СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение земной поверхности на планах и картах.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок учит умению ориентироваться по карте и в пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Изображение земной поверхности на планах и картах.»

Технологическая карта урока

Предмет: География


Класс: 5


Тема урока: Изображение земной поверхности на планах и картах.


Цель урока: - показать значение условных знаков;

- сформировать знание о масштабе и его видах;

- познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;

- формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.


Планируемые результаты:

  • Личностные: умение работать в коллективе, высказывать суждение, подтверждая их фактами;

  • Метапредметные: тренировать умение работать с текстом учебника, таблицами, умение анализировать, сравнивать и рассуждать;

  • Предметные: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учиться читать топографическую карту; понимать значение плана местности для умения ориентироваться в пространстве.


Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознание необходимости изучения масштаба и его видов;

  • регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • познавательные: извлекать информацию о масштабе и его видах, способах изображения неровностей на плане местности, анализировать и отбирать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать данные для получения необходимого результата;

  • коммуникативные: формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом, речевую деятельность, умение аргументировать свой ответ, взаимопомощь по ходу выполнения практической работы.


Основные понятия: условные знаки, масштаб.


Опорные знания и умения: ориентирование и его способы, азимут, план местности.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: географические карты, топографический план, аэрофотоснимок, компас,

линейка.


Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Технология построения урока: технология критического мышления.


Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.


Учебник: География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под ред.

А.И.Алексеева. – М.: Просвещение, 2016 (Академический школьный учебник)

(Полярная звезда).


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1

Организационный момент.


Мотивация учебной деятельности.



Ребята! Сегодня на уроке каждый из вас постарается самостоятельно сделать ещё один шаг вперёд. Возможно, у кого-то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют задание учителя.

Дети предлагают свои ответы.



Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2


Проблемная ситуация и актуализация знаний.

- Что мы должны сделать в начале урока? Для чего нам нужны эти знания?


Задание. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что значит уметь ориентироваться в пространстве?

2. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта?

3. Что такое азимут?

4. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 90

5. В каком направлении находятся объекты, если их азимуты:

- родник = 45… (С-В)

- фруктовый сад = 135… (Ю-В)

- мельница = 315… (Ю-З)

6. Что такое план местности?

7. Определите по рис.20 на с.31 азимут от школы до аптеки?


- А как вы определили, где находится школа, а где - аптека?



Дети предлагают свои ответы.

(Надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового).




Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.













Коммуникативные УУД:

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.



Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.



2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


Ребята, сегодня мы с вами будем работать в картографической мастерской, и я хочу вас попросить, чтобы вы начертили в своих тетрадях план нашего класса в натуральную величину.


Задание. Почему не можете начертить план?

Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание? Какой у вас возникает вопрос?

(Как можно уменьшить объекты, чтобы они уместились на плане или карте?)


Задание. Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(Земная поверхность на плане и карте. Масштаб).


Задание. Посмотрите на карту.

Что можно сказать о реках, озёрах, морях, городах?

(Они уменьшены. На одних картах - сильнее, на других меньше).


Что вы сегодня будете изучать?

Задание. Сформулируйте цель урока и предложите способы её достижения.

(Как можно уменьшить объекты, чтобы изобразить земную поверхность на плане или карте?).




Отвечают на вопросы учителя.




(Класс большой, а лист маленький. Нужно уменьшить план или увеличить лист. Как изобразить большие объекты на карте?

Учащиеся делают вывод.


Формулируют тему урока,

ставят цели.




Учатся сравнивать, делать выводы.

Анализируют ситуацию.





Формулируют цель урока, предлагают способы и средства достижения цели.


3


Поиск решения.


Работа в парах.

Знакомство с термином «масштаб» и его видами.

Задание. На ваших столах лежат Маршрутные карты. Выполните, пожалуйста, в них задания.


Проверка! С чем вы познакомились? Что нового узнали?

Читают текст учебника, рассматривают рисунок в учебнике. Записывают определения понятий и ответы на вопросы Маршрутной карты.



Познавательные УУД:

1. Вычитывать все уровни текстовой информации.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.




4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


Коммуникативные УУД:

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Регулятивные УУД:

1. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.




Физкультминутка.

«Игра на внимание»


Верное утверждение («да» – руки над головой + хлопок, а в случае неверного («нет» – руки вперёд.

- Масштаб 1:500 – именованный;

- Если встать лицом на север, то сзади будет юг;

- Азимут 90 равен направлению на юг;

- Мох на дереве растёт с южной стороны;

- Земля имеет форму круга.



Работа в группах.

- Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.


Задание. Объединимся в группы по 4 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м.


Шаг 1. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу.

Шаг 2. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – холм, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юг – кустарник.









Выполняют физкультминутку.











Выполняют данное задание, самостоятельно с взаимопроверкой.

4

Самостоятельное применение знаний.


Задание. Выполните в тренажёре зад.15,16 с.19.


Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.



5

Итог урока.

- Достигли мы поставленной цели?

- Что надо знать, создавая план или карту?

- Чему вы научились?

- Кто или что вам помогло справиться с задачей?



Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

  • зеленый – Я работал отлично, мне всё понятно;

  • желтый – Я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось;

  • красный – Я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.


Учитель выставляет и комментирует оценки.

Домашнее задание: § 9, в.4,6.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!