СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

.Изобразительно - выразительные средства языка. Задание 7 ОГЭ. Теория и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится материал о существующих  изобразительно - выразительных средствах языка, приводятся примеры, а также практические задания на данную тему

Просмотр содержимого документа
«.Изобразительно - выразительные средства языка. Задание 7 ОГЭ. Теория и практика»

Задание 7

Задание 7

Фонетические средства выразительности  С помощью фонетических средств выразительности создаются звуковые образы в художественной речи К ним относятся: АЛЛИТЕРАЦИЯ -АССОНАНС

Фонетические средства выразительности

С помощью фонетических средств выразительности создаются звуковые образы в художественной речи

К ним относятся:

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ
  • -АССОНАНС
АССОНАНС - повторение ГЛАСНЫХ звуков в речи Например: «П о л о снул о Васк о ва п о сердцу о т взд о ха эт о г о . Ах, зам о рыш ты в о р о бьиный, п о силам ли г о ре на г о рбу-т о у тебя?» ( из повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева)  особое звучание текста, ласковый говорок, придается с помощью повторяющейся гласной «о».

АССОНАНС - повторение ГЛАСНЫХ звуков в речи

  • Например:
  • «П о л о снул о Васк о ва п о сердцу о т взд о ха эт о г о . Ах, зам о рыш ты в о р о бьиный, п о силам ли г о ре на г о рбу-т о у тебя?» ( из повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева)
  • особое звучание текста, ласковый говорок, придается с помощью повторяющейся гласной «о».
АЛЛИТЕРАЦИЯ- повторение СОГЛАСНЫХ звуков в реч и   Например: С вищет ветер, с еребряный ветер В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.  Повтор свистящего согласного звука [с]  в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке повторяется шипящий согласный [ш] , который создает впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

АЛЛИТЕРАЦИЯ- повторение СОГЛАСНЫХ звуков в реч и

  • Например:
  • С вищет ветер, с еребряный ветер
  • В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра.

Во второй строке повторяется шипящий согласный [ш] , который создает впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности

бессмертное знамя; мрачный день; черепаший темп; горькая досада; кудрявый дым; легкомысленная молодость; волчья тоска; звонкий поцелуй.

бессмертное знамя;

мрачный день;

черепаший темп;

горькая досада;

кудрявый дым;

легкомысленная молодость;

волчья тоска;

звонкий поцелуй.

 На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)  Он бежал быстрее, чем лошадь . (А.С.Пушкин)  На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы . (И.С. Тургенев)

На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быстрее, чем лошадь . (А.С.Пушкин)

На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы . (И.С. Тургенев)

Тоска необъятная жрала его, и безымян­ный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)   И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский) Багровый костёр заката (И.Бунин)
  • Тоска необъятная жрала его, и безымян­ный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
  • И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
  • Багровый костёр заката (И.Бунин)
Лазурь небесная смеётся , Ночной омытая грозой… (Ф.И.Тютчев) Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. (А.С.Пушкин)

Лазурь небесная смеётся ,

Ночной омытая грозой… (Ф.И.Тютчев)

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость. (А.С.Пушкин)

 O дни д o м a длин o ю д o зв e зд , д py ги e  длин o й д o л y ны … ( Ma яковский.) Я видывал, как она косит  Что взмах , то готова копна (Н.А.Некрасов) Ниже тоненькой былиночки  Надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)

O дни д o м a длин o ю д o зв e зд , д py ги e длин o й д o л y ны … ( Ma яковский.)

Я видывал, как она косит

Что взмах , то готова копна (Н.А.Некрасов)

Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)

Синтаксические средства выразительности  Ф

Синтаксические средства выразительности

  • Ф
Синтаксические средства выразительности  1. Антитеза Например: Я царь – я раб , я червь – я бог ! (Державин) 2.Инверсия На него она имела влияние сильное . (Тургенев) 3.Риторический вопрос А судьи кто? (А.С.Грибоедов)

Синтаксические средства выразительности

1. Антитеза

Например:

  • Я царь – я раб , я червь – я бог ! (Державин)

2.Инверсия

На него она имела влияние сильное . (Тургенев)

3.Риторический вопрос

А судьи кто? (А.С.Грибоедов)

Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.    1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.   2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.   3) Бессилие лжи было очевидным.   4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.   5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.  2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.  3) Бессилие лжи было очевидным.  4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.  5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.    1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.   2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть , чтобы заполучить какую-то там горбушку.   3) Бессилие лжи было очевидным.   4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.   5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю.  2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть , чтобы заполучить какую-то там горбушку.  3) Бессилие лжи было очевидным.  4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.  5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.    1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.   2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.   3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.   4) И остаётся один на всём свете.   5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.  1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.  2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.  3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.  4) И остаётся один на всём свете.  5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.    1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.   2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.   3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.   4) И остаётся один на всём свете.   5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является гипербола.  1) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера.  2) И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное.  3) Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате.  4) И остаётся один на всём свете.  5) А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.    1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.   2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.   3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.   4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!   5) Он летел стрелой. 

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.  1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.  2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.  3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.  4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!  5) Он летел стрелой. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.    1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.   2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.   3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.   4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!   5) Он летел стрелой . 

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.  1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис.  2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.  3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль.  4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!  5) Он летел стрелой . 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.    1) Маленький

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.  1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.  2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.  3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.  4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.  5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.   1) Маленький

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.  1) Маленький "Менделеев" был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.  2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.  3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.  4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.  5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. 
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.     В ночь погода зашумела, взволновалась река.  Отговорила роща золотая березовым веселым языком.  Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.  В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.  Вьюга злится, вьюга плачет ,кони чуткие храпят.

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 
  • В ночь погода зашумела, взволновалась река.
  • Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
  • Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
  • В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.
  • Вьюга злится, вьюга плачет ,кони чуткие храпят.
Практика Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.     В ночь погода зашумела, взволновалась река.  Отговорила роща золотая березовым веселым языком .  Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.  В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.  Вьюга злится, вьюга плачет ,кони чуткие храпят.

Практика

  • Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 
  • В ночь погода зашумела, взволновалась река.
  • Отговорила роща золотая березовым веселым языком .
  • Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
  • В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.
  • Вьюга злится, вьюга плачет ,кони чуткие храпят.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!