СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка - эпитет

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка - эпитет»


Урок: № 66

Предмет:  русский язык

Класс: 5

Дата: 10.01.2022.



Основные виды тропов. Эпитет.

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с термином и понятием «эпитет», формирование умения узнавать эпитет в тексте.

Задачи урока:

  • образовательные –  расширение знаний обучающихся о тропах;

  • развивающие - развитие практико-ориентированных умений;

  • воспитательные -  воспитание культуры речи обучающихся, формирование уважения к мастерам слова.

Планируемые результаты.

Предметные – знают признаки эпитета, выделяют его в тексте.

Метапредметные:.

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формировать собственное мнение и позицию.

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник, тетрадь, классная доска, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Опорные слова, выражения: изобразительно-выразительные средства языка, тропы, эпитет.

Эпитет – это самое меткое, самое свежее,

самое нужное слово, которое выбирает писатель

каждый раз,

изображая уже известный нам предмет.

(Д.Э. Розенталь).







Ход урока

I. Организационный момент

II Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  1. Работа с терминами. Приложение1



Антонимы – это слова одной части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие противоположное лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.



  1. Самостоятельная работа по теме «Синонимы. Омонимы. Антонимы» (Приложение2)



Задание 1. Выпишите слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и то же. Что это за слова?

(ездили, передвигались, путешествовали, разъезжали) - слова- синонимы.



Текст.

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом.  Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.



Задание 2. Назовите имена остальных братьев из предложения.



Вот из дома №1 вышел один из братьев. Зовут его Смелый. (Храбрый, Бесстрашный, Мужественный, Отважный)



Задание 3.  Угадайте е братьев.

Вот из дома №2 вышел крохотный человечек по кличке Мелкий.

( Маленький – крошечный – крохотный – микроскопический - мизерный - миниатюрный – игрушечный - небольшой…(дальше со словарём А.П.Евгеньевой, Н.Абрамова)..карликовый, малюсенький, махонький, с булавочную головку… - целое сочетание в значении «маленький»)

Задание 4. Придумайте предложение, в котором эти синонимы не могут друг друга заменять: в одном один синоним, в другом - другой.

К слову мальчик, бактерии (крохотный, мизерный или микроскопический)

( Какой славный мальчик! Какие микроскопические бактерии!)



Задание 5. Упражнения на сочетаемость синонимов.

1. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый, храбрый

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.

Ключи: решение, проект, план, предложение.

2. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый, полный

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, верёвка, нитка, стекло, стена, ребёнок, школьница.

Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, верёвка, нитка, стекло, стена.

3 . Согласуйте с данными существительными прилагательное старый, пожилой

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.

Ключи: дерево, дом, мебель, друг, книга, квартира, собака, лошадь, мебель.



Задание 6. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.



Задание 7. В чём отличие омонимов от многозначных слов?

(Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению)

- Выпишите омонимы.

Сто земель исходил  Иван-царевич, пока не нашёл Марью- царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.

Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.

III Мотивация учебной деятельности

  1. Наблюдение за языковым материалом.

  1. Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний). (Слайд 5)

  2. Нравится вам этот человек? А теперь опишите человека, который вам совсем не нравится. (Злой, жадный, бесчестный, грубый, дерзкий, невоспитанный). (Слайд 6)

  3. Попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза). (Слайд 7-8)

  4. Определите время года по его свойствам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время года. (Слайд 9-10) (Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая – зима).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (Это прилагательные, определения).

IV Целеполагание

Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.

V Основное содержание урока

  1. Слово учителя. Что такое троп?

Создатели античной риторики утверждали, что у человека есть одно естественное положение тела, как у оловянного солдатика: высоко поднятая голова, руки по швам. А все остальное – это позы или фигуры.

Так и в языке: есть мысль, ее нельзя менять, иначе изменится смысл сказанного. Но одну и ту же мысль можно выразить с помощью фигуры слова, т. е. используем слово в переносном значении.

В Древней Греции такие фигуры слова называли тропами, что в переводе с греческого означает «оборот».

Художником слова писателя называют потому, что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления.

У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).

- Что они делают? Какую роль играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение; передают мысли и эмоции автора).



