СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта участия в профессиональных конкурсах. Шварц А.А учитель биологии и химии ГБОУ№:632 Санкт-Петербург

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлена стать с выводами об участии в педагогических конкурсах,указаны особенностиразвития личностных качеств педагога для соответствия стандарту учителя современного

Просмотр содержимого документа
«Из опыта участия в профессиональных конкурсах. Шварц А.А учитель биологии и химии ГБОУ№:632 Санкт-Петербург»

3


Из опыта участия в профессиональных конкурсах.

Шварц А.А учитель биологии и химии ГБОУ№:632 Санкт-Петербург

Конкурсы являются для меня не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.

Участие в конкурсе могут мотивировать и негативные моменты в деятельности педагога, когда у него нет возможности передать свой накопленный опыт окружающим или намеренно учитель отстраняется от участия в мероприятиях позволяющих ему реализовать свои способности и передать накопленный опыт и различные инновационные технологии. профессиональные конкурсы -  это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они получают ещё одно образование:  повышается уровень их педагогического мастерства. Учитель, успешен и Ученик!

В данной работе рассматриваю собственное участие в различных профессиональных конкурсах и рассматриваю их, как основной механизм мотивации к личностному развитию и стремлению к соответствию новым профессиональным требованиям, предъявляемым к современному учителю.

Какие основания есть у педагога участвовать в конкурсах? Причины могут быть разные, начиная с тщеславных, если это урокодатель, или высокие порывы созидания личности собственной и возможности гранить молодую поросль человечества.

Однако, окончив педагогический вуз, у меня совершенно не было ни возможности, ни мотивации идти в школу, не было основания для передачи своего опыта молодому поколению. Мир науки, открытия новых закономерностей и изучения особенностей причинно-следственных связей в биологических объектах увлек. Работа младшего научного сотрудника и изучение особенностей гибридов тритикале на самом деле увлекала. Генетические особенности данной культуры мотивировали меня к поступлению в аспирантуру одного из ведущих институтов страны ВИР им Н. Вавилова.

Окунувшись в мир научных опытов и интереснейших результатов, поняла, что во мне постоянно доминировала потребность объяснить, рассказать, научить молодое поколение полученным мною знаниям. Так возник мотив вернуться на педагогическую платформу деятельности.

Посвятив научной деятельности десять лет, пришла в школу уже немолодым учителем, без опыта работы непосредственно в средней школе

В моей работе отражаются основные проблемные моменты участия в конкурсах и пути их решения, основанные на личном опыте участия в городских и всероссийских конкурсах.

Первые этапы педагогической деятельности, особенности и возможности.

Личность учителя – основное средство и условие успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни мастерски выполненные методические разработки, ни учебные пособия. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь тогда, когда будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, достигнет педагогического мастерства, будет совершенствовать свою личность.

Первые этапы работы в школе особенно трудны психологически. Для меня научная деятельность - познание новых интересных фактов, закономерностей, работа с литературой никогда не представляла трудностей, и особенно подводить выводы, выявлять главные направления в исследовании намеченного предмета изучения. В школе деятельность учителя многоступенчатая и многогранная, обойтись изучением теоретического и практического материала не всегда является панацеей.

После работы в научной сфере деятельности необходимо было в школе решать вопросы собственной предназначенности в динамичном режиме: с одной стороны необходимо выполнять пакет законодательных инструкций административных документов, с другой стороны - поиск общих граней сотрудничества с коллегами.

Самое главное – найти контакт с учащимися - основной этап выявления собственных возможностей для созидания личности ученика и выработка в нем мотивации к познанию предложенного учителем учебного материала, для последующей аффективно психомоторной, репродуктивной деятельности в социуме

Важной характеристикой личности учителя является межличностное общение и от того насколько эффективным будет это общение, во многом зависит эффективность учебной деятельности в целом.

Сомневающийся в собственных возможностях учитель, постоянно находящийся в стрессовой ситуации от боязни вышестоящего контроля администрации и менторской деятельности коллег с одной стороны и страха проведения уроков – самый худший сценарий начала деятельности учителя и каждый из нас его проходил, к сожалению.

Самое главное, что меня спасло не застрять на этом начальном этапе - любовь к детям и вера в собственные позитивные качества межличностного общения, а самое главное - необходимо было окунуться во все вопросы, которые вызывали сомнения и выявить пути решения трудностей.

