Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Крутовская основная школа Серафимовичского района Волгоградской области
Изучение экологии и образа жизни
краснокнижных животных нашей области
через решение практических задач по математике
Руководитель проекта:
учитель биологии
Щеголькова Светлана Зиновьевна
хутор Крутовский
2019 год
Традиционно в VI четверти в нашей школе проводится неделя предметов естественно-математического цикла, объединяющая математику, физику, информатику, химию, географию, биологию и экологию. Как правило, каждый учитель-предметник старается представить свой предмет. А нас заинтересовало, как можно было бы объединить предметы этого цикла.
В результате анализа мы пришли к следующим заключениям:
в биологии-экологии много наглядного и краеведческого материала;
решение текстовых задач у многих учащихся вызывает затруднения;
часто интересно идти от противного, т.е. не решать задачу, а составлять ее, быть не в роли ученика, а в роли автора.
Так пришла идея создать сборник авторских задач на основе интересующего учащихся материала. За основу мы решили взять краеведческий материал, связанный с редкими и исчезающими животными нашей области.
Актуальность проекта. Мы должны знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения.
А в ходе составления и решения экологических задач учащиеся получают дополнительные сведения о животных нашего края.
Научная новизна и мотивация. Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял учащимся познавать экологию средствами математики, нет. Нам предоставляется возможность самим создать такие задачи для учащихся 4-6 классов.
Объект исследования: редкие и исчезающие виды животных Волгоградской области.
Предмет исследования: статистические данные о краснокнижных животных.
Цель работы: Изучение морфологческих и экологических особенностей краснокнижных животных нашей области через решение практических задач по математике.
Задачи:
1. Собрать статистический материал по краснокнижным животным.
2. Изучить литературу по теме составления авторских задач.
3. Разработать макет страниц сборника.
3. Составить сборник задач.
Гипотеза проекта.
В процессе работы над проектом мы не только освоили методику составления авторских краеведческих задач, но также получили дополнительные сведения о краснокнижных животных нашей области.
Срок реализации проекта: февраль-март 2019 г.
Участники проекта: учащиеся 6 класса, учителя биологии и математики.
В процессе работы над проектом нам было необходимо:
Во-первых: Собрать фактические цифровые данные о краснокнижных животных.
Во-вторых: Выбрать из собранного материала математическое содержание и определить тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики и относиться к одной из следующих тем:
Действия с натуральными числами.
Единицы измерения длины, площади (величины).
Деление и умножение многозначных чисел
Среднее арифметическое
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Решение задач на движение.
Решение задач в косвенной форме.
Нахождение целого числа по части.
Нахождение части от целого числа.
В- третьих: Просто и понятно сформулировать задачу. Задача должна быть интересна и с математический, и с краеведческой точки зрения.
В- четвертых: Подготовить правильное оформление для каждой задачи
Методы исследования:
теоретические методы: анализ научной литературы, анализ интернет – источников;
эмпирические методы: изучение опыта составления задач в классе вместе с одноклассниками, эксперименты по запоминанию фактов, используемых в задачах, наблюдение за реакцией одноклассников в процессе составления авторской задачи.
Практическая значимость. Проект содержит раздел морфологических, экологических сведений и краеведческих фактов о краснокнижных животных нашей области, на основе которых участники проекта создали задачи по математике для учеников 4 - 6-х классов.
Результатом и основной составляющей проекта становиться сборник авторских задач по математике о краснокнижных животных нашей области, который оформлен на бумажном носителе в виде задачника. Такой учебник может в дальнейшем использоваться на уроках математике в 4 - 6-х классах, при закреплении и повторении материала, так же во внеурочной деятельности научно-позновательной направленности.
Перспективность проекта: Для проекта нами было отобрано 12 видов краснокнижных животных (включающих 4 вида млекопитающих, 6 птиц, 2 вида пресмыкающихся), из 60 видов данных классов, включенных в I том Красной книги Волгоградской области. Используя материал о 4 млекопитающих и 4 птицах, мы составили сборник экологических задач. В процессе работы был собран избыточный статистический материал, который можно использовать для дальнейшего составления задач.
