СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление тканей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изготовление тканей»

Урок 8. Изготовление тканей

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности производства полотна ручным способом; учить отличать гобелен от других форм ткачества, размечать по линейке, выполнять изделие «Гобелен», используя технику ручного ткачества; развивать умения сочетать цвета в композиции;
воспитывать мотивацию к учебной и творческой деятельности, поощрять творческую инициативу

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

ткачество, ткацкий станок, гобелен

Образовательные
ресурсы

• История развития ткачества. – Режим доступа : http://www.krasnytkach.ru/istoriya/

• История гобелена. – Режим доступа : http://www.bagetmaster.ru/info/240.html

• Вертикальный ткацкий станок. – Режим доступа : http://www.krasnytkach.ru/wp-content/uploads/2009/09/11-150x150.jpg

• Видеоряд:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/376/50376759_p07003.jpg

http://www.heriz.ru/kovry/503.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4404/dvorkina-irina.d/0_552c5_80686921_M.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/86/78086870_3576489_4023_box10_b.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/78/86/78086877_3576489_4023_box14_b.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/68/50/68050492_4023_box15_b.jpg

Наглядно-демонстрационный
материал

Мультимедийная презентация; образцы изделий, произведённых ткачеством (возможны не только иллюстрации); схема процесса ткачества; образец изделия «Гобелен»

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; бумага, цветные карандаши, цветные шерстяные нитки, картон, карандаш, линейка, резак, ножницы, шило, цветная бумага; челнок



Продолжение табл.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: узнают о процессе производства тканей; научатся создавать ткань ручным способом, отличать гобелен от других видов ткани.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о производстве тканей, анализировать найденную информацию, изделия; регулятивные – научатся планировать алгоритм действий; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к ус-

воению изучаемого материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Организует просмотр работ, выполненных дома.

– Ткань дает многообразие возможностей для творческого человека. На прошлом уроке вы из кусочков ткани сделали украшение для фартука. А сегодня на уроке вы создадите своими руками собственный вариант ткани. Это будет гобелен

Слушают учителя; рассматривают выполненные работы, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Вступительное слово




Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы


II. Повторение изученного материала

Опрос учащихся в форме беседы

Организует беседу по вопросам:

– Что вы знаете о ткани?

– Какие волокна используют для получения ткани?

– Какие виды тканей вы знаете?

– Какими свойствами обладает ткань?

Отвечают
на вопросы учителя; рассказывают
о составленной коллекции тканей, называя виды образцов

Фронтальная

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, отвечают на вопросы.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в разных источниках

Устные ответы

III. Изучение

нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ «История ткачества».

Просмотр мультимедий-

ной пре-

зентации

Рассказывает об истории возникновения ткачества:

Ткачество возникло в далекие времена. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины, деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета, и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнару-

Слушают учителя; рассматривают слайды; анализируют информацию

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют осуществлять поиск нужной информации в разных источниках.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно-прик-

Наблюдение



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



жен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк. По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это была простая рама, на которую были натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью
и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую. В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда
и название станка). Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла



ладного искусства.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя


Словарная ра-бота

Проводит словарно-лексическую работу.

– Можете ли вы дать определение понятиям «ткачество»
и «ткацкий станок»?

Участвуют
в коллективном обсуж-

фронтальная

Коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество.

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


по учебнику
(с. 49)

– Сверьте ваши определения с определениями, предлагаемыми в учебнике

дении, отвечают на вопрос; работают с учебником


Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним

строить ответ в устной форме


Словесно-ил-

люстративный рассказ

с элементами беседы «Технология

современного ткацкого производства». Просмотр мультимедий-

ной пре-

зентации

Организует словарно-иллюстративный рассказ.

– Познакомимся с современной технологией ткачества. Ткань ткут из пряжи. Поэтому сначала на прядильных фабриках из волокон получают пряжу, которая потом используется в ткачестве. Затем нити основы (до 1000 нитей) навивают на сновальный валик, а нити уток наматывают на шпули. Как вы думаете, как называется профессия работницы, работающей в прядильном цехе? Правильно, прядильщица. Дальше пряжа поступает в ткацкий цех. Современный ткацкий станок – почти полностью автоматизированная машина, являющаяся основной машиной ткацкого производства, служит для выработки тканей, она высокопроизводительная.

