СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа»

Тема: Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа.

Цели: изучить влияние деятельности человека на изменение рельефа.

1) организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о зависимости рельефа от внешних геологических процессов и антропогенных форм рельефа;

2) содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

3) создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

4) содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе.

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

Карточка

Вопросы для повторения:

- Выделите основные черты рельефа России.

- Дайте оценку строения поверхности с точки зрения возможностей хозяйственного освоения территории.

Учитель: Какие формы рельефа мы сейчас с вами перечисляли?

( это горы)

Учитель: Верно, а кроме гор какие еще формы рельефа встречаются в России?

(равнины)

 Географическая разминка у карты: Показать равнины ( Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Северо- Сибирская низменность), работы с атласами и настенной картой.

3. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

  1. Что такое выветривание?

  2. Какие вы знаете виды выветривания?

  3. Влияет ли человек на изменение рельефа? Свой ответ аргументируйте.

4.Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вам всем знакомый процесс лепки фигурок из пластилина или глины. Человека, который лепит профессионально называют скульптором.

Природу Земли можно сравнить ос скульптором: она неутомляемо «лепит» и образовывает образ поверхности нашей планеты. С работой одной из ее «рук» вы уже знакомы – это внутренние силы Земли. А что делает «другая рука» природы? Почему поверхность Земли такая разнообразная? Сегодня на уроке мы узнаем, как работает «вторая рука», откуда ее силы и какой ее результат.

Проблемный вопрос: Как работает «вторая рука» скульптура природы, откуда ее силы и какой ее результат?

Почему облик земной поверхности постоянно меняется? Какие существуют современные рельефообразующие процессы? (ученикам необходимо ответить в конце урока)


5.Изучение нового материала

Какую поставим цель?

Цельизучить, как зависят формы рельефа от внутренних и внешних  геологических процессов и от человека.

РЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

↙ ↘

Эндогенные (внутренние) экзогенные ( внешние)

Движение литосферных плит работа ветра

Вулканизм работа воды

работа ледника

выветривание

Вопрос к учащимся: От чего зависит рельеф поверхности?

Ожидаемый ответ (вывод): рельеф- результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. ( запись в тетрадь)

Физкультминутка.

Ребята, а давайте мы с вами изобразим в движениях внутренние и внешние факторы, о которых говорили. Смотрите на меня и повторяйте движения.

Метод: «причинно-следственные связи»

Задание. Используя раздаточный материал и текст учебника стр.87-89 составить схемы причинно- следственных связей. Указать причину образования форм рельефа.

Пример.

Причина → следствие

действие ледника → бараньи лбы.


Правильно выполненное задание в тетрадях:

Причина → следствие

Действие ледника → «бараньи лбы», озы, камы, моренные холмы, зандровые равнины, озерные котловины

Действие текучих вод → речные долины, поймы, террасы, овраги, балки, карстовые пещеры

Деятельность ветра → эоловый рельеф, дюны, барханы

Деятельность моря → различные типы берегов

Учитель: Человек также воздействует на рельеф, изменяя его. Наиболее ощутимое воздействие на рельеф человека связано с добычей полезных ископаемых. Из отвалов пустой

горной породы возникли целые горы – терриконы, от выработанных горных пород – карьеры. Такие формы рельефа называются антропогенными.

Дополняем схему ( запись в тетрадь)

Деятельность человека → Карьеры, терриконы

Роль деятельности человека в изменении рельефа.
Особую роль в формировании современного рельефа играет деятельность человека. В результате деятельности человека возникли новые формы рельефа и земная поверхность местами претерпела существенные изменения. Антропогенные формы рельефа - это формы рельефа , созданные деятельностью человека.
Антропогенные формы рельефа впервые возникли в то время, когда охотничьи племена начали рыть ямы для ловли зверей , пещеры и т. п. 
При скотоводческом хозяйстве появились очаги эрозии ( разрушения ) и развевания песков . Наибольшее распространение антропогенные формы получили с развитием земледелия.
Антропогенные формы рельефа.
Антропогенный рельеф — совокупность форм рельефа , созданных или значительно измененных хозяйственной деятельностью человека.
К формам рельефа нашего края , непосредственно созданным руками человека, относят : терриконы , провалы грунта , карьеры . Деятельность человека , связанная с сельским хозяйством, оказывает огромное влияние на образование оврагов.
ТЕРРИКОН — отвал , искусственная насыпь из пустых пород , извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых , насыпь из отходов или шлаков от различных производств и сжигания твёрдого топлива.. Терриконы имеют высоты 30- 60 м и более.
КАРЬЕР —открытая выработка значительных поперечных размеров , образованная в результате добычи полезных ископаемых. Многие из них тянутся на много километров.
ПРОВАЛЫ — результат проседания грунта над шахтами.
К антропогенным формам рельефа относятся КАНАЛЫ.

Интенсивная хозяйственная деятельность человека в области существенно изменила местный рельеф.

Учитель: Какие из изученных форм рельефа встречаются в нашем крае? (балки, овраги, речные долины )

Существуют ли формы рельефа ледникового происхождения? (нет, ледник до территории Оренбургской области не дошел)

Какие антропогенные формы мы можем наблюдать у нас? Почему? ( терриконы, связанные с добычей угля, железных и медных руд)



6.Закрепление:


Учитель. Возвращаемся к проблемному вопросу.

Почему облик земной поверхности постоянно меняется?

Какие существуют современные рельефообразующие процессы?

Как работает «вторая рука» скульптора природы, откуда ее силы и какой ее результат?


Метод «Установи соответствие»:

А) экзогенные формы рельефа Б) эндогенные формы рельефа

В) антропогенные формы рельефа

1. Горы 2. Курчавые скалы 3. Равнина 4. Терриконы 5. Карьеры 6. Карстовые пещеры 7.Дюны 8.Барханы 9.Озы 10. Камы 11 Вулканы ( ответы: А-2,6.7,8,9,10; Б-1,3,11; В-4,5)

Взаимопроверка.


7. Рефлексия.

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

8. Оценивание.


9.Домашнее задание.

Изучить параграф ____, записи в тетради.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!