СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение экологии и образа жизни краснокнижных животных нашей области через решение практических задач по математике

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение морфологческих и экологических особенностей краснокнижных животных нашей области через решение практических задач по математике.

Просмотр содержимого документа
«Изучение экологии и образа жизни краснокнижных животных нашей области через решение практических задач по математике»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Крутовская основная школа Серафимовичского района Волгоградской области












Изучение экологии и образа жизни

краснокнижных животных нашей области

через решение практических задач по математике








Руководитель проекта:

учитель биологии

Щеголькова Светлана Зиновьевна

















хутор Крутовский

2019 год


Традиционно в VI четверти в нашей школе проводится неделя предметов естественно-математического цикла, объединяющая математику, физику, информатику, химию, географию, биологию и экологию. Как правило, каждый учитель-предметник старается представить свой предмет. А нас заинтересовало, как можно было бы объединить предметы этого цикла.

В результате анализа мы пришли к следующим заключениям:

  • в биологии-экологии много наглядного и краеведческого материала;

  • решение текстовых задач у многих учащихся вызывает затруднения;

  • часто интересно идти от противного, т.е. не решать задачу, а составлять ее, быть не в роли ученика, а в роли автора.

Так пришла идея создать сборник авторских задач на основе интересующего учащихся материала. За основу мы решили взять краеведческий материал, связанный с редкими и исчезающими животными нашей области.

Актуальность проекта.  Мы должны знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения.

А в ходе составления и решения экологических задач учащиеся получают дополнительные сведения о животных нашего края.

Научная новизна и мотивация. Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял учащимся познавать экологию средствами математики, нет. Нам предоставляется возможность самим создать такие задачи для учащихся 4-6 классов.

Объект исследования: редкие и исчезающие виды животных Волгоградской области.

Предмет исследования: статистические данные о краснокнижных животных. 

Цель работы: Изучение морфологческих и экологических особенностей краснокнижных животных нашей области через решение практических задач по математике.

Задачи:

1. Собрать статистический материал по краснокнижным животным.

2. Изучить литературу по теме составления авторских задач.

3. Разработать макет страниц сборника.

3. Составить сборник задач.

 Гипотеза проекта.

В процессе работы над проектом мы не только освоили методику составления авторских краеведческих задач, но также получили дополнительные сведения о краснокнижных животных нашей области.

Срок реализации проекта: февраль-март 2019 г.

Участники проекта: учащиеся 6 класса, учителя биологии и математики.



В процессе работы над проектом нам было необходимо:

Во-первых: Собрать фактические цифровые данные о краснокнижных животных.

Во-вторых: Выбрать из собранного материала математическое содержание и определить тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики и относиться к одной из следующих тем:

Действия с натуральными числами.

Единицы измерения длины, площади (величины).

Деление и умножение многозначных чисел

Среднее арифметическое

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

Решение задач на движение.

Решение задач в косвенной форме.

Нахождение целого числа по части.

Нахождение части от целого числа.

В- третьих: Просто и понятно сформулировать задачу. Задача должна быть интересна и с математический, и с краеведческой точки зрения.

В- четвертых: Подготовить правильное оформление для каждой задачи

Методы исследования:

теоретические методы: анализ научной литературы, анализ интернет – источников;

эмпирические методы: изучение опыта составления задач в классе вместе с одноклассниками, эксперименты по запоминанию фактов, используемых в задачах, наблюдение за реакцией одноклассников в процессе составления авторской задачи.

Практическая значимость. Проект содержит раздел морфологических, экологических сведений и краеведческих фактов о краснокнижных животных нашей области, на основе которых участники проекта создали задачи по математике для учеников 4 - 6-х классов.

Результатом и основной составляющей проекта становиться сборник авторских задач по математике о краснокнижных животных нашей области, который оформлен на бумажном носителе в виде задачника. Такой учебник может в дальнейшем использоваться на уроках математике в 4 - 6-х классах, при закреплении и повторении материала, так же во внеурочной деятельности научно-позновательной направленности.

Перспективность проекта: Для проекта нами было отобрано 12 видов краснокнижных животных (включающих 4 вида млекопитающих, 6 птиц, 2 вида пресмыкающихся), из 60 видов данных классов, включенных в I том Красной книги Волгоградской области. Используя материал о 4 млекопитающих и 4 птицах, мы составили сборник экологических задач. В процессе работы был собран избыточный статистический материал, который можно использовать для дальнейшего составления задач.

