СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Избирательный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсный материал к уроку "Избирательный процесс"

Просмотр содержимого документа
«Избирательный процесс»

Ресурсный материал к уроку «Демократические выборы»

Приложение 1

Диаграмма

1. Ознакомьтесь с диаграммой. Сделайте 2-3 значимых политических вывода.

2. Если ли бы вы принимали участие в опросе, проводимом студен­тами, каков был бы ваш ответ? Обоснуйте его.

3. Видите ли вы тревожные сигналы в результатах опроса?


Приложение 2

Социологический опрос омичей в феврале 2020г.

(эфир «Первого городского» от 15 марта 2020 г.)

Расставьте приоритеты в обозначенных избирателями проблемах вашего региона:

- Региональная политика федеральных властей

- Ошибки в работе органов государственной власти в Омской области

- Неэффективная работа органов местного самоуправления региона

- Коммерциализация и ухудшение качества здравоохранения в области

- Проблемы доступности и качества образования

- Рост коммунальных и транспортных платежей

- Инфляция и рост цен на продукты питания

Омичи расставили приоритеты следующим образом:

1. Рост коммунальных и транспортных платежей

2. Инфляция и рост цен на продукты питания

3. Неэффективная работа органов местного самоуправления региона

4. Коммерциализация и ухудшение качества здравоохранения в области

5. Проблемы доступности и качества образования

6. Региональная политика федеральных властей

7. Ошибки в работе органов государственной власти в Омской области

Ознакомьтесь с результатами опроса.

1. Сделайте 2-3 вывода об уровне политической культуры и политического сознания жителей региона.

2. Какие проблемы сочли бы приоритетными вы?

3. Носители указанной политической культуры смогут сделать правильный выбор и сформировать качественный, эффективный депутатский корпус

Приложение 3

Цель нашего занятия: на основе нового знания об избирательном процессе воспитать в себе чувство гражданской ответственности, уважения к конституционным избирательным правам и обязанностям.

Чтобы оживить нашу работу, предлагаю в ходе урока выполнить учебное задание: «Вы – гражданин Российской Федерации (социальный статус и обстоятельства будут предложены вам позднее), обладающий конституционными избирательными правами. Накануне выборов в Государственную Думу вам надо будет выбрать модель своего политического поведения в зависимости от предложенных вам социальных и политических обстоятельств, принять адекватное политическое решение». Решение продумать в группах и презентовать его по предложенному алгоритму.

Приложение 4

Принципы избирательного права:

1. Всеобщие

2. Прямые

3. Равные

4. Тайные

5. Состязательные (альтернативные)

6. Гласные

7. Свободные

8. Ответственность или отчетность избранных органов перед избирателями или их представителями.

9.Сменяемость состава избранных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Приложение 5

Избирательные системы. Избирательная система в России

Мажоритарная система

В соответствии с мажоритарной системой вся территория стра­ны, как правило, разбивается на территориальные округа, однако вся территория страны может составлять и один округ. От каждого округа избирается либо один депутат (одномандатные округа), либо два депутата и более (многомандатные округа).

Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число изби­рателей. В противном случае нарушается, как отмечалось выше, принцип равенства избирательных прав граждан. При мажоритар­ной системе избиратели голосуют за личность того или иного кан­дидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избран­ным считается кандидат, получивший по данному округу большин­ство голосов. Отсюда и название системы.

Имеются две разновидности мажоритарной системы: абсолютно­го большинства и относительного большинства. В первом случае по­бедителем считается кандидат, завоевавший 50 % голосов + 1 го­лос. Во втором — побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников (эта система широко применяется в Рос­сии на выборах губернаторов и глав местного самоуправления).

При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Так, если ни один из кандидатов не получает требуемого боль­шинства голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наи­большее число голосов.

Мажоритарная система абсолютного большинства, предусматри­вающая возможность голосования в два тура, широко применяется в России на выборах Президента РФ.

Система имеет достоинства и недостатки. При мажоритарной системе возникают и упрочняются, как правило, связи между кандидатом (в дальней­шем депутатом) и избирателями.

Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно,, и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти. Связь между депутатами и избирателями короткая: легко обратиться с запросом, потребовать отчетов и конкретных дел.

Однако при этой системе победи­телем может стать кандидат, имеющий поддержку явного мень­шинства избирателей. Например, если три кандидата (А, Б, В) набрали соответственно 25, 38 и 35 % голосов избирателей, то по­бедит второй кандидат (Б). Голоса, отданные за первого (А) и тре­тьего (В) кандидатов, пропадут, хотя в сумме они составляют 60 %.