– А знаете ли вы, как называется профессия работницы, работающей в ткацком цехе? В ткацком цехе работают ткачихи. Работа прядильщиц и ткачих нелегкая. Они обслуживают большое количество станков. Это требует от работниц большого искусства в том, чтобы быстро
и ловко ликвидировать обрыв пряжи, связывать нити.

Из ткацкого цеха ткань (ее называют суровой) поступает в отделочный цех. Там выполнятся отделка ткани, то есть

ее отбеливание или окрашивание

Слушают
учителя; рассматривают слайды; анализируют

информацию,

отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к людям, работающим на прядильно-ткацких предприятиях.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, анализировать информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Словесно-ил-

люстративный рассказ
с элементами беседы «Гобелен».
Работа
с учебником

(с. 49).

– Что же предлагают нам сегодня сделать наши помощники Аня и Ваня? Прочитайте в учебнике на странице 49.

– А знаете ли вы, что такое гобелен? Познакомьтесь
с определением этого вида ткани на странице 49.

– У гобелена, или шпалеры, древняя история, но до сих пор это изделие популярно. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Древнейшими сохранившимися до нашего времени гобеленами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III–XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику гобелена, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

Слушают
учителя; рассматривают произведения, декоративно-прикладного ис-

кусства; анализируют

информацию,

работают
по учебнику; наблюдают,

делают вы-воды

Фронтальная

Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и од-

ноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации

Самые ранние европейские шпалеры – немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. На протяжении веков техника гобелена изменялась. Созданный переплетением нитей основы и разноцветных нитей рисунка, полностью скрывающих нити основы, гобелен изготавливается на высоком или низком станке. Но в обоих случаях ткачи располагают одними и теми же средствами для выражения на ткани рисунка, объема рельефа и изменения тонов. Основные из этих приемов – это сопоставление, как в мозаике, цветовых пятен; чередование нитей разных цветов для передачи постепенного измене-





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



ния тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Картон или «большой шаблон» («grand patron») по средневековой терминологии – это модель гобелена в натуральную величину. Он является отправной точкой для всякой шпалеры. Процесс создания гобелена трудоёмок и требует много времени, один ковёр обычно создают несколько мастеров. Механически техника гобеленового производства очень проста, но требует от мастера терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, разноцветной шерсти и искусных пальцах





Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

IV. Твор-

ческая практическая деятель-ность

Организация
рабочего места

Проверяет организацию рабочего места учащихся

Организуют свое рабочее место

Индивидуаль-

ная

Познавательные: организуют творческое пространство; знают организацию рабочего места.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Беседа «Как мы будем делать гобелен?».

Работа

с учебником
(с. 50–

51)

– Составьте план работы над изделием по иллюстрациям в учебнике на странице 51.

Организует беседу по вопросам:

– Какие материалы и инструменты потребуются для изготовления гобелена?

– Какая операция будет выполняться каждым видом

инструмента?

– Каким должен быть рисунок?

– С помощью чего можно перевести рисунок из рабочей тетради (с. 23) на отдельный лист?

– С помощью чего удобнее прокладывать уто́чную нить?

Челнок – это рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уто́чную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челнок можно сделать из куска картона, намотав на него нить.

– Зачитайте пункты плана работы над гобеленом.

Демонстрирует приемы работы над гобеленом

Участвуют
в коллективном обсуждении; выполняют задание, работают с учебником; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы работы

Фронтальная

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним

строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации,

анализируют информацию.

Регулятивные: умеют планировать свою деятельность

Устные ответы

Практическое задание

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Создайте гобелен по образцу

Выполняют
по плану
в учебнике гобелен; осуществляют самоконтроль, коррек-

тируют рабо-

Индивидуаль-

ная или групповая

Познавательные: выбирают средства для реализации художественного
замысла.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные: по-

Изготовление гобелена по образцу



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7




ту; подбирают цвета для

композиции


нимают смысл заданий,

принимают учебную задачу.

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия

и его результата по образцу


V. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся

Организует обсуждение работ, их оценивание в процессе просмотра. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, чёткость рисунка, цветовое решение и т. д.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение сведений, оценивание ре-

зультатов

работы

Организует беседу по вопросам:

– Какую технику работы вы сегодня использовали для создания поделки?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Слушают
учителя

Фронтальная

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание, показывает материалы и инструменты.

– Подготовьте сообщение о том, что вы знаете о вязании, как его применяют в быту, об инструментах, которые необходимы при вязании.

– Принесите на следующий урок: копировальную бумагу, карандаш, цветные шерстяные нитки для вязания крючком, крючок, цветной картон, ножницы

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!