Серия интегрированных уроков для 5-7 классов
Тема: Изображение предмета на плоскости на основе герба.
Цели:
Познакомить учащихся с основными частями герба, символическим значением цвета и формы в них.
Научится компоновать предметы на основе натюрморта с помощью цвета и ритма цветовых пятен.
Развивать творческий интерес, технику работы кистью, познавательную активность, эстетическое цветовое ощущение.
Воспитывать художественный вкус, любовь к родине, её истории, культуре.
Задача: Определение меж предметной связи.
Оборудование и материалы:
Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг)
Схема- таблица с изображением основных элементов герба.
Образцы рисунков- натюрмортов.
Репродукции картин с изображением гербов, натюрмортов.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие
Столетия таинства полны
И не исчезнет жизнь, покуда
Есть ощущенье новизны,
И удивления, и чуда.
Разул Гамзатов
Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового, уникального, можно учиться бесконечно. Постараемся последовать этому принципу, будем продолжать приобретать сегодня для себя что-то нового в изобразительной деятельности.
Чувство нового- одна из главных творческих качеств, которое, оказывается, не так просто сформировать и сохранить. Но тех, кто к нему стремится, ожидает успех и радость творчества.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в цехе по производству гербов. В каждом цехе выполняется своя работа.
Столярный цех
Швейный цех
Участок отделки
Контролёр
Участок сборки
2.Введение в тему урока.
Хотя на прошлом уроке вы и научились строить изображение различных предметов, но ваши рисунки не выглядят выразительными.
Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну геральдику. Здесь рассмотрим, какими же выразительными возможностями обладает натюрморт в гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества. Попытаемся организовать композицию в виде натюрморта, воплотить художественные замыслы в гербах которые будут экспонатами нашего музея.
Вспомним, какие основные компоненты, составляют живописное полотно.
( композиция, рисунок, колорит)
- первый-композиция: расположение фигур на картине, основа живописи- выражает главную мысль художника, идею картины.
-второй- рисунок: это главный рассказчик с рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.
-третий- колорит: всё разнообразие красок.
3. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений.
- Мы выяснили, что путешествие посвящено гербам и как могут быть переданы совсем разные образы « мёртвой» природы в геральдике и что герб это условное изображение и отличительный знак.
Тем самым возникло искусство составления герба. Образовалась геральдическая азбука.
- Основой всякого герба считается щит- как поле для изображения эмблемы. Известно 5 форм западноевропейских щитов.
Плакат: «Формы щитов»
Французский Варяжский Немецкий
Испанский Итальянский
Поле щита может быть однотонное, простое или разделённое, сложное. Щит бывает разделённый по вертикали- рассечённый, по горизонтали- пересечённый, по диагонали- скошенный
Плакат:
глава подножие пояс
перевязь стропило
На поле щита есть также изображения которые имеют символическое значение. Рассмотрим некоторые из них.
Плакат:
Символическое значение в гербе имеет и цвет:
Плакат: « Смешение цветов»
Золотой - богатство, сила, верность, постоянство
Серебряный - невинность, чистота
Голубой - величие, красота, ясность
Красный - храбрость, мужество
Зелёный - надежда, изобилие, свобода
Чёрный - скоромность, учёность, печаль
4.Практическая деятельность
Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.
И сейчас мы предлагаем вам выполнить проект гербов для нашего музея. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать знания композиции, цвета, художественного оформления, раскрой и обработка ткани, разметку и обработку древесины. Запускаем кон веер и начинаем работу.
Во время творческой работы:
Контроль организации рабочего места
Контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности.
Оказание помощи учащимся в выполнении работы.
Итог урока. Рефлексия.
- Выставка работ учащихся
- Заключительное слово. По вашим лучшим работам можно сказать, что вы усвоили тему сегодняшнего урока: гербы родного края.
А теперь подведём итоги. При восприятии вещественного мира сказывается личное отношение к нему живописца. С одной стороны, объективная сущность вещей, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре, с другой- индивидуальность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны неразрывно переплетаются. В гербе как и в картине выяснили цель выполнена, задача достигнута.
Домашнее задание. Рассмотреть гербы разных городов нашей страны.