Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 1»
Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8 классе
Часть 1
Дорогие ребята!
- Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
- Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
- Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
- Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
- Ты ищешь знаний, мудрости земной,
- Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
- Найди на полке книгу и раскрой
- Источник мысли чистый, вдохновенный...
- Алио Мирцхулава, грузинский поэт
Об оригинальной и переводной художественной литературе
- Художественная литература – вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова.
- Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод.
- Перевод - это передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.
Понятие о рубаи
- Рубаи (от араб. — «увеличенный вчетверо») — четверостишие философско-афористического характера, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, а третья остаётся без рифмы (аа — а).
О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме
- Героическое в литературе - форма возвышенного, поэтическое возвеличивание доблести, моральной стойкости и самоотверженности героев, проявленных в борьбе за победу добра и справедливости, свободы и независимости, за счастье отдельных людей и общества в целом.
О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме
- Ярким воплощением героического в фольклоре и литературе стала эпическая поэма — большое стихотворное произведение, в котором изображаются события героического прошлого народа, его борьба с врагами, злом, неправдой, несправедливостью.
- В центре эпической поэмы — герои-богатыри, подвиги которых ведут к установлению гармонического мира.
О драме как литературном роде
- Произведение, предназначенное для исполнения в лицах на сцене, называется драматическим.
- Драма (от греч. — «действие») — литературный род, который изображает действительность непосредственно через высказывания и действия самих персонажей.
О драме как литературном роде
- Основу драмы составляет действие .
- В драматических произведениях действие показано через конфликты .
- Конфликт (от лат. — «столкновение») — противоборство, столкновение, воплощённое в художественном произ- ведении через сюжет .
Диалог и монолог
- Диалог (от греч. — «разговор, беседа») — в худо жественном произведении вид устной речи, который представляет разговор двух или более лиц.
- Монолог (от греч. — «один» и «слово») — в художе ственном произведении развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
- В драматическом произведении одними из главных средств изображения действия и создания характеров героев являются диалоги и монологи .
Основные особенности драмы как литературного рода:
- события показываются как живой процесс, разыгрывающийся в настоящем времени, непосредственно на глазах у зрителя;
- действие передаётся через конфликты;
- специфическая форма построения произведения: делится на действия (акты) и явления;
- характеры героев раскрываются через поступки;
- наличие ремарок, которые передают авторские замечания;
- речь персонажей (действующих лиц) звучит в форме монологов и диалогов.
Трагедия как жанр драмы
- Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются острые, непримиримые жизненные противоречия, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
- Трагедия отличается возвышенным стилем, обострённой борьбой, которая, как правило, сопровождается внутренними психологическими противоречиями в душе главного героя.
Характерные признаки
шекспировской трагедии:
классической трагедии:
- излагалась обязательно стихами;
- категорически запрещались комические сцены;
- игра на сцене почти не допускалась;
- герои ограничивались декламацией своих ролей.
- большое количество действующих лиц, сложные взаимоотношениями между персонажами;
- допускались комические сцены;
- действие делало необходимой оживлённую игру актёров;
- написана стихотворной речью, но речь более свободна, чем в классических трагедиях, и более приближена к разговорной.
Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе
- Эпос (от греч. — «повествование, слово, рассказ») — это род литературы, в основе которого повествование о событиях и их участниках.
- В эпосе выделяют различные жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, миф, легенда и другие.
Особенности эпических произведений:
- 1. Жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим персонажам.
- 2. Наличие сюжета. Главный интерес в эпосе всегда сосредоточен на событиях, в ходе которых раскрываются характеры персонажей. Важная роль принадлежит и внесюжетным элементам, например, портретам, пейзажам, интерьерам.
- 3. Повествование в эпическом произведении ведётся от имени реального или условного повествователя.
- 4. В эпосе представлены разнообразные способы изложения: повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления.
Развитие понятий о романе, юморе
- Один из наиболее распространённых жанров эпоса - роман.
- Эта разновидность художественной литературы выделяется среди других широтой охвата событий и наличием нескольких сюжетных линий.
