СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение мотивационной сферы учащихся как показателя одной из составляющих личностных УУД

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение мотивационной сферы учащихся как показателя одной из составляющих личностных УУД»

Методика изучения мотивации обучения школьников

по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»


Цель: изучение мотивационной сферы учащихся как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни».

Анкета

Дата Ф.И. Класс______

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.


Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

  • Внешний мотив – 0 баллов.

  • Игровой мотив – 1 балл.

  • Получение отметки – 2 балла.

  • Позиционный мотив – 3 балла.

  • Социальный мотив – 4 балла.

  • Учебный мотив – 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

5

3

3

3

3

0

0

4

5

2

3

3

3

3

4

0

0




Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41 - 48

II

33 - 40

III

25 - 32

IV

15 - 24

V

5 - 14


Выделяются итоговые уровни мотивации школьников:

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.


Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

У

П

П

П

П

В

В

С

У

О

П

П

П

П

С

В

В

Условные обозначения мотивов:

У – учебный мотив;

С – социальный мотив;

П – позиционный мотив;

О – оценочный мотив;

И – игровой мотив;

В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!