СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ижемский район (

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ижемский район (»

Ижемский район Работу выполнила: студентка 721 группы Сулейманова Альбина Руководитель: Данилович Ольга Николаевна Сыктывкар,2022

Ижемский район

Работу выполнила: студентка 721 группы

Сулейманова Альбина

Руководитель: Данилович Ольга Николаевна

Сыктывкар,2022

Ижемский район-административный район (район), один из двенадцати в Республике Коми, Россия. Он расположен на севере республики. Площадь: 18 400 кв.км. Численность населения: 17 600 человек. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, в выпуске продукции которого преобладает животноводство, производство мясных и молочных продуктов, заготовка леса, добыча нефти, включая газовый конденсат. Ижемская слобода была основана в 1567 году Место нахождение:
  • Ижемский район-административный район (район), один из двенадцати в Республике Коми, Россия. Он расположен на севере республики.
  • Площадь: 18 400 кв.км.
  • Численность населения: 17 600 человек.
  • Ведущие отрасли: сельское хозяйство, в выпуске продукции которого преобладает животноводство, производство мясных и молочных продуктов, заготовка леса, добыча нефти, включая газовый конденсат.
  • Ижемская слобода была основана в 1567 году

Место нахождение:

Коми-ижемцы занимались: охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев северное земледелие.Продажа продукции оленеводства – замши, шкур, мяса стала основой ижемской экономики . Быт:
  • Коми-ижемцы занимались: охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев северное земледелие.Продажа продукции оленеводства – замши, шкур, мяса стала основой ижемской экономики .

Быт:

Национальные блюда: Строганина из рыбы Черенянь Рыбники Оленина Шаньги

Национальные блюда:

Строганина из рыбы

Черенянь

Рыбники

Оленина

Шаньги

Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их яркость и благородство. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани - шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным орнаментом, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна двойная глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу - бахрома Национальные костюмы:

Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их яркость и благородство. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани - шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным орнаментом, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна двойная глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу - бахрома

Национальные костюмы:

Величальные песни, трудовые импровизации, обрядовые причитания в Ижемском песенном фольклоре занимают исключительное место. Ижмо-колвинский эпос — уникальное явление, которым в свое время удалось доказать наличие у коми-зырян такого фольклорного жанра как эпос. Былички о Яг Морте — лесном человеке все еще будоражат умы и фантазии ижемских жителей. Еще сохранились в памяти старожилов местные календарные праздники, в каждой деревне свой «храм праздник», но самый зрелищный — районный праздник «ЛУД». В настоящее время проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Традиции:
  • Величальные песни, трудовые импровизации, обрядовые причитания в Ижемском песенном фольклоре занимают исключительное место. Ижмо-колвинский эпос — уникальное явление, которым в свое время удалось доказать наличие у коми-зырян такого фольклорного жанра как эпос. Былички о Яг Морте — лесном человеке все еще будоражат умы и фантазии ижемских жителей.
  • Еще сохранились в памяти старожилов местные календарные праздники, в каждой деревне свой «храм праздник», но самый зрелищный — районный праздник «ЛУД». В настоящее время проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу.

Традиции:

Праздник «Луд» Единственное народное гуляние, сохранившее элементы древнего мировоззрения коми-ижемцев, проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы. Во время гуляний проходит конкурс «Хоровод невест», где девушки показывают умение носить народный костюм и знание традиционной культуры коми-ижемцев. Конные скачки, которые собирают на «Луде» более 100 всадников со всего района, - родом из традиции перед гулянием прогонять по лугу табун лошадей, чтобы промять траву, дабы красавицы-ижемки не подвернули ножки и не замочили подолы сарафанов. Лошадь у комиижемцев – животное священное, оно олицетворяет солнце

Праздник «Луд»

Единственное народное гуляние, сохранившее элементы древнего мировоззрения коми-ижемцев, проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы. Во время гуляний проходит конкурс «Хоровод невест», где девушки показывают умение носить народный костюм и знание традиционной культуры коми-ижемцев. Конные скачки, которые собирают на «Луде» более 100 всадников со всего района, - родом из традиции перед гулянием прогонять по лугу табун лошадей, чтобы промять траву, дабы красавицы-ижемки не подвернули ножки и не замочили подолы сарафанов. Лошадь у комиижемцев – животное священное, оно олицетворяет солнце

1) Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Мошьюге Деревянная церковь с трехярусной колокольней. Церковь построена в 1874 году на месте сгоревшей. В 1938 году была закрыта, использовалась под школу, позже под клуб. Колокольня выстроена из листвинницы в 1884 году, срублена

1) Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Мошьюге

Деревянная церковь с трехярусной колокольней. Церковь построена в 1874 году на месте сгоревшей. В 1938 году была закрыта, использовалась под школу, позже под клуб. Колокольня выстроена из листвинницы в 1884 году, срублена "в лапу" под руководством мастера Канева из Красноборска.

Достопримечательности:

2)Ижемский районный историко-краеведческий музей

Расположен в доме принадлежавшему зажиточному крестьянину В.М. Попову. Построен мастерами братьями Филипповыми в 1886 году (1872, по другим данным).

3)Памятник Герою Советского Союза А. Г. Хатанзейскому

Бюст Героя Советского Союза Андрея Гурьевича Хатанзейского был открыт 13 июля 1979 года. Андрей Гурьевич родился в селе Мохча Ижемского района Республики Коми, погиб в боях 14 февраля 1945 года в районе озера Балатон на территории Венгрии.

Знаменитые люди:

Знаменитые люди:

Интересен факт вступления коми-ижемцев в северное оленеводство. Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине 18 века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом. Заслуживает внимания факт стремления населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме и открыл ее на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году. Интересные факты:
  • Интересен факт вступления коми-ижемцев в северное оленеводство. Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине 18 века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.
  • Заслуживает внимания факт стремления населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме и открыл ее на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году.

Интересные факты:

https://moluch.ru/archive/144/40455 / https://admizhma.ru/ru/page/o_rayone_4 / https:// www.sites.google.com/site/izmakomi/tradicii https:// ru.calameo.com/read/0010320608643e7026808 https://admizhma.ru/ru/page/o_rayone_4.istoriya / Интернет-ресурсы
  • https://moluch.ru/archive/144/40455 /
  • https://admizhma.ru/ru/page/o_rayone_4 /
  • https:// www.sites.google.com/site/izmakomi/tradicii
  • https:// ru.calameo.com/read/0010320608643e7026808
  • https://admizhma.ru/ru/page/o_rayone_4.istoriya /

Интернет-ресурсы

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!