Пропорциональная система

Суть пропорциональной системы в следующем. Территория стра­ны чаще всего объявляется единым избирательным округом, хотя возможны и исключения. Выборы проводятся только на партийной основе. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность, а за партию. После подсчёта голосов партии получают число мест в представи­тельном органе пропорционально числу отданных за них голосов. Упрощённо это выглядит так: если первая партия собрала 40 % всех голосов, вторая — 20 %, а третья — 10 %, то каждая из пар­тий получит соответственно 40, 20 и 10 % мест в парламенте.

Подчеркнём, что и мажоритарная, и пропорциональная систе­мы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоин­ства и недостатки. Пропорциональная система более справед­ливо обеспечивает соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С её помощью в органах власти представлена, как правило, реальная картина противоборства и расстановки политических сил.

Вместе с тем она хорошо действует только в тех странах, где на вы­борах соперничают две-четыре крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный предста­вительный орган оказывается раздробленным на множество депу­татских групп, что сильно осложняет его работу. Чтобы не допу­стить получение мандатов «карликовыми» партиями, вводится так называемый заградительный барьер (порог). Он составляет чаще всего 5% (у нас 7%) голосов избирателей. Партии, не набравшие нужное чис­ло голосов, т. е. не сумевшие преодолеть установленный барьер, в выборный орган не попадают.

Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель избирает как бы абстрактных лиц, партийных функционеров. Избиратель в этом случае знает лидера и еще нескольких медийных лиц. Избранные по партийным спискам депутаты не имеют прямой связи с избирателями, «страшно далеки они от народа». Зато эти депутаты удобны для власти, они послушны, управляемы.


Смешанная система

Смешанная система вбирает достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем. Это попытки обеспечить централизм, управляемость и народовластие в большой, сложной по составу стране. Смешанная избирательная система была закреплена в Конституции 1993 года.

В 2004 году администрация В. В. Путина в целях укрепления центральной власти, управляемости страны и повышения ответственности должностных лиц предложила ряд мер, среди которых был перевод выборов в русло пропорциональной системы.

В 2007 году предвыборный барьер был поднят с 5% до 7%, с целью создать в России «цивилизованную» партийную систему на основе сложившихся 2-3 крупных, сильных партий .

Предвыборные обещания В. В. Путина вернуть одномандатные округа законодательно закрепили в 2014 году. В России вновь была установлена смешанная, пропорционально - мажоритарная система.

Приложение 6. «Перепутанные цепочки»

Предложенную нарезку разложить в правильной последовательности по этапам, систематизировать по формальным логическим основаниям. Полученный буквенный код записать в листы самоконтроля (задание №4)

Для облегчения работы найдите первый и финальный этапы избирательного процесса, а остальные выставьте на основе логики и личного опыта.

Элементы нарезки:

А. Формирование избирательных комиссий

Б. Назначение даты выборов

В. Образование избирательных округов и участков

Г. Голосование и установление результатов голосования.

Д. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Е. Составление списков избирателей

Ж. Предвыборная агитация.

После работы с нарезкой, запишите полученный буквенный код в листы самоконтроля.

Сравните с правильным вариантом. Стрелками поставьте буквы на указанные места. Сочтите количество совпадений

Приложение 7. Содержание этапов избирательного процесса

Назначение даты выборов. Началом официальной избиратель кампании является решение о назначении даты выборов. Эта ;процедура обеспечивает реализацию важных принципов выборов- обязательность и периодичность. Так, депутатов Госдумы и губернаторов выбирают сроком на 5 лет, а Президента РФ — на б лет

В законах определено, кто имеет право назначать выборы. Например, выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного собрания назначает глава региона — губернатор. Аналогичный порядок дей­ствует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципа­литетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов пред­ставительного органа власти. В свою очередь представительный орган назначает дату выборов высшего должностного лица. Под­черкнём, что в настоящее время на выборах всех уровней Россий­ской Федерации введён единый и единственный в году день голо­сования.

Образование избирательных округов и избирательных участков.

При проведении выборов образуются избирательные округа — тер­ритория, от которой гражданами непосредственно избираются депу­таты или выборные должностные лица. Напомним, что избиратель­ные округа могут быть многомандатными (от каждого округа избирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат).

Выборы Президента РФ осуществляются по единому избира­тельному округу, которым является вся территория страны. Не слу­чайно этот единый избирательный округ получил название феде­рального округа. По единому федеральному округу избирается и половина депутатов Государственной Думы (225 человек), другая половина избирается по одномандатным округам.