- В романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей.
Понятие о «вечных образах»
- Литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи, называют вечными.
- Они сосредоточивают в себе важные черты человеческого характера, ситуации и конфликты, которые повторяются в новых условиях.
Развитие понятий о романе, юморе
- Роман о Дон Кихоте был задуман как пародия на средневековый рыцарский роман.
- Пародия (от др.-греч. «возле, кроме, против» и др.-греч. «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме.
- Пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.
Лирика как литературный род
- Лирика — один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой, который отображает внутренние переживания героя, его эмоции и чувства.
- Лирика передаёт отдельные состояния характера в определённый момент жизни.
- « Дневник душевного состояния» — такое определение лирике дал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.
Основные особенности лирики:
- сосредоточенность на внутреннем мире, переживании героя;
- сюжет практически отсутствует или слабо выражен;
- предпочтение стихотворной, а не прозаической речи в отличие от эпоса и, частично, драмы;
- лаконизм и сжатость средств художественного изображения;
- повышенная эмоциональность и экспрессивность, поэтому лирика, в первую очередь, воздействует на духовный мир читателя.
Развитие понятия о рифме
- Рифма (от греческого - соразмерность) – звуковые совпадения, созвучия в конце стихотворных строк.
- «Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформленные в одну мысль, держаться вместе».
- Владимир Маяковский
Виды рифм
- Перекрёстная
- Во глубине сибирских р уд
Храните гордое терпень е ,
Не пропадёт ваш скорбный тр уд
И дум высокое стремлень е .
- А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»
- Парная (смежная)
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
- Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
Вскормлённый в неволе орёл молод ой ,
Мой грустный товарищ, махая крыл ом ,
Кровавую пищу клюёт под окн ом .
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- А. С. Пушкин «Узник»
- Кольцевая (опоясывающая)
- Друзья мои, прекрасен наш со юз !
Он, как душа, неразделим и веч ен —
Неколебим, свободен и беспеч ен ,
Срастался он под сенью дружных м уз .
- А. С. Пушкин «И. И. Пущину»
Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:
- Мужская рифма - ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха:
- Сижу за решёткой в темнице сыр о й.
- Сижу за решёткой в темнице сыр о й.
- Сижу за решёткой в темнице сыр о й.
Вскормлённый в неволе орёл молод о й.
/А. С. Пушкин «Узник»/
- Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог:
- Везде сребро да зл а то, Всё светло и бог а то.
- Везде сребро да зл а то, Всё светло и бог а то.
- Везде сребро да зл а то, Всё светло и бог а то.
- Везде сребро да зл а то, Всё светло и бог а то.
/ А. С. Пушкин «Жених»/
Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:
- Дактилическая рифма - ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
- Потонула деревня в ух а бинах, Заслонили избёнки леса, Только видно, на кочках и вп а динах, Как синеют кругом небеса.
- Потонула деревня в ух а бинах, Заслонили избёнки леса, Только видно, на кочках и вп а динах, Как синеют кругом небеса.
- Потонула деревня в ух а бинах, Заслонили избёнки леса, Только видно, на кочках и вп а динах, Как синеют кругом небеса.
- Потонула деревня в ух а бинах, Заслонили избёнки леса, Только видно, на кочках и вп а динах, Как синеют кругом небеса.
- Гипердактилическая рифма - ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. От луны лучи прот я гиваются, К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
- От луны лучи прот я гиваются, К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
- От луны лучи прот я гиваются, К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
- От луны лучи прот я гиваются, К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
Развитие понятия о сюжете, композиции
- Сюжет (от фр. «предмет») — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам.
- Сюжет — основа формы произведения, своего рода его базовая схема, включающая последовательность происходящих в произведении действий.
- Сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию , а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Развитие понятий о сюжете, композиции
- Композиция - построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой последовательности.
Развитие понятия о повести
- Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей.
Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести
- Портрет – описание внешности персонажа в художественном произведении.
- Пейзаж – описание картин природы в художественном произведении.
- Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро ( 1713-1784), французский писатель, философ