Проект включал в себя 6 этапов :

I этап.

Погружение в проектную деятельность и планирование

Принятие решения о создании сборника задач для учащихся 4 - 6 классов о краснокнижных животных нашей области. Постановка конкретной задачи по проекту.

На этом этапе руководителем проекта была создана небольшая презентация «Знакомство с проектом». Учащимся были представлены 2 тома Красной книги Волгоградской области, проспекты о природе нашей области, презентации краеведческого материала, собранные учениками нашей школы.

Целью этого было привлечь внимание учеников 6 класса к работе по проекту: познакомить с темой проекта, объяснить цель и разработать совместно задачи. Ребята узнали новые интересные факты о растениях и животных нашего края.

II этап

Сбор фактических данных о краснокнижных животных Волгоградской области для составления задачи. Обобщение найденного справочного материала

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в разнообразных источниках (библиотечный фонд школы, ресурсы Интернет). Систематизация собранных данных

III этап

Процесс составления задач.

Проверка задач

Выбрать из статистического материала математическое содержание, определить тип задачи.

Задачи могут быть использованы как дополнительные, на уроках математики для лучшего усвоения и закрепления знаний, умений и навыков как фронтально, так и индивидуально. Задачи разного уровня могут быть использованы для решения на разных видах уроков, а также на любых его этапах. Специфика построения предлагаемых задач, нацеленных на установление способностей учеников использовать полученные данные в продуктивной деятельности. Естественным окончанием третьего этапа является проверка правильности решения каждой задачи.

Обобщающим звеном второго и третьего этапа стали два мастер-класса по созданию авторской задачи, которые были проведены руководителем проекта и учащимися 6 класса на уроках краеведения (6 класс) и на уроке математики в 5 классе.

Учащиеся 6 класса составляли и решали задачи. А пятиклассникам была показана презентации о краснокнижных животных нашей области, после просмотра которой, они решали задачи, составленные 6-тиклассниками.

В результате проделанной работы в сборник авторских задач по математике «Красная книга в задачках» включено 22 задачи.

Все ученики проявили большой интерес к проделанной работе. Многим захотелось поделиться интересными фактами и стать авторами своих собственных задач.

IV этап

Оформление задач в печатном виде с иллюстрациями или в виде мультимедийный презентаций

Придумали оформление страниц сборника (Приложение 2). Обязательными элементами каждой страницы являются рисунок краснокнижного животного, название на русском и латинском языке, краткое описание вида и его места обитания. На каждый вид животного было составлено, как минимум 3 задачки, разного уровня сложности и разного типа.

Важно, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из справочного материала числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом.

V этап

Создание брошуры“Красная книга в задачках”

Создание сборника авторских задач. Выпуск печатного сборника.

Создание презентации о том, как проходила работа над проектом «Красная книга в задачках».

VI этап

Заключительный. Обсуждение

Обсуждение презентации и проделанной работы с одноклассниками. Оценка общей проделанной работы. Определение перспектив и возможностей для будущей коллективной работы класса.



Обобщающим звеном второго и третьего этапа стали два мастер-класса по созданию авторской задачи, которые были проведены руководителем проекта и учащимися 6 класса на уроках краеведения (6 класс) и на уроке математики в 5 классе.

Учащиеся 6 класса составляли и решали задачи. А пятиклассникам была показана презентации о краснокнижных животных нашей области, после просмотра которой, они решали задачи, составленные 6-тиклассниками.

В результате проделанной работы в сборник авторских задач по математике «Красная книга в задачках» включено 22 задачи.

Все ученики проявили большой интерес к проделанной работе. Многим захотелось поделиться интересными фактами и стать авторами своих собственных задач.

Составляя и решая практические задачи мы изучили морфологческие и экологические особенности краснокнижных животных нашей области.

Развивающие задания по самостоятельному составлению математических задач с использованием экологического материала способствовали развитию творческого мышления учащихся.

Интеграция экологии и биологии с математикой способствовала экологическому воспитанию школьников.

Решение задач с экологическим содержанием в некоторой степени способствовала развитию исследовательских навыков.

Достигнута основная цель проекта: мы создали сборник экологических задач. И пусть он не очень пока объемный, но мы надеемся, что он поможет учащимся нашей школы узнать больше о краснокнижных животных нашей области. В дальнейшем мы сможем продолжить составление подобных задач и о других животных. Своей работой мы привлекли внимание пятиклассников и надеемся, что они присоединятся к нам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!