Избирательные округа включают примерно равное число избира­телей (единую норму представительства) и подразделяются на из­бирательные участки (не более 3 тыс. избирателей), чтобы избежать столпотворения в день выборов. Участки обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы, где проходит голосование. Каждому из них присваивается определён­ный номер. Сведения об избирательных участках с указанием их границ, адресов и номеров публикуются в местной печати.

Формирование избирательных комиссий. Работа по организации и проведению выборов возлагается на избирательные комиссии, об­разующие определённую систему. В неё входят участковые, террито­риальные (районные, городские и др.), окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, ко­миссии субъектов РФ. Возглавляет эту пирамиду Центральная изби­рательная комиссия РФ (ЦИК РФ). Согласно закону ЦИК РФ вклю­чает 15 представителей, срок полномочий которых составляет 5 лет. Каждый из представителей должен иметь, как минимум, высшее юридическое образование, а лучше — учёную степень в области пра­ва. Столь высокие требования к профессиональной подготовке членов Центральной комиссии обусловлены сложностью и ответственностью стоящих перед ней задач. Она возглавляет реализацию федеральных целевых программ, связанных с проведением выборов, обучением избирателей, повышением уровня подготовки членов избирательных комиссий Ею устанавливаются образцы или основные нормативы избирательных документов, издаются разъяснения и инструкции по применению федеральных законов о выборах, отменяются противоречащие закону постановления комиссий, рассматриваются жалобы избирателей. Иными словами, Центральная избирательная комиссия не только помогает другим комиссиям, но и контролирует их. Кроме этого она распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах. При этом проводится в жизнь принцип равенства участников предвыборного марафона.

Нижестоящие избирательные комиссии, как и ЦИК РФ, создаются сроком на 5 лет соответствующими органами государственной власти и и местного самоуправления. Тем не менее они действуют независимо и самостоятельно от этих органов и при их активной поддержке. Например, избирательным комиссиям предоставляются помещения, транспорт, средства связи, сведения, необходимые для работы, и пр.

Отметим, что в 2012 г. в Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены поправки. Они нормативно закрепили синхронность сроков полномочий выборных органов и должностных лиц (5 лет) и формирование ими новых избиркомов. Тем самым избиркомы получили возможность своевременно включаться я в организацию очередных выборов.

Составление списков избирателей. Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, предоставляемых главой

мунициального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего оформляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей. При обнаружении неточностей, ошибок, пробелов избиратель вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию, которая в течение 24 часов с момента обращения ( В день голосования — двух часов) должна принять решение и ответить заявителю. Решение может быть обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Суд рассматривает заявление в трёхдневный срок, а в день выборов — немедленно.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. В рамках этого этапа выдвигаются кандидаты в депутаты Госдумы, законодательных собраний, представительных ! органов местного самоуправления, а также на выборные должности Президента РФ, глав регионов и муниципалитетов. Выдвижение кандидатов осуществляется преимущественно политически­ми партиями и отдельными гражданами (самовыдвижение).

Сочетание этих вариантов наблюдается, например, на выборах Президента РФ и губернаторов. При этом самовыдвиженец на пре­зидентский пост должен собрать не менее 300 тыс. подписей изби­рателей, а на губернаторский — количество подписей, установ­ленное в законах субъектов РФ. Подписные листы сдаются в соот­ветствующую избирательную комиссию для экспертной проверки. Если обнаружится более 5% недостоверных подписей (брака), то кандидаты не допускаются к выборам. Так, на выборах Президента РФ 2012 г. регистрацию смогли пройти лишь 5 из 13 претендентов, остальным было отказано в статусе официальных участников изби­рательной кампании на основании нарушений тех или иных требо­ваний закона.

Кандидаты от партий имеют некоторые преимущества. Так, на выборах Президента РФ сбор подписей (не менее 100 тыс.) пред­усмотрен только в случае, если партия не прошла в Госдуму теку­щего созыва или не представлена в одной трети региональных пар­ламентов. Претенденты от партий на губернаторский пост вообще освобождаются от сбора подписей избирателей.

Кандидаты в Государственную Думу выдвигаются как непосред­ственно (путём самовыдвижения или выдвижения их политически­ми партиями), так и в составе федеральных списков. В федеральном списке должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Спи­сок включает в себя общефедеральную часть (не более 10 кандида­тов) и региональную часть (не менее 35 региональных групп). При этом наличие общефедеральной части необязательно. Рассчитывать на регистрацию своего списка и кандидата-одномандатника может только та партия, которая пользуется доверием электората. Доверие определяется по результатам последних выборов в представительные органы государственной власти или подтверждается необходимым числом подписей избирателей.