Проект включал в себя 6 этапов :
I этап. Погружение в проектную деятельность и планирование | Принятие решения о создании сборника задач для учащихся 4 - 6 классов о краснокнижных животных нашей области. Постановка конкретной задачи по проекту. На этом этапе руководителем проекта была создана небольшая презентация «Знакомство с проектом». Учащимся были представлены 2 тома Красной книги Волгоградской области, проспекты о природе нашей области, презентации краеведческого материала, собранные учениками нашей школы. Целью этого было привлечь внимание учеников 6 класса к работе по проекту: познакомить с темой проекта, объяснить цель и разработать совместно задачи. Ребята узнали новые интересные факты о растениях и животных нашего края. |
II этап Сбор фактических данных о краснокнижных животных Волгоградской области для составления задачи. Обобщение найденного справочного материала | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в разнообразных источниках (библиотечный фонд школы, ресурсы Интернет). Систематизация собранных данных |
III этап Процесс составления задач. Проверка задач | Выбрать из статистического материала математическое содержание, определить тип задачи. Задачи могут быть использованы как дополнительные, на уроках математики для лучшего усвоения и закрепления знаний, умений и навыков как фронтально, так и индивидуально. Задачи разного уровня могут быть использованы для решения на разных видах уроков, а также на любых его этапах. Специфика построения предлагаемых задач, нацеленных на установление способностей учеников использовать полученные данные в продуктивной деятельности. Естественным окончанием третьего этапа является проверка правильности решения каждой задачи. |
Обобщающим звеном второго и третьего этапа стали два мастер-класса по созданию авторской задачи, которые были проведены руководителем проекта и учащимися 6 класса на уроках краеведения (6 класс) и на уроке математики в 5 классе. Учащиеся 6 класса составляли и решали задачи. А пятиклассникам была показана презентации о краснокнижных животных нашей области, после просмотра которой, они решали задачи, составленные 6-тиклассниками. В результате проделанной работы в сборник авторских задач по математике «Красная книга в задачках» включено 22 задачи. Все ученики проявили большой интерес к проделанной работе. Многим захотелось поделиться интересными фактами и стать авторами своих собственных задач. |
IV этап Оформление задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийный презентаций | Придумали оформление страниц сборника (Приложение 2). Обязательными элементами каждой страницы являются рисунок краснокнижного животного, название на русском и латинском языке, краткое описание вида и его места обитания. На каждый вид животного было составлено, как минимум 3 задачки, разного уровня сложности и разного типа. Важно, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения. Как работать над формулировкой задачи: а) выписать из справочного материала числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого; б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи; в) решить задачу выбранным методом. |
V этап Создание брошуры“Красная книга в задачках” | Создание сборника авторских задач. Выпуск печатного сборника. Создание презентации о том, как проходила работа над проектом «Красная книга в задачках». |
VI этап Заключительный. Обсуждение | Обсуждение презентации и проделанной работы с одноклассниками. Оценка общей проделанной работы. Определение перспектив и возможностей для будущей коллективной работы класса. |
Обобщающим звеном второго и третьего этапа стали два мастер-класса по созданию авторской задачи, которые были проведены руководителем проекта и учащимися 6 класса на уроках краеведения (6 класс) и на уроке математики в 5 классе.
Учащиеся 6 класса составляли и решали задачи. А пятиклассникам была показана презентации о краснокнижных животных нашей области, после просмотра которой, они решали задачи, составленные 6-тиклассниками.
В результате проделанной работы в сборник авторских задач по математике «Красная книга в задачках» включено 22 задачи.
Все ученики проявили большой интерес к проделанной работе. Многим захотелось поделиться интересными фактами и стать авторами своих собственных задач.
Составляя и решая практические задачи мы изучили морфологческие и экологические особенности краснокнижных животных нашей области.
Развивающие задания по самостоятельному составлению математических задач с использованием экологического материала способствовали развитию творческого мышления учащихся.
Интеграция экологии и биологии с математикой способствовала экологическому воспитанию школьников.
Решение задач с экологическим содержанием в некоторой степени способствовала развитию исследовательских навыков.
Достигнута основная цель проекта: мы создали сборник экологических задач. И пусть он не очень пока объемный, но мы надеемся, что он поможет учащимся нашей школы узнать больше о краснокнижных животных нашей области. В дальнейшем мы сможем продолжить составление подобных задач и о других животных. Своей работой мы привлекли внимание пятиклассников и надеемся, что они присоединятся к нам.