся в разнообразный мир растений. Ромашкая является цветком символом в России. А самыми популярными в России цветами остаются розы, герберы, тюльпаны, хризантемы. Интересно, да? Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

Да, мы выполним с вами дыхательные упражнения, которым помогут нам сформировать правильное дыхание. Мы побудем частью растительного мира России.

1. упр. «Цветок распускается» И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

2. упр. «Лес шумит» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

3. упр. «Цветы» И.п.: о.с. 1 — на вдохе поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело (не отрывать пятки от пола), задержать дыхание; 2 — на выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице, задержать дыхание. Повторить 2—3 раза.

4. упр. «Травушка колышется» И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

5. упр. «Колокольчик звенит»

И.п.: о.с. 1 — на вдохе присесть, послушать, как «звенит» колокольчик; 2 — на выдохе произносить: «Динь-динь-динь!». Повторить 3—4 раза.

Показ образца выполнения упражнения.

Выполняют дыхательную гимнастику

Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи.


II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания о тексте-повествовании.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учитель-логопед

Деятельность

обучающихся

3 мин

Практические


Фронтальная

  1. Отгадать загадки:

Где раньше в праздник всем народом

В деревне хоровод водили?

Такие танцы у народа

В стране по имени …


2. Определите в слове количество слогов, назовите ударный слог


3. Стоит Таня

В белом сарафане.

На стройной ножке,

В ушах – серёжки.


4. Символ мудрости и власти,

Отгоняющий  напасти,

Два крыла свои развёл…

Он – двуглавый птах – … 


5. Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.



5. Как вы смогли узнать предметы?

6. Правильно, я описывала предмет, называя его признаки.

Россия




В слове Россия 3 слога, ударный слог – си, второй слог



Берёза. В этом слове 3 слога, ударение падает на второй слог – рё.




Орёл, в этом слове 2 слога, ударный слог рёл.



Масленица. В этом слове 4 слога, ударение падает на первый слог – мас.




По признакам, по описанию

Рассматривание слайда из базовой презентации

III. Этап Выявления места и причины затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда



Деятельность

обучающихся

8 мин

Практические:

устные, аналитико-синтетические

Фронтальная

1. Прочитайте задание на карточке.
























2. Можно утверждать, что вы прочитали текст? Докажите?





3. Это текст-повествование? Почему?





4. Посмотрите еще одну карточку.


























5.Это текст-повествование? Почему нет?

Чтение текста «Россия».

Россия - это великая страна, где мы родились и живём. Уникальная природа России впечатляет: горы, моря, реки, озёра, леса... Россия очень красива.

В нашей стране есть Сибирское озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире и самый крупный источник пресной воды на планете.

В России много городов- героев. Семь городов - семь поводов гордиться только существованием этих городов: Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Новороссийск, Мурманск, Смоленск,Тула, Москва.

Быть патриотом - это священный долг каждого человека. Мы должны быть достойными гражданами своего государства, быть честными и полезными, трудиться на благо страны, чтобы с гордостью могли сказать: "Россия - моя Родина!"


Это текст. Текст состоит из нескольких предложений расположенных в определенном порядке, связанных по смыслу. Можно придумать заглавие.



Да, это текст повествование. Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. В данном тексте так и есть.


На территории России встречаются три вида медведей. Расскажем про одного из них.

Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий — 65—210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8—10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная.

Окраска бурого медведя очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного.

Вероятность агрессии зверя по отношению к группе людей гораздо ниже. При встречах с бурым медведем постарайтесь не паниковать и незаметно удалиться. Ни в коем случае не бегите! Помните о том, что медведь обладает необычайно тонким обонянием, поэтому при отходе необходимо учитывать направление ветра.

Это какой-то другой текст. Текст- описание. В нем события не развиваются друг за другом, его можно сфотографировать одним кадром. Здесь идет описание медведя.

IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

1. Построение проекта выхода из затруднения

2. Реализация построенного проекта

1. цели УД и способ их реализации:

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий);

-определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи)

2. Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение;

- обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

12 мин

Наглядно-демонстрационные: схем, моделирование


фронтальная

1. Составьте из данных слогов слово:

пи, ни, са, О, е

Слайд


Можно ли так назвать такой тип текста? Почему?



Какой главный вопрос текста?


2. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, сколько нужно снимков, чтобы сфотографировать события в описании?



3. Начнем составлять схему построения текста.

- Сколько частей в тексте?

- О чем говорится в первой части?

- Во второй?



- А в третьей?



4. В описании чаще всего используется параллельная связь предложений, а в повествовании?





5. Составим план этого типа текста


Описание




Можно.

В тексте описываются признаки предметов.


Какой?


Один








Три

В этой части называется предмет.

Во второй рассказывается о внешнем виде медведя, о его размерах, окраске.

В третьей части высказывается отношение к бурому медведю.


В повествовании - цепная связь, предложения соединяются по цепочке.

Рассматривают схему построения описания, называют предложения по схеме.


  1. Называние предмета.

  2. Признаки предмета.

  3. Вывод .

V. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание выполнения вслух

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

- Практические: сопоставление, выбор правильных формулировок

- Наглядно-демонстрационные:

заполнение таблицы

- По уровню самостоятельности: после объяснения задания

Парная

1. Особенности текста описание мы расположили в сравнительной таблице.

-Таблица должна быть заполнена без ошибок. Как удобнее выполнить?



Как вы считаете, почему?





Размещают карточки с особенностями текста-описание в сравнительную таблицу

Такую работу удобнее выполнить в парах?


Можно посоветоваться, помочь товарищу выбрать правильный ответ.

Заполнение таблицы, выбор правильных формулировок на карточках, размещение карточек в таблицу.

Комментируют свой выбор.

VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся


5 минут

Практические письменные


фронтальная, парная

  1. Запишите по памяти первую и третью части текста про Россию.


  1. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом.

Запоминают, проговаривая шепотом, про себя, с закрытыми глазами.

записывают по памяти

осуществляют проверку записанного.

VIII. Этап

Рефлексия


- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

аналитико-

синтетические

фронтальная

1. «Сегодня мы с вами много интересного узнали о России, о Родине, где мы с вами проживаем нашу жизнь. Также мы научились дифференцировать понятия «слог», «слово», «текст», различать особенности изученных типов текстов и строить текст-описание и текст-повествование в соответствии с его особенностями. И все это связали с темой: «Россия- Родина моя».

1. Демонстрация начало фраз из рефлексивного экрана на доске.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…,   мне захотелось… , мне больше всего понравилось….









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!