От сбора подписей освобождаются партийные списки и кандидаты от партии, если, во-первых, список был допущен к распределению мандатов или получил не менее 3% голосов избирателей на послед­них выборах в Госдуму РФ. Во-вторых, если партия была представ­лена хотя бы в одном из региональных парламентов текущего созы­ва или ей был передан депутатский мандат. Остальные политические партии должны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, а кандидаты по одномандатным округам (в том числе самовыдвижен­цы) не менее 3% подписей от общего числа избирателей, зарегистри­рованных на территории соответствующего округа.

Отметим, что в настоящее' время в России существует несколько десятков новых политических партии. Это связано с поправками в Закон «О политических партиях», смягчившими требования к их созданию и деятельности.

Предвыборная агитация. Каждая партия или кандидат при содействии своих команд стремится завоевать как можно больше голосов избирателей. Предвыборная агитация — это и есть деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов.

Кандидат или политическая партия выдвигает свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направлен­на решение важных проблем страны, региона и пр. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии ­на выборах. В связи с этим между претендентами на власть острая конкурентная борьба. Каждый стремится донести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику оппонентов.

В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия : собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции, широко используется политическая реклама, показываются видео фильмы о кандидатах, дебаты соперников, видеоролики с прямыми обращениями к избирателям, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Закон запрещает размещать эту продукцию на памятниках и зданиях, представляющих историческую или архитектурную ценность. Запрещается также распространять и анонимные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им оставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади. Наряду с выделенным бесплатным временем и печатной площадью претендент на власть может купить дополнительное время и печатную площадь за счёт средств из своего избирательного фонда. При этом также должны соблюдаться условия равенства: одинаковые цены, равное место в газете, приемлемое время суток для выхода в эфир, особенно на телевидении. Оно по силе убеждающего воздействия на людей по-прежнему занимает в избирательных кампаниях лидирующее положение среди всех, в числе и сетевых, СМИ.

К сожалению, предвыборная борьба не всегда ведётся с соблюдением установленных правил. Регистрируется немало случаев их нарушений, в том числе сознательная подтасовка или искажение сведений о претенденте на власть, распространение анонимной рекламы, порочащей достоинство конкурентов, подкупы и запугивание поли­тических соперников и даже прямое насилие.

Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосова­ния. Наступает так называемый «день тишины», когда избиратели в спокойной обстановке могут окончательно определиться со своим выбором.

Голосование и установление результатов голосования. В день голосования избиратель приходит на свой избирательный участок, получает избирательный бюллетень (удостоверив это подписью), за­полняет его в специально оборудованной кабине и опускает в ящик для голосования.

В настоящее время в России отсутствует так называемый порог явки, т. е. выборы признаются состоявшимися независимо от доли избирателей, принявших участие в голосовании.

Результаты выборов, как говорилось в предыдущем параграфе, определяются в зависимости от избирательной системы. Напом­ним, что при пропорциональной системе выборов партии, не про­шедшие заградительный барьер (7%), к распределению депутатских мандатов, как правило, не допускаются. Их голоса исключаются и при вычислении избирательного частного — количества приходя­щихся на один депутатский мандат голосов избирателей. Простей­ший способ его определения состоит в том, что сумма голосов из­бирателей делится на количество распределяемых мандатов (например, 250 мест в Госдуме). Полученный результат и есть первое избирательное частное, т. е. «вес» одного депутатского ман­дата. Затем число голосов, полученных каждой партией, делится на выявленное избирательное частное. Полученная целая часть — число депутатских мандатов данной партии. Если при этом оста­ются нераспределённые мандаты, производится их вторичное рас­пределение. Они передаются по одному тем партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток). При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдаётся тому списку кандидатов, за который по­дано большее число голосов избирателей.

Подчеркнём, что в распределении мандатов, при выборах 225 кандидатов в Государственную Думу по пропорциональной из­бирательной системе, должно участвовать не менее двух партий, которые в совокупности должны получить свыше 60% голосов избирателей. В противном случае к распределению депутатских ман­датов подключаются те партии, которые не прошли законодательно установленного порога. Распределение депутатских мандатов проводится дважды: сначала между партиями, а затем внутри партийных списков.

Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, а в масштабе страны - Ценризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются, а им выдаются удостоверения. Избирательнная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!