6 кл литература
Тема: Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Цели:
Образовательные: познакомить с историей создания романа; выявить первоначальные впечатления о романе; в процессе сравнительного анализа образов Дубровского - старшего и Троекурова проследить, как изображено русское барство в романе.
Развивающие: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения, навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление, повторить литературные понятия.
Воспитательные: формировать нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям
Ход урока.
Организационный момент
Анализ контрольной работы.
Вступительное слово учителя
Работа А.С.Пушкина над романом «Дубровский» начата 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В.Нащокиным. Он рассказал про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский(как и назывался сначала роман),который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.
Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвич - дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.
Н.Г.Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский».
4.Беседа по роману
- С какими героями знакомит нас 1-я глава? Кого можно считать большим барином старых времен? Похожи ли эти герои? Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?
Запись в тетрадях: Общее между Троекуровым и Дубровски: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях.
- Запомним это слово отчасти. Найдем в тексте авторские характеристики этих героев.
Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного, привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума, надменный... с людьми самого высшего звания, с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».
Дубровский: нетерпеливость и решительность характера, беден и независим», горд - отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.
Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (Различий.)
На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.
Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7—10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом. В черновиках писателя сохранился план III тома: «Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание..
- Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими сообщниками» и советует им сменит ремесло? (Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала- месть за оскорбление и гибель отца, затем - благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым, и конечно же — спасение любимой девушки от ненавистного брака.)
- Давайте еще раз заглянем в «Словарь русских личных имен». Что значит имя Владимир? (Владимир — владеющий миром.)
И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитан роман «Капитанская дочка», мы поймем и отношение Пушкина к бунту.
Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю.
Д/З: Читать главы 1 – 4 стр. 63 – 85; в тетр. составить вопросы.