  1. Анализ первоначального определения.


- Прочитайте внимательно строки стихотворения А.С. Пушкина:

(Слайд 11-12)

яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!


- Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (Спелого, румяно-золотисто, свежо, душисто).


Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами.

Попытаемся объяснить значение этого термина.


  1. Обобщение ответов в виде опорного конспекта.



В переводе с греческого слово «эпитет» обозначает «приложение».

Делаем краткую запись в тетради-справочнике.


Эпитет художественное определение. Чаще всего выражается прилагательным, которое: (Слайд 13)


выделяет

передает

заражает

создает

свойства

отношение автора

настроением

образ

качества

впечатление



признаки






  1. Работа с учебником (стр.255). Работа с понятием «эпитет».

  2. Работа с таблицами (Приложение 4)


  1. Практическая часть. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов. (Слайд 14-15)


  1. Отличие эпитетов от грамматических определений:


Эпитет

Грамматическое определение


«…день чудесный

субботний день

золотое сердце

золотое кольцо

лисий характер

лисий хвост

«…день как бы хрустальный»

длинный день


  1. Виды эпитетов:


Постоянные

сложные

метафоричные

добрый молодец

светло-пушистая снежинка

снежинка смелая

красно солнышко

яблоко румяно-золотистое

березка нежная


  1. Роль эпитетов в тексте.



Задание: прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.



Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула.

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!



4) Обсуждение.

- Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение?

- Как передать эту смену при чтении?

- Почему автор использует обратный порядок слов (инверсию)?

- Что придает стихотворению музыкальную силу? (поэт словно завораживает читателя видением)

VI. Закрепление материала.

  1. Творческая мастерская. Упражнения творческого характера.

  • Игра «Соревнование с писателем». (На доске написано (или воспроизведено на слайде 16-17) стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,

(Полная) луна.

Свет небес (высоких),

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

- Коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися вариантов.

  • Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» (читает ученик).



Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ изобразительно-выразительных средств языка.

VII. Подведение итогов урока. (Слайд 18)

Возвращение к опорному конспекту. Беседа по вопросам:

  • Назовите секреты эпитета.

  • Как увидеть эпитеты в тексте?

  • Какова их роль в художественном тексте?

  • Какой эпитет вы запомнили на уроке?

VIII. Рефлексия. Оценивание

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Какой эпитет запомнился?


IX. Домашнее задание. (Слайд 19)

  • Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.

  • Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину, стихотворение Ф.И. Тютчева.

  • Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам: береза, тишина, лес, утро (по выбору).























































Приложение1 Работа с терминами.



Антонимы – это слова одной части речи, различные по ____________ и ____________________, имеющие ___________________ лексические_________________.


Синонимы – это слова, различные по ___________ и звучанию, но близкие по ____________________.



Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.




Приложение2

Самостоятельная работа по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы»

Задание 1. Выпишите из текста слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и то же. Что это за слова?



Текст

В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом.  Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

Задание 2. Назовите имена остальных братьев из предложения.



Вот из дома №1 вышел один из братьев. Зовут его Смелый.



Задание 3.  Угадайте братьев.

Вот из дома №2 вышел крохотный человечек по кличке Мелкий.



Задание 4. Придумайте предложение, в котором эти синонимы не могут друг друга заменять: в одном один синоним, в другом - другой.

К слову мальчик, бактерии (крохотный, мизерный или микроскопический)



Задание 5. Упражнения на сочетаемость синонимов.

1. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый, храбрый

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.



2. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый, полный

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, верёвка, нитка, стекло, стена, ребёнок, школьница.



3 . Согласуйте с данными существительными прилагательное старый, пожилой

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.



Задание 6. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.



Задание 7. В чём отличие омонимов от многозначных слов? Выпишите омонимы.

Сто земель исходил  Иван-царевич, пока не нашёл Марью - царевну. Какой-то непонятный, сладкий запах исходил из странных цветов, которые росли на поляне.

Всю комнату до потолка хозяин заставил старинной мебелью. Пронзительный крик ночной птицы заставил меня вздрогнуть и остановиться.



Приложение3 Презентация «Изобразительно-выразительные средства. Эпитет»









Приложение 4 Таблицы


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!