СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«измерение скорости истечения струи газа из ракеты»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди великих технических и научных достижений ХХ столетия одно из первых мест принадлежит ракетам и теории реактивного движения. Ракетная техника становится сейчас очень важной и быстро растущей отраслью промышленности. Развитие теории полёта реактивных аппаратов – одна из насущных проблем современного научно-технического развития.

Просмотр содержимого документа
««измерение скорости истечения струи газа из ракеты»»

Районная конференция - фестиваль творчества обучающихся

«EXCELSIOR – 2018»

Секция ФИЗИКА и АСТРОНОМИЯ

«ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ИСТЕЧЕНИЯ СТРУИ ГАЗА ИЗ РАКЕТЫ»

Александров Валериан, МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР, 8 класс.

Научный руководитель:

Александрова Валентина Валериановна, учитель физики МБОУ « Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР.

ВВЕДЕНИЕ

Ракета обладает многими замечательными особенностями, но главная из них заключается в том, что автомобилю для движения, кроме двигателя, нужна еще и дорога, с которой могли бы взаимодействовать колеса, теплоходу — вода, а самолету — воздух. Ракете для движения не нужны ни земля, ни вода, ни воздух, так как она движется в результате взаимодействия с газами, образующимися при сгорании топлива. Поэтому ракета может двигаться в безвоздушном космическом пространстве.

Реактивное движение - движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью какая-то его часть.
Актуальность проблемы: Среди великих технических и научных достижений ХХ столетия одно из первых мест принадлежит ракетам и теории реактивного движения. Ракетная техника становится сейчас очень важной и быстро растущей отраслью промышленности. Развитие теории полёта реактивных аппаратов – одна из насущных проблем современного научно-технического развития.

Проблема: Можно ли в домашних условиях из подручных средств изготовить подобные модели? 
Желание ответить на этот вопрос привело меня к выполнению данной исследовательской работы по изготовлению модели ракеты и измерению скорости истечения струи газа из ракеты.

Гипотеза: В домашних условиях можно изготовить модель простейшего реактивного двигателя.

Цель исследования: Изготовить модель летательного аппарата с реактивным двигателем и измерить скорость истечения воздуха из бутылки.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по теме «Реактивное движение»;

  2. Создать из подручных средств ракету, способную подняться в воздух;

  3. Вычислить скорость истечения струи газа из ракеты.

Объект исследования: Реактивное движение

Предмет исследования: Ракета - пластмассовая бутылка.

Методы исследования:

  • Анализ источников информации

  • Проведение эксперимента

  • Обобщение полученных данных



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть.

В качестве ракеты в опыте используется пластмассовая бутылка. В горлышко бутылки вставляем резиновую пробку с трубкой внутри и через шланги соединяем с насосом и манометром. Пробку закрепляем в лапке штатива так, чтобы бутылка была расположена вертикально.

Для оценки скорости истечения газовой струи из ракеты можно включить её двигатель на короткое время и измерить скорость ʋ движения ракеты массой М, которую она приобретает результате выбрасывания газов массой m. По закону сохранения импульса Мῡ + mū = 0; ū = Мῡ/m.

Накачивая воздух в бутылку, постепенно повышаем давление в ней. Когда бутылка - ракета взлетает вертикально вверх, воздух выходит из неё до выравнивания давления в бутылке с атмосферном давлением.

Массу m выходящего из ракеты воздуха можно найти по известному объёму V бутылки и измеренному избыточному давлению Δр воздуха в ней в момент старта ракеты.

Практическая часть.

  1. Определили массу М пластмассовой бутылки взвешиванием на весах. М =19,7 г.=

=0,0197 кг.

2. Вставили в горлышко бутылки пробку, соединённую с манометром и насосом. Закрепили пробку в штативе таким образом, чтобы ракета взлетела вертикально вверх.

3. Накачали воздух в бутылку до взлёта бутылки- ракеты. При этом необходимо следить за показаниями манометра, заметить избыточное давление Δр при взлёте ракеты и высоту подъёма h ракеты. Δр =1,55 кг∙с/см² ; h =3,6 м.

4. По известному объёму V бутылки и измеренному избыточному давлению Δр нашли массу m вышедшего воздуха. (V =0,5 л.=0,0005 м³)

Для вычисления плотности  д прямую пропорциональную связь давления газа с его плотностью =  . Плотность воздуха при нормальном давлении равна 1,29 кг/м³, m= ·V.


Дано:

V = 0,5 л

ΔР = 1,55 кг∙с/см²

Ƿ о= 1,29 кг/ м³

________________

Найти: m -?

СИ:

0,0005 м³.

1,52 ∙ 10 ⁵Па

Решение:

m = ρ1∙ V

Ƿ1= 1,29 кг/м³ · 1,5 2 ·10⁵ Па/10⁵ Па =1,9608кг/ м³

m =1,9608 кг/ м³ · 0,0005 м³ = 0,0009804 кг =9,8*10¯⁴ кг

Ответ: m =9,8 · 10¯⁴ кг.


5. По высоте подъёма ракеты h вычислили её начальную скорость ῡ: ῡ = √​2gh

Дано:


h = 3,6 м.

g = 9,8 м/с²

СИ:



Решение:

ῡ = √​2gh

ῡ = √​2·9,8 м/с² ·3,6 м ≈ 8,4 м/с.

g-ускорение свободного падения

6. Подставив найденные значения М бутылки, массы m вышедшего воздуха и начальной скорости бутылки ῡ в уравнение Мῡ + mu = 0, вычислили начальную скорость u  истечения струи воздуха из сосуда.

Мῡ + mu = 0 = Мῡ = mu = u =  =  = 168,8 м/с.

Для более точного результата опыт проводили несколько раз.

Результаты измерений и расчетов занесли в отчетную таблицу

№ опыта

М, кг

m, кг

ⱨ, м

∆p, Па

P, Па

ʋ, м/с

U, м/с

Uср, м/с

1

0,0197

0,00098

3,6

1,52*105

105

8,4

168,8

168

2

0,0197

0,00095

3,5

1,47*105

105

8,28

171,7

3

0,0197

0,00104

3,8

1,62*105

105

8,63

163,5

Заключение.

Итак, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Мы смогли создать ракету из пластмассовой бутылки и определили скорость  истечения струи воздуха из данного сосуда. И она равна приблизительно 168 м/с

Кроме этого, я ещё заметил, что высота подъёма ракеты возрастает с увеличением избыточного давления воздуха в ракете. Но это будет другая моя исследовательская работа.

Вывод: Моя работа удалась, я много узнал нового и интересного, мои знания по теме «Реактивное движение» стали лучше. Так как я выбрал экзамен по физике, надеюсь, что это мне поможет при сдаче ОГЭ. Мне очень нравится проводить эксперименты по физике и я хочу выбрать в дальнейшем профессию, связанную с физикой.

Практическая значимость исследовательской работы: 

  • Пополнит дидактический материал по физике и астрономии;

  • Даёт возможность учащимся изобретать модели реактивных двигателей из подручных средств;

  • Поможет при подготовке к итоговой государственной аттестации учащихся;

  • Полученный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности

ЛИТЕРАТУРА

Список использованной литературы

1. Дерябин В. М. Законы сохранения в физике. - М. : Просвещение, 1982.

2. Гельфер Я. М. Законы сохранения. - М. : Наука, 1967.

3. Кузов К. Мир без форм. - М. :Мир, 1976.

4. Детская энциклопедия. - М. : Издательство АН СССР, 1959


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!