СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение биографии писателя посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об опыте испльзования ИКТ на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Изучение биографии писателя посредством применения информационно-коммуникативных технологий»

Изучение биографии писателя посредством применения информационно-коммуникативных технологий


Попкова Эльза Евгеньевна

МБОУ «Лицей №9»

[email protected]


В традиционной системе образования уроки по изучению биографии строились в основном как лекция учителя. Но для меня такая форма знакомства с жизнью писателя давно стала неприемлемой. С целью превращения изложения биографии в урок-размышление я использовала различные методы работы: подготовка докладов, заполнение хронологических таблиц, составление викторин.

Но ни для кого не секрет, что интерес к чтению у современных детей не растёт в геометрической прогрессии, а страна возлагает огромные надежды на юное поколение. В связи с этим я продолжала искать оптимальные методы формирования универсальных учебных действий на уроках литературы в условиях нового стандарта образования. По-прежнему главным оставался вопрос изучения биографии писателя. Как сделать урок максимально информативным и при этом добиться эмоционального воздействия биографии на каждого ученика?

Ответ прост. Современных детей необходимо учить по новым технологиям. Главное место среди них занимают информационно-коммуникативные технологии.

Одной из самых увлекательных форм знакомства с биографией писателя является заочная экскурсия. Она одинаковое воздействие оказывает как на младших школьников, так и на старших. Музеи, имеющие Интернет-ресурсы, предоставляют возможность заочного знакомства со своими экспонатами, размещают на сайтах виртуальные экскурсии.  Элементами виртуального тура являются сферические панорамы, соединенные между собой интерактивными ссылками-переходами (хотспотами). Сферическая панорама (виртуальная панорама, 3D панорама)— один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере при помощи специального программного обеспечения (Adobe Flash Player). Виртуальный тур создаёт «эффект присутствия». Но чтобы такая экскурсия решила все поставленные задачи, вызвала бурю эмоций, к ней необходимо хорошо подготовиться. В качестве экскурсоводов на моих уроках выступают обучающиеся, за исключением пятиклассников в первой четверти. Но в дальнейшем и они привлекаются к этой работе. Экскурсии всегда предшествует написание сценария. В старших классах уже можно эту работу доверить ученикам, намекнув при этом, на что следует обратить особое внимание, чтобы облик писателя, его судьба вызывали наибольший интерес у присутствующих, чтобы на уроке воцарилась атмосфера непосредственного контакта с художником, как будто он говорит с читателями как живой. Так мы «посетили» Государственный музей Пушкина в Москве. (http://www.pushkinmuseum.ru/sites/default/files/pano/arbatpushkin/arbatpush.html), музей Лермонтова в Тарханах (http://culture.ru/atlas/object/519), музей –усадьбу Л. Толстого в «Ясной поляне» (http://culture.ru/atlas/object/219) , музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» (http://culture.ru/atlas/object/221), Дом-музей Чехова близ Ялты (http://tour.chekhov-yalta.org/).

Для повышения мотивации учения на уроках литературы в старших классах я применяю такую форму работы с биографией писателя, как создание проектов с помощью программы Microsoft Publisher. Информационные бюллетени и буклеты мы создаём в компьютерном классе по предварительному согласованию с учителем информатики. Буклеты, посвящённые 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева, десятиклассники распространили среди обучающихся всей школы. Такой вид работы направлен на достижение метапредметных результатов: формируются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка), развивается критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие).

Для того чтобы работа была наиболее эффективной, я предлагаю её выполнять в группах по четыре человека. Каждый участник исследует материал по определённому направлению, один изучает политическую ситуацию в стране и формирование гражданской позиции, другой ученик фокусирует взгляд на окружении писателя, третий - на его личной жизни, следующий участник группы акцентирует внимание на принадлежности к определённому литературному течению. Обучающиеся работают со следующими интернет ресурсами по литературе:

Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы. 
Около 3000 произведений 100 выдающихся поэтов и 50-ти знаменитых писателей, Биографическая информация (http://www.klassika.ru/),
Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник (http://writerstob.narod.ru)/

Друзья и партнеры: Русская литература. Двуязычный информационно-поисковый сайт по русской литературе XIX—XX вв. 
Библиотека произведений русской литературы XVIII – XX веков, иконография русских писателей, фотокопии документов  (http://www.fplib.org/literature/),  

«Русские писатели» (http:teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet).

Далее обмениваются информацией по локальной сети или с помощью флешкарты внутри своей группы. Спикер, учитывая пожелания всех участников группы, утверждает материал, который будет напечатан в буклете или в бюллетене. Далее ребята с помощью программы Microsoft Publisher готовятся к публикации: выбирают шаблон (все элементы подвижны) и вставляют информацию. Помимо текста в буклет и бюллетень можно поместить рисунки и фотографии. Далее печатают свои информационные листы. Такая организация деятельности учащихся при изучении биографии писателя повышает мотивацию учения по предмету, формирует метапредметные умения.

Не менее интересной при изучении биографии писателя является работа с Интернет-генераторами кроссвордов. Её тоже лучше организовать в группах.

Этапы создания кроссворда:

1. Подготовительный - поиск информации (фамилии людей, окружавших писателя, названия произведений, политические термины, связанные с эпохой, в которой жил писатель)

2. Основной - составление вопросов к подобранным словам, проверка орфографии текста;

3. Итоговый - выбор метода выполнения проекта.

С помощью Интернет -генератора Кроссген создаем сетку кроссворда. В специальное поле вводим двадцать подготовленных слов-ответов, программа в автоматическом режиме формирует кроссворд. Сохраняем сетку в Microsoft Word и добавляем составленные вопросы.

Группы обмениваются кроссвордами. При разгадывании кроссворда приходится очень тщательно работать с источниками информации, точно так же как и при его составлении.

Включение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс позволяет учителю литературы организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках изучения биографии писателя, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Повышение познавательной мотивации на уроке способствует желанию обучающихся совершенствовать свои знания. Результатом этого процесса стало участие в олимпиадах и конкурсах сочинений. Среди обучающихся были победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и победитель регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.





Список литературы:

1Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

2.Сальникова О.А. Компетентностный подход к обучению в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: интернет-журнал «Проблемы современного образования. - 2013, №1.

3.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 553 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!