СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение единства природы и внутреннего мира человека в поэзии ф. тютчева.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:  1.Показать единение природы и человека.

                           2.Как через картины природы поэт раскрывает чувства человека, его внутренний  мир.

                           3.Учиться видеть, чувствовать красоту природы в стихах Тютчева, в жизни,

                           воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Изображение единства природы и внутреннего мира человека в поэзии ф. тютчева.»

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРИРОДЫ И ВНУТРЕННЕГО МИРА

ЧЕЛОВЕКА В ПОЭЗИИ Ф.ТЮТЧЕВА. (10 класс)



ЦЕЛИ УРОКА: 1. Показать единение природы и человека.

2. Как через картины природы поэт раскрывает чувства человека, его внутренний

мир.

3.Учиться видеть, чувствовать красоту природы в стихах Тютчева, в жизни,

воспитывать бережное отношение к природе.


ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Ф.И. Тютчева, сборник стихов Ф. И. Тютчева.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ.


ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Актуализация знаний.


В чем особенности биографии Тютчева?

Кто первым напечатал стихи Тютчева и где?

Любая классификация условна и приблизительна, но какие темы звучат в стихах Тютчева?

3.Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Мы познакомились с биографией и творчеством Ф. М. Тютчева, но не забудем о том, что

вся жизнь Тютчева – в его стихах. С его произведениями вы встречались уже на уроках

литературы .Учащимся предлагается продолжить строки.

Зима не даром злится, прошла ее пора……..

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят……..

Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром……

Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя.

Эти все стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Мы вместе прочтем и проанализируем стихотворение «Осенний вечер».

Затем будем читать другие стихи, анализ стихов будем проводить по группам.

2.Чтение и анализ.

А) Выразительное чтение стихотворения .

Я обращаю ваше внимание на то, что природа бывает не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о месте человека в этом мире, подчеркивает душевное состояние человека. И на это мы будем обращать внимание.

Б) Аналитическая беседа.

Каким представляется вам автор этого стихотворения?

В какую минуту, под влиянием каких жизненных впечатлений могло быть написано это

стихотворение?

Можно ли считать, что перед нами просто картина природы? Перечитайте с 3 по 9строки.

В) Обобщение учителя.

Попытаемся понять состояние лирического героя. Оно проявляется в одном стихе: умильная , таинственная прелесть. И почти все стихотворение посвящено описанию этого явления.

В 3- 9 строках развернута картина умирания природы, дан психологический образ предсмертия. «Блеск и пестрота дерев» оттого и зловещи, что это признаки угасания жизни. Нужно хорошо увидеть трепетанье багряных листьев сквозь сумрак осеннего вечера, чтобы понять, что перед нами не праздничный бал, а чахоточный румянец больного.

А у лирического героя все это вызывает умиление, то есть чувство неизъяснимого восторга и просветления. Это чувство связано в первую очередь с той «кроткою улыбкой увяданья», о которой говорится в 10 стихе.

«Улыбка увяданья» - это физическое воплощение «стыдливости страдания». Вот эта стыдливость и приводит лирического героя в умиление. Стыдливость предполагает наличие какой-либо вины. В данном случае такой виной является страдание, то есть то, что не зависит от воли человека и потому не может быть поставлено в вину человеку. Это не вина, а беда. И все же можно испытать вину и стыдливость от того, что твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь других людей, обременяют, беспокоят других. На такую стыдливость все ли способны? Нет, только тонкие и возвышенные души, соприкосновение с которыми не может не вызывать восторга и умиления.

Вопрос: знакомо ли вам это чувство, где и при каких обстоятельствах оно возникло? (ответы уч-ся).

Обратимся к определениям. Среди них багряный, легкий, холодный, разумный. А в чем сущность эпитетов зловещий, томный, грустный, сиротеющий, кроткий? (ответы учащихся)

Обычно такими словами наделяется человек, его внутреннее состояние. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделена человеческими свойствами. Прием одушевления - разновидность метафоры. Но одушевление у Тютчева – это не художественный прием, а философское убеждение. Таинственность объясняется противоречием, возникающим между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает.

Итак, в чем же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от нашего взгляда?

Учитель предлагает ответить учащимся на данный вопрос.

Учитель корректирует ответы учащихся и дополняет их.


Тютчев изображает природу как наблюдатель и как фотограф, он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Есть ли здесь какое-то единство с внутренним миром человека? Да. В природе происходит увядание, а в душе человека – страдание.

3. Комментарий учителя.

В размышлениях Владимира Соловьева об образе природы Тютчева есть такие слова:

«Только собственная слепота и глухота заставляет людей отрицать внутреннюю жизнь природы. Тютчев воспринимает природу как живое , одухотворенное существо и, пытаясь проникнуть в ее тайны, за помощью обращается к жизни человека, только в ней, находя подлинную аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

Человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но, что самое замечательное, и природа служит Тютчеву инструментом постижения человека.

4. Работа в группах.

Задание: прочитать стихотворение. Провести исследовательскую работу: как в стихотворениях поэт раскрывает единство природы и внутреннего мира человека.

1 группа. Стихотворение «Душа хотела б быть звездой».

Звезда – божество. Звезда светит. Она не заходит,, как солнце, она всегда светит людям. У Тютчева природа – образец человеческой жизни. Человек, живя, тоже должен светить людям.

2 группа. Стихотворение «Я помню время золотое».

Жизнь быстротечна и как тень она пролетает над нами. Картина угасания дня: день вечерел; солнце медлило, прощаясь; край неба гас в лучах; день догорал; жизни быстротечной пролетала тень. Здесь отрезок жизни человека . Молодость сравнивается с уходящим днем.

3 группа. Стихотворение «Опять я стою над Невой».

Картины природы связаны с переживанием человека? Поэт очень тонко показывает наступившую тишину в природе и жизни человека. В жизни, надо полагать , уже немолодой.

5. Самостоятельная работа.

Подобрать синонимы к слову Человек, Природа так, чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева. Объяснить свой выбор (по группам).

  1. Человек – весна, осень, зима, стихия.

  2. Природа – тайна , красота, стихия, многоликость.

6.Рефлексия. Подведение итогов урока.

«Мозговой штурм» (работа в группах).

1 группа. Что объединяет стихи, прочитанные на уроке?

2 группа. Что добавилось к вашему восприятию поэзии Тютчева?

3 группа. Что нового вы узнали на уроке?

7.Заключительное слово учителя.

Тургенев утверждал, что «кто не чувствует его (Тютчева), тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии» . Что чувствуете вы? Продолжите ваш ответ в домашнем задании

.Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение, с учетом нового восприятия, на стихотворение «Осенний вечер» или другое стихотворение по выбору.























.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!