Информатика 7 класс Учитель: Шилько А.В. Дата: 06.10.2016
Тема: Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации.
Цель урока:
Познакомить с понятиями: “измерение информации”, “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, научить измерять информационный объём сообщений, с учётом информационного веса символов;
Развивать умение логически мыслить, анализировать и применять полученную информацию;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, усидчивость, коммуникабельность.
Тип урока: комбинированный.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”;
как измерить информационный объём;
как определяется единица измерения информации бит;
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
измерять информационный объем текста;
представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах).
План урока
Орг. момент - 1 мин.
Проверка домашнего задания - 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 3 мин
Постановка целей. Мотивация учебной деятельности – 3 мин
Изучение нового материала - 20 мин.
Физкультминутка – 2 мин
Закрепление изученного - 10 мин.
Практическая работа – 20 мин
Подведение итогов темы - 5 мин.
Тестирование – 20 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Домашнее задание - 1 мин.
Содержание урока
V. Новый материал.
1. Введение.
Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний.
Как же узнать, много получено информации или нет?
Необходимо измерить объём информации. А как это сделать мы сегодня узнаем.
Получение новой информации приводит к расширению знаний или, как иначе можно сказать, к уменьшению неопределённости знания.
Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределённости нашего знания, то можно сказать, что такое знание содержит информацию (рисунок 1).
2. Как можно измерить количество информации.
Для измерения различных величин существуют эталонные единицы измерения.
Например:
Расстояние измеряют в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах…
Массу измеряют в граммах, килограммах, тоннах…
Время измеряют в секундах, минутах, сутках, годах…
Следовательно, для измерения информации должна быть введена своя эталонная единица.
Существует два подхода к измерению информации:
а) Содержательный (вероятностный). Количество информации связывается с содержанием (смыслом) полученного сообщения или с учётом вероятности событий.
б) Алфавитный. Позволяет измерять информационный объём текста на любом языке (естественном или формальном), при использовании данного подхода объём информации не связывают с содержанием текста, в данном случае, объём зависит от информационного веса символов.
3. Алфавитный подход к измерению информации.
- Давайте вспомним, что же такое алфавит?
Алфавит – весь набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте.
*Алфавит включают и пробел (пропуск между словами).
- Что такое мощность алфавита?
Например: мощность алфавита русских букв и используемых символов равна 54:
33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.
Наименьшую мощность имеет алфавит, используемый в компьютере (машинный язык), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака “0”, “1”.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит.
Задача: Какой объём информации содержат 3 символа 16 – символьного алфавита?
Решение:
Так как каждый символ алфавита мощностью 16 знаков можно закодировать с помощью четырёхзначного двоичного кода, каждый символ исходного алфавита весит 4 бита.
Так как всего использовали 3 символа алфавита мощностью 16 символов, следовательно: 4 бит • 3 = 12 бит
Ответ: объём информации записанный 3 знаками алфавита мощностью 16 символов равен 12 бит.
Запишем таблицу соответствия мощности алфавита (N) и количеством знаков в коде (b) - разрядностью двоичного кода.
- Найдите закономерность (рисунок 5)!
- Какой вывод можно сделать?
Вывод.
Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой: N = 2b
Алфавит, из которого составляется на компьютере текст (документ) состоит из 256 символов.
Этот алфавит содержит символы: строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания и другие символы.
- Узнайте, какой объём информации содержится в одном символе алфавита, мощность которого равна 256.
Решение. Из формулы N = 2b следует 256 = 28.
Вывод. Значит, каждый символ алфавита используемого в компьютере для печати документов весит 8 бит.
Эту величину приняли так же за единицу измерения информации и дали название байт.
8 бит = 1 байт
Задача. Статья содержит 30 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой объём информации содержит статья?
Ход решения.
1) На каждой странице 50 • 40 = 2000 символов;
2) во всей статье 2000 • 30 = 60000 символов;
3) т.к. вес каждого символа равен 1 байту, следовательно, информационный объём всей статьи 60000 • 1 = 60000 байт или 60000 • 8 = 480000 бит.
- Как видно из задачи байт “мелкая” единица измерения информационного объёма текста, поэтому для измерения больших объёмов информации используются более крупные единицы.
Единицы измерения информационного объёма:
1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байт
1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб
- Попробуйте перевести результат задачи, в более крупные единицы измерения:
60000 байт • 58,59375 Кб
60000 байт • 0,057 Мб
IV. Закрепление изученного.
Задачник-практикум № 1. С. 19 № 19, 20, 22, 23, 25.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Задачник-практикум № 1. с. 20 № 21, 24, 26.