На этом раннем этапе деятельности учителя важна помощь и доброжелательность администрации и коллег, что оказалось главной платформой, на которую смогла опереться. Администрация предоставила возможность обучения и участия в различных методических разработках на уровне школы, выступления на школьных семинарах и методических объединениях, как нашей естественнонаучной кафедры, так и школьных, общих методических объединениях. Почувствовать собственную предназначенность в коллективе школы – главный этап развития и становления начинающегося учителя. Попробовать свои возможности в конкурсах на уровне школы потом и района, города - это было полностью предоставлено. Особенным этапом моего становления была учеба у собственных учеников, да – это самая интересная и базовая деятельность учителя. Оказалось, что не только мы их развиваем и обучаем, но и сами ученики обучают нас и помогают понять мир ребенка. Важно любить и понимать их и не впадать в дешевое панибратство, никому не нужное равенство и всегда быть справедливо системным, никогда не нарушать собственные выработанные правила взаимоотношения с ними. Важно было доверие учащихся, тогда у них проявляется мотивация к деятельности на уроках, как сложно им бы это не было. В процессе общения с учащимися возникали различные творческие моменты, как на уроке, так и вне его, появлялась атмосфера соревновательности за доброжелательную оценку учителя, но и учителю необходима позитивная оценка в действиях, улыбках учеников. Таким образом создается ядро коллектива учащихся разных классов – предоставляющее учителю выработать собственную методику общения и преподавания, поделиться различными приемами, технологиями со своими коллегами в школе и вне школы. Вот отсюда появляется мотивация участия начинающего учителя в разнообразных конкурсах по его собственному выбору, по собственным возможностям, а не по разнарядке свыше.

Д ля начинающего учителя необходимо время разобраться в направлении его личностных качеств и, если он не способен к позитивной коммуникативной деятельности, обладает низким нравственно-этическим потенциалом, не обладает гибкостью мышления, креативно-репродуктивными возможностями в своей деятельности, то никакие участия в конкурсах ему не помогут стать настоящим педагогом.



Роль конкурсов в повышении педагогического мастерства

Участие в конкурсах в последующей деятельности  повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

В процессе обучения изучала систему оценивания и самооценивания учащихся. В течение 2004 по 2006 год являлась председателем экзаменационной и апелляционных проверочных экзаменационных комиссий Республики Молдова. Составлены презентации к урокам: «Код ДНК», «Очаровательный след Гром-камня», «ДЫХАНИЕ», и др. Смоделированы тесты по текущим и итоговым темам, разработала методику организации корректных вопросов с целью текущего тестирования "Пинг- понг", методику взаимооценивания в группах, разработала инструктивные карты к изучению темы урока и оценочные листы для самостоятельного получения знаний учащимися и анализа собственных достижений на определенных этапах изучения материала, обучала учащихся методикам взаимообучения и взаимоконтроля в парах, а также методикам самооценивания для позитивного отношения к собственным результатам. Разработала различные методики выявления и воспитания лидеров в группах учащихся для организации самостоятельного изучения и оценивания знаний в этих группах, составила информационные раздаточные карточки для углубления и систематизации знаний, моделировала схемы-рисунки для поисково-исследовательской работы учащихся, создала цикл повествовательно-тестовых карточек с рисунками от имени классов растений и животных, которые рассказывают учащимся о своем строении и проблемах. На основе использования инновационных технологий созданы фильмы к урокам: «Здоровое питание шутя», «Бабочки» ,«Экологический десант», «Об организации обобщающего повторения для закрепления знаний умений и навыков учащихся» и др. К педагогическому совету от 18 декабря 2012 года подготовила методические разработки: «Исследование состояния берега Финского залива у поселка Лисий нос», «Птицы в городе. человек и голуби», »Экологический слет», «Неделя биологии», »Экологический десант»,. Подготовлены презентации: «Почвы», «Код ДНК», «Парки мира», «Вода»(лоция к уроку), «Разработка урока по значению воды». Написаны сценарии экологических спектаклей: «Кодры", "Победим засуху", "Планета счастья", "Возродись", "Однажды на мусорке", "Зимой в городе", "Воскреснем в памяти живых", "Учляндия", "Щелкунчик в 21 веке" для выработки эмпатии к окружающей природе, воспитания экоэтического мышления. Лицензирована образовательная программа дополнительного образования «Биологическое и экологическое мышление – основа выживания человечества» для обучающихся 11-17 лет. Написала и защитила научно-методическую разработку «Использование методов музейной педагогики для экскурсионной деятельности на базе кафедры естественнонаучного образования Академии постдипломного педагогического образования (АППО ) Санкт Петербурга», июнь 2012 года. Систематизирую, собираю банк презентаций передовых учителей биологии и химии Российской Федерации, на предмет изучения передового опыта, а также использования на текущих уроках для обучения учащихся. В рамках организации школьной и внешкольной эколого-биологической, творческой деятельности учащихся и учителей принимала участие в городском научно-практическом семинаре «Экологическое состояние Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 18-19 апреля 2013 года, представила презентацию и исследовательскую работу «Состояние дренажных канав поселка Лисий Нос» и в последующем до 2021 представляем научные разработки учащихся. Подготовила для районного методического объединения учителей биологии Приморского района статью и презентацию «Природоохранная деятельность, как необходимое условие воспитания экологической культуры учащихся (взаимодействие основного и дополнительного образования)» и «Направления исследовательской деятельности на территории заказника. Малые биоценозы заказника», а также постановку экологический театра «Муравьи - друзья леса». На базе школы №438 организовала совместное с ГОУ ДОД ДЮЦ «КИТЕЖ ПЛЮС» заседание-семинар: «Экоэтическое самоосознание», 9 декабря 2011 года и представила совместно с учащимися школы презентацию «Биоэтика», а также музыкально-поэтическое представление учащихся 2-3 классов «Береги природу». Организовывала учащихся на первые и вторые Ольгинские чтения «Заповедная природа Лахты и Ольгино» и представила совместно с учащимися школы научно-музыкальную презентацию «Очаровательный след Гром- камня» и презентацию об истории и состоянии заповедной природы. Сотрудничаю в научно-творческих конференциях учащихся в школе. Составляю и организую экологические двухмесячники в школе (КВН, брен-ринг, викторины, посадка растений и т. д.). Осуществляю руководство научно-практическими проектами учащихся по экологии и биологии для представления на различные конкурсы и к печати. Организовала кружок "Биоэтика", где учащиеся занимаются различными, интересующими их, проектами по биологии и экологии: разведение комнатных растений, дизайн, изготовление гербариев, микропрепаратов и т.д. В рамках организации и помощи проведения методических семинаров школы по методическому образованию преподавателей и молодых специалистов школы провожу открытые уроки в различных классах, подготавливаю доклады, согласно тематике семинара, организую методические семинары школы. Занимаюсь дистанционно с некоторыми учащимися школы. Награждена призом «Хрустальная земля» Международной экологической олимпиады INEPO, Стамбул, 2004 год. Шварц А.А. Подготовка с учащимися научно-практического проекта «Влияние выхлопных газов автомобилей на прорастание пыльцы липы». Победитель в финале III ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК", МОСКВА февраль 2013 года и 2021 г. -1 место

