СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Измерение информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Измерение информации»

Тема: «Измерение информации»

Класс: 7 класс

Цель:

  • Определяет понятие «Бит»;

  • Решает задачи на нахождение информационного веса символа, информационного объема сообщения;

  • Выражает количество информации в различных единицах.

Задачи:

  • Воспитать у учащихся самостоятельность и аккуратность;

  • Развить у учащихся умение слушать и работать;

  • Обеспечить в ходе урока прочное усвоение сведений о измерении информации.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: проектор, экран, доска, презентация PowerPoint к уроку

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Подготовка учащихся к усвоению материала

    1. Актуализация опорных знаний (2 мин)

    2. Активное целеполагание (3 мин)

  3. Изучение нового материала (15 – 20 мин)

  4. Закрепление нового материала (8 – 10 мин)

  5. Подведение итогов урока (3 – 5 мин)

  6. Рефлексия (2 – 3 мин)

  7. Домашнее задание (1 – мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Вступительная речь: Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!


  1. Подготовка учащихся к усвоению материала.

    1. Актуализация опорных знаний.

Чтобы начать наш урок, давайте узнаем тему урока. А для этого решим кроссворд.

1 вопрос – сообщения, сведения о чем-либо, которые получают и передают люди, называют (информация).

2 вопрос – материальное воплощение сообщения для использования при передаче, хранении информации называют (сигнал).

3 вопрос – программа для перемещения по «паутине» - это (браузер).

4 вопрос – процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную называют (дискретизация).

5 вопрос – число символов в алфавите – это (мощность).

Как звучит тема нашего урока? (измерение информации).

    1. Активное целеполагание.

Тему урока мы узнали. А сможем ли мы ответить на следующие вопросы:

Что в формулировке темы нам известно?

Как вы думаете, что обозначает слово «измерение»?

В чем измеряется информация?

Равен ли информационный вес и информационный объем?

Какие бывают единицы измерения информации?

Появились затруднения. Но после изучения новой темы Вы сможете ответить на все вопросы!


  1. Изучение нового материала.

Изучая разные предметы в школе, вы умеете измерять разные величины и знаете единицы измерения этих величин, объем умеете определять на уроках физики и математики. А на уроке информатике вы познакомитесь с одним из способов измерения информации – алфавитным и узнаете единицы измерения информации.

Алфавитный подход позволяет измерить информационный объем сообщения, независимо от его содержания.

При алфавитном подходе считается, что каждый символ некоторого сообщения имеет определенный информационный вес – несет фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит.

Мы уже знаем, что алфавит любого языка можно заменить двоичным алфавитом. При этом мощность исходного алфавита N связана с разрядностью двоичного кода i.

Разрядность двоичного кода принято считать информационным весом символа алфавита. Информационный вес символа алфавита выражается в битах.

Информационный вес символа i и мощность алфавита N связаны между собой соотношением: .

Решим задачу:

Теперь рассмотрим, что такое информационный объем сообщения. Информационный объем сообщения (количество информации в сообщении), представленного символами естественного или формального языка, складывается из информационных весов составляющих его символов.

Информационный объем сообщения I равен произведению количества символов в сообщении K на информационный вес символа алфавита i: I = K * i.

Рассмотрим задачи:

А какие же бывают единицы измерения информации? В наше время подготовка текстов в основном осуществляется с помощью компьютеров. Компьютерный алфавит содержит 256 символов. Поскольку , информационный вес каждого символа этого алфавита равен 8 битам.

Величина, равная восьми битам, называется байтом.

1 байт = 8 битов

На практике для измерения информационных объемов используются следующие единицы:

1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = байтов

1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = Кб = байтов

1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = Мб = Кб = байтов

1 терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = Гб = Мб = Кб = байтов

Решим задачу:


  1. Закрепление нового материала.

А сможем ли мы теперь ответить на эти вопросы?

8. Племя Мульти пишет письма, пользуясь 16-символьным алфавитом. Племя Пульти пользуется 32-символьным алфавитом.

Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержит 100 символов, а письмо племени Пульти - 50. Сравните информационные объёмы сообщений, содержащихся в письмах.

9. Для записи текста использовался 64-символьный алфавит. Какой объём информации в байтах содержат 10 страниц текста, если на каждой странице расположено 32 строки по 64 символа в строке?


  1. Подведение итогов урока.

Подведем итоги нашего урока.

Что было важным на уроке для вас?

Что для тебя (вас) было легко (трудно)?

Довольны ли вы своей работой?


  1. Рефлексия.

А теперь давайте поиграем в игру «Телеграмма». Каждый из вас кратко напишет самое важное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и отправит (обменяется).


  1. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание: Учебник п 1.6 – читать, задание 8, 11, 12 – письменно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!