СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изъявительное наклонение глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе "Изъявительное наклонение глаголов"

Просмотр содержимого документа
«Изъявительное наклонение глаголов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»








Урок русского языка в 6 классе

Изъявительное наклонение глаголов




Разработала учитель русского языка и литературы

МБОУ Войковская школа

Алиумерова Вильмара Энверовна





Войково, 2019

Тема урока: «Изъявительное наклонение глагола»

Цели урока:

Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее знания  о глаголе;

- дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

- научить различать наклонения глагола.

- отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

2.2. Развивающие:

–- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

 -вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

2.3.Воспитательные:

– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

2.4. Метапредметные:

А. Регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью;

- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

Б. Информативные:

- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.

В. Коммуникативные:

- умение работать в группе.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2.5. Предметные:

А. Познавательные:

– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

Б. Практические:

- Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» в практике;


Ход урока:

  1. Организация урока.

  2. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке мы узнаем об изменении глаголов в изъявительном наклонении; будем учиться находить глаголы в изъявительном наклонении в тексте, правильно их употреблять и писать.

Урок у нас сегодня не обычный. Мы будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно, все вместе.

- Что кроется за словом весна? Какие ассоциации оно вызывает? (капель, трель, жаворонок, солнце, лужи, радость).

- Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.

- Если заглянуть в этимологический словарь, то можно узнать, что слово «весна» произошло от слова «веселый».

- Подберем однокоренные слова. (веснушка2, весенний, предвесенний2, по-весеннему)

Знаете ли вы пословицы, поговорки, загадки о весне?

Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Какое у вас представление о весне?

Весна – это победа солнца, света.

Весна – это победа воды, весенний разлив.

Весна – это победа зелени.

- А чем пахнет весна? (талым снегом, первой водой, цветами).

4.Осложненное списывание. Слайд.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.4

(А.Плещеев)

Задание.

  • Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.

  • Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы? (В одном четверостишии использовал все времена глагола. Докажем это, подчеркнув грамматические основы и установив время глагола)

Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)

Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время)

Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)

5.А сейчас послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Слайд.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед».


Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

- Какова интонация стихотворения? (бодрая, жизнерадостная). Назовите непривычные слова. (Брег – берег, гласят (поют) – голос. В этих словах беглые гласные).

- Кто такие гонцы? (Оповестители, посыльные. Они предвещают весну. В стихотворении гонцами являются весенние воды, которые предвещают наступление весны).

- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (Глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие).

6.. Первичное усвоение учебного материала.

- Что такое глагол?

- Что мы нового узнали о глаголах? Выпишем из стихотворения несколько глаголов, определим их вид, время, число, лицо, род. Глаголы каких времен встретились в стихотворении? Они обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Все эти глаголы употребляются в изъявительном наклонении. (Учебник, пар.74).

5. Систематизация знаний и умений.

- Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявительном наклонении?

- Глаголы в каком времени изменяются по лицам?

- Глаголы в каком времени имеют родовые окончания?

- Можно ли по морфеме определить форму глагола?

(Суффикс – -л, окончание – -ешь)

7.Знакомство с таблицей, позволяющей осмыслить основные значения форм времени глагола.

Момент речи

Читал

Буду читать

Читаю

д о п о с л е с о в п а д а е т




8.Движение темы.

  • Интересный вопрос: как вы думаете, все ли глаголы имеют все три времени ( Подсказка: нужно вспомнить два вида глагола, вдумываясь в термины несовершенный вид и совершенный вид).

  • Посмотрим, как изменяется глагол по времени. Образуем все формы от глаголов трепетать, блистать, зазеленеть.

Время

Несовершенный вид

Совершенный вид

Настоящее

Трепещет

Блистает и блещет

-


Прошедшее

Трепетал

Блистал

Зазеленел

Будущее

Будет трепетать

Будет блистать

Зазеленеет





9. Конструирование предложений.

Закончите предложения, добавив однородные глаголы-сказуемые. Глагол какого вида следует выбирать для каждого предложения?

В каком времени нужно его употребить?

  • Ребята сделали скворечники и …

  • Каждую весну ребята ремонтировали скворечники и … .

  • На заветной полянке в лесу каждую весну расцветают подснежники и … .

  • Скоро в лесу расцветут подснежники и … .

10. Применение знаний и умений.

- А теперь вернемся к наклонениям глаголов.

Буквенный диктант с заданием: определить наклонение глаголов.

  • Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины! (А.Н. Майков)

  • Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом. (А.А. Фет)

  • Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей. (И.А. Бунин)

11. Развитие речи.

- А вы знаете, какой у весны голос? Какие звуки у весны? Сейчас мы послушаем текст . Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, ее песню. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. А помогут вам это представить репродукции картин и ваши рисунки, на которых изображена весна.


Виталий Бианки «Лесной оркестр»

В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.

Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.


- Пофантазируйте. Представьте, что вы превратились в ручеек, подснежник, почку на дереве, проталинку. Превратившись в столь неожиданный предмет, что вы чувствуете? Каковы ваши действия? Запишите это в форме маленького рассказа, стихотворения, используйте глаголы в различных наклонениях.

Задание для слабой группы класса – напишите сочинение «Пришла весна».

12. Рефлексия. Выставление оценок.

13. Домашнее задание. Дописать сочинение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!