Печатные работы:

1. Тесты к экзаменам в 11 классах за 2005г., 2006 г.,2007г., 2008 г, Кишинев,

2. Публикация на сайте МУЛТИ урок http://infourok.ru/dobavit-svoyu-razrabotku.html)

3. Публикация на сайте Инфо урок http://infourok.ru/dobavit-svoyu-razrabotku.html

4. Публикация статей на сайте «Эковизион» http://eco-visio.org/about/the-team/

5. Публикации INEPO, Стамбул, 2004 год. Научно-практическая работа «Влияние выхлопных газов автомобилей на прорастание пыльцы липы», защита учащимися.

6. Журнал "MEDIUL AMBIANT" 2005 г статья вместе с учащимися "Подземные воды - стратегический объект для выживания населения в экстремальных ситуациях. Моделирование устройства колодцев и каптажей родников".

7. Сборник Труды ХIII Всероссийской практической конференции с международным участием , "ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ", том 13, часть 1, стр.540-543 "Педагогическая поддержка - актуальная технология выработки мотивации к обучению" 22-24 ноября 2018 г. Санкт-Петербург.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Участие педагога в профессиональных конкурсах является мощной мотивацией к профессиональному и личностному развитию педагога и соответствию новым высоким требованиям, предъявляемым государством к современному учителю.

2.Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса преподавателя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

3.Для начинающего учителя необходимо время разобраться в направлении его личностных качеств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История педагогики в России. Хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. – М. : Академия, 2007. – 375 с.

  2. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьника / А. К. Маркова. – М. : Педагогика, 2003. – 64 с.

  3. Мельников Д. Профессиональный конкурс – механизм мотивации педагога к профессионально личностному развитию. Posted on 6 марта, 2017, личный блог «Моя школьная жизнь и не только»

  4. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 512 c

  5. Русскина Наталья Викторовна Совершенствование педагогического мастерства через участие учителя в профессиональных конкурсах, Мордовия 2010г.

  6. Уланская Н. С. Значение конкурсов профессионального мастерства в профессиональной компетентности педагога https://videouroki.net/razrabotki/znachieniie-konkursov-profiessional-nogho-mastierstva-v-profiessional-noi-kompie.html

  7. Ушинский, К. Д. Человек, как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 239 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!