Изобретение автомобиля и паровоза
Цель урока: Познакомиться с историей создания автомобиля и паровоза.
Ход урока
I. Повторение. Проверка домашнего задания
При повторении материала проверку знаний можно провести фронтально, работая по карточкам, в которых может быть 5-7 вопросов и задач из следующего набора.
1. Какие виды энергии преобразуются из одного вида в другой при работе паровой машины?
2. Для чего служат машины?'
3. Может ли машина иметь КПД равным 100%? Почему?
4. Как определить коэффициент полезного действия машины?
5. Какие преобразования энергии происходят при работе ветряного колеса?
6. При нагревании паров эфира в трубке, закрытой пробкой, она вылетает из трубки. Можно ли сказать, что это работа тепловой машины?
7. Тепловая машина, получив 4000 Дж тепла, совершила работу в 1 кДж. Определите КПД машины.
8. КПД машины 40%. Определите работу; которую совершила машина, если она получила 6 кДж тепла.
9. Как можно повысить КПД тепловой машины?
10. Зависит ли мощность тепловой машины от величины полезной работы, совершаемой машиной? Почему?
II. Изучение нового материала
При объяснении нового материала основное внимание нужно уделить пониманию учениками неизбежности применения всех открытий в физике в повседневной деятельности людей. Создание паровой машины Уатта, открытие деления ядер урана, создание полупроводников - все это нашло отражение в создании новых машин, приборов, источников энергии и так далее. Процесс внедрения новых машин и технологий в сферу человеческой деятельности обычно бывает тернист и сложен.
Внедрение паровых котлов и машин в производство не только имело несомненные достоинства, но и имело недостатки. Неполадки в котлах f приводили к их частым взрывам и человеческим жертвам Несомненно, это тормозило развитие отрасли, но процесс развития продолжался.
Знаменательной вехой в развитии паровых машин является 1770 год, когда французский инженер Ж. Кюньо построил первую самодвижущуюся тележку (лафет) для перевозки тяжелых орудий. Она приводилась в движение за счет энергии пара. Конечно, она была несовершенна и громоздка, ее КПД был очень мал.
Далее паровые котлы стали устанавливать на дилижансах для перевозки грузов и пассажиров. Трагедии, которые случались при эксплуатации дилижансов и паровых автомобилей, тормозили внедрение паровых машин, но остановить развитие паровых машин уже было нельзя. Паровые машины могли развивать скорости более 10 км/ч.
Логическим продолжением развития паровых котлов явилось создание в 1803 году первого паровоза. Его построил англичанин Ричард Тревитик. Первая модель была неудачна как по конструкции, так и по невозможности применения на конной чугунной дороге - он ломал рельсы.
Вторая модель уже развивала скорость до 30 км/ч. Но и эта модель лишь применялась для демонстрации перевозок. Широкого применения эти модели не получили прежде всего из-за непонимания большинством промышленников выгоды от этих устройств. Господствовало убеждение, что не сможет тянуть состав, вес которого больше веса паровоза, доказали необоснованность этих предположений, но время уходило. Перелом в развитии железнодорожного транспорта наступил к 1823 году, когда английский инженер Джордж Стефенсон построил первый паровозостроительный завод. Лучшие модели паровозов Стефенсона развивали скорость до 50 км/ч. Сеть железных дорог начала неуклонно расти по Европе.
В Россия первый паровоз изобрели и построили в 1834 г. мастера Черепановы.
За более чем столетний период развития паровозов были построены очень удачные и экономичные для данного типа тепловых машин устройства. Лишь ближе к середине XX века на смену паровозам стали приходить электровозы и тепловозы.
В тепловозах вместо паровых машин стали применять двигатели внутреннего сгорания, а на электровозах - электрические двигатели. Скорости современных тепловозов и электровозов существенно отличаются от скоростей паровозов. Например:
Тепловоз ТЭ10Л - скорость до 100 км/ч
Тепловоз ТЭП60 - скорость до 160 км/ч
Электровоз ЭР-200 - скорость до 200 км/ч
Сейчас созданы и более совершенные и экономичные модели тепловозов и электровозов.
II. Доклады учащихся
Оставшуюся часть урока можно посвятить прослушиванию докладов, подготовленных учениками.
Домашнее задание
1. § 45 (стр. 118-121); вопросы и задания к параграфу;
2. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады по теме «Двигатель внутреннего сгорания».