Районная конференция - фестиваль творчества обучающихся
«EXCELSIOR – 2018»
Секция ФИЗИКА и АСТРОНОМИЯ
«ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ИСТЕЧЕНИЯ СТРУИ ГАЗА ИЗ РАКЕТЫ»
Александров Валериан, МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР, 8 класс.
Научный руководитель:
Александрова Валентина Валериановна, учитель физики МБОУ « Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР.
ВВЕДЕНИЕ
Ракета обладает многими замечательными особенностями, но главная из них заключается в том, что автомобилю для движения, кроме двигателя, нужна еще и дорога, с которой могли бы взаимодействовать колеса, теплоходу — вода, а самолету — воздух. Ракете для движения не нужны ни земля, ни вода, ни воздух, так как она движется в результате взаимодействия с газами, образующимися при сгорании топлива. Поэтому ракета может двигаться в безвоздушном космическом пространстве.
Реактивное движение - движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью какая-то его часть.
Актуальность проблемы: Среди великих технических и научных достижений ХХ столетия одно из первых мест принадлежит ракетам и теории реактивного движения. Ракетная техника становится сейчас очень важной и быстро растущей отраслью промышленности. Развитие теории полёта реактивных аппаратов – одна из насущных проблем современного научно-технического развития.
Проблема: Можно ли в домашних условиях из подручных средств изготовить подобные модели?
Желание ответить на этот вопрос привело меня к выполнению данной исследовательской работы по изготовлению модели ракеты и измерению скорости истечения струи газа из ракеты.
Гипотеза: В домашних условиях можно изготовить модель простейшего реактивного двигателя.
Цель исследования: Изготовить модель летательного аппарата с реактивным двигателем и измерить скорость истечения воздуха из бутылки.
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по теме «Реактивное движение»;
Создать из подручных средств ракету, способную подняться в воздух;
Вычислить скорость истечения струи газа из ракеты.
Объект исследования: Реактивное движение
Предмет исследования: Ракета - пластмассовая бутылка.
Методы исследования:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретическая часть.
В качестве ракеты в опыте используется пластмассовая бутылка. В горлышко бутылки вставляем резиновую пробку с трубкой внутри и через шланги соединяем с насосом и манометром. Пробку закрепляем в лапке штатива так, чтобы бутылка была расположена вертикально.
Для оценки скорости истечения газовой струи из ракеты можно включить её двигатель на короткое время и измерить скорость ʋ движения ракеты массой М, которую она приобретает результате выбрасывания газов массой m. По закону сохранения импульса Мῡ + mū = 0; ū = Мῡ/m.
Накачивая воздух в бутылку, постепенно повышаем давление в ней. Когда бутылка - ракета взлетает вертикально вверх, воздух выходит из неё до выравнивания давления в бутылке с атмосферном давлением.
Массу m выходящего из ракеты воздуха можно найти по известному объёму V бутылки и измеренному избыточному давлению Δр воздуха в ней в момент старта ракеты.
Практическая часть.
Определили массу М пластмассовой бутылки взвешиванием на весах. М =19,7 г.=
=0,0197 кг.
2. Вставили в горлышко бутылки пробку, соединённую с манометром и насосом. Закрепили пробку в штативе таким образом, чтобы ракета взлетела вертикально вверх.
3. Накачали воздух в бутылку до взлёта бутылки- ракеты. При этом необходимо следить за показаниями манометра, заметить избыточное давление Δр при взлёте ракеты и высоту подъёма h ракеты. Δр =1,55 кг∙с/см² ; h =3,6 м.
4. По известному объёму V бутылки и измеренному избыточному давлению Δр нашли массу m вышедшего воздуха. (V =0,5 л.=0,0005 м³)
Для вычисления плотности д прямую пропорциональную связь давления газа с его плотностью = . Плотность воздуха при нормальном давлении равна 1,29 кг/м³, m= ·V.
Дано: V = 0,5 л ΔР = 1,55 кг∙с/см² Ƿ о= 1,29 кг/ м³ ________________ Найти: m -? | СИ: 0,0005 м³. 1,52 ∙ 10 ⁵Па | Решение: m = ρ1∙ V Ƿ1= 1,29 кг/м³ · 1,5 2 ·10⁵ Па/10⁵ Па =1,9608кг/ м³ m =1,9608 кг/ м³ · 0,0005 м³ = 0,0009804 кг =9,8*10¯⁴ кг Ответ: m =9,8 · 10¯⁴ кг. |
5. По высоте подъёма ракеты h вычислили её начальную скорость ῡ: ῡ = √2gh
Дано: h = 3,6 м. g = 9,8 м/с² | СИ: | Решение: ῡ = √2gh ῡ = √2·9,8 м/с² ·3,6 м ≈ 8,4 м/с. g-ускорение свободного падения |
6. Подставив найденные значения М бутылки, массы m вышедшего воздуха и начальной скорости бутылки ῡ в уравнение Мῡ + mu = 0, вычислили начальную скорость u истечения струи воздуха из сосуда.
Мῡ + mu = 0 = Мῡ = mu = u = = = 168,8 м/с.
Для более точного результата опыт проводили несколько раз.
Результаты измерений и расчетов занесли в отчетную таблицу
№ опыта | М, кг | m, кг | ⱨ, м | ∆p, Па | P, Па | ʋ, м/с | U, м/с | Uср, м/с |
1 | 0,0197 | 0,00098 | 3,6 | 1,52*105 | 105 | 8,4 | 168,8 | 168 |
2 | 0,0197 | 0,00095 | 3,5 | 1,47*105 | 105 | 8,28 | 171,7 |
3 | 0,0197 | 0,00104 | 3,8 | 1,62*105 | 105 | 8,63 | 163,5 |
Заключение.
Итак, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
Мы смогли создать ракету из пластмассовой бутылки и определили скорость истечения струи воздуха из данного сосуда. И она равна приблизительно 168 м/с
Кроме этого, я ещё заметил, что высота подъёма ракеты возрастает с увеличением избыточного давления воздуха в ракете. Но это будет другая моя исследовательская работа.
Вывод: Моя работа удалась, я много узнал нового и интересного, мои знания по теме «Реактивное движение» стали лучше. Так как я выбрал экзамен по физике, надеюсь, что это мне поможет при сдаче ОГЭ. Мне очень нравится проводить эксперименты по физике и я хочу выбрать в дальнейшем профессию, связанную с физикой.
Практическая значимость исследовательской работы:
Пополнит дидактический материал по физике и астрономии;
Даёт возможность учащимся изобретать модели реактивных двигателей из подручных средств;
Поможет при подготовке к итоговой государственной аттестации учащихся;
Полученный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности
ЛИТЕРАТУРА
Список использованной литературы
1. Дерябин В. М. Законы сохранения в физике. - М. : Просвещение, 1982.
2. Гельфер Я. М. Законы сохранения. - М. : Наука, 1967.
3. Кузов К. Мир без форм. - М. :Мир, 1976.
4. Детская энциклопедия. - М. : Издательство АН СССР, 1959