СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раскрывает преимущества применения проектных технологий на уроках"технологии". В разработке показана сущность проекта , его достоинства, особенности работы с учениками, выводы, примеры творческих проектов школьников.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя»

Из опыта работы






































Учителя МБОУ-

Средней общеобразовательной школы №2

Им. И.Г.Петровского г.Севска

Бегуновой Галины Анатольевны

для участия в конкурсе

«Учитель года»


Севск 2014г.











Методическая разработка на тему:



«Проектная деятельность, как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся».















Содержание.



  1. Введение

  2. Сущность метода проекта.

  3. Выполнение проекта на уроках технологии.

  4. Вывод.

  5. Примеры творческих проектов учащихся.


























  1. Введение

Проектная деятельность даёт возможность раскрыться каждому ребёнку. При таком виде работы учитываются все психологические особенности, интересы, возможности каждого учащегося. В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Проектная деятельность в процессе обучения позволяет:


  • Воспитывать в каждом учащемся чувство ответственности, внимательность и аккуратность

  • Формирует эстетический вкус

  • Прививает уважительное отношение к труду

  • Развивает логическое мышление и творческие способности

  • Учит планировать, корректировать и объективно оценивать свою работу

  • Применять знания полученные ранее в новых ситуациях

  • Знакомиться с историей рукоделий, их развитием и современными направлениями


Согласно новым требованиям в образовании учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная творческая деятельность обучающихся, далёкая от простой репродукции.


Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику предмета технология определяю цель:

  • Подготовить выпускников, владеющих современными технологиями, обладающих аналитическим складом мышления, умеющим применять полученные знания на практике и способных быстро адаптироваться к меняющемуся миру.



Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Помочь учащимся освоить различные технологические приёмы изготовления и оформления изделий, освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно

  • Научить оперативно осуществлять поиск необходимой информации, проводить её анализ, использовать полученную информацию в процессе поиска творческого решения для выполнения практических задач

  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся

  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки своей деятельности

  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в коллективе, энтузиазма

  • Способствовать формированию и развитию предпринимательских способностей – реализации собственных идей по созданию новых товаров и услуг и получению прибыли


Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. В своей работе я использую ИКТ, проектные и игровые методики и технологии а также дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению

Сочетание этих методик позволяет сформировать следующие компетенции:

  • Информационную – способность грамотно находить и использовать полученную информацию, выполнять действия с информацией

  • Коммуникативную – способность вступать в общение, умение донести до собеседника и раскрыть содержание своих идей и способов их решения, быть понятым

  • Социальную – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей, грамотно применять свои способности в условиях рыночной экономики

  • Предметную – способность применять полученные знания на практике, активно заниматься самообразованием


В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы необходимые условия для:

  • Формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению различными технологическими приёмами изготовления изделий

  • Повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью

  • Совершенствования коммуникативных компетенций в целом

  • Развития индивидуальных особенностей учащихся, их творческих способностей, самостоятельности и активности, потребности в самообразовании

  • Изменения роли учителя в образовательной среде – не преподаёт необходимую информацию, а помогает её найти, обобщить, систематизировать, применить

  • Более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося


  1. Сущность метода проекта.

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным особенностям и возможностям. Проект состоит из двух частей: пояснительной записки с эскизами, чертежами, технологическими картами, экономическим расчётом и непосредственно самого изделия, выполненного руками учащегося. Работа над проектом требует длительного промежутка времени, поэтому её целесообразно проводить с самого начала учебного года. Выполнение проекта можно разделить на три этапа: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования, выполнения и последующего самоанализа постоянно усложняющихся практических заданий, обладающих субъективной или объективной новизной.


Деятельность учащихся при выполнении проектов.


Организационно-подготовительный этап

Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материалов. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации.






Технологический этап

Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической трудовой дисциплины, культуры труда. Сборка и эстетическое оформление изделия






Заключительный этап

Контроль и испытание изделия. Корректирование конструкторской технологической документации. Экономическое и экологическое обоснование. Минимаркетинговые исследования. Подведение итогов. Защита проекта.

Творчество


Требования к использованию метода проекта.

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Активная самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта.

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

  • Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

  • Выдвижение гипотез и их решения;

  • Обсуждение методов исследования;

  • Обсуждение способов оформления конечных результатов;

  • Сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

  • Подведение итогов, оформление результатов;

  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Признаки типов проекта.

  • Доминирующая деятельность – исследовательская, поисковая, творческая, прикладная.

  • Предметно-содержательная область – моно-проект, межпредметный проект.

  • Количество участников проекта – индивидуальный, групповой, коллективный.

Критериями оценки результатов проекта будут:

  • владение способами познавательной деятельности

  • умение использовать различные источники информации, методы исследования

  • умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям

  • умение ставить цель, составлять и реализовывать план, сопоставлять цель и действие

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.


  1. Выполнение проекта на уроках технологии.

Выполнение проекта направлено на овладение учащимися методами и средствами познавательно-практических и информационных технологий, решения творческих задач, формирования навыков сознательного и рационального использования теоретических и практических знаний и умений в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Выполнение творческих проектов на уроках технологии можно рассматривать как выполнение профпроб, что является необходимостью в процессе профессионального самоопределения школьников.

Проблемы, возникающие при обучении технологии.

  • Неравномерность общей подготовки учащихся

  • Низкий уровень мотивации обучения

  • Несовершенство материальной базы

Чтобы решать эти проблемы, возникающие на уроках, на помощь учителю может прийти использование метода проектов. Проектная деятельность учащихся не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. К тому же, перед началом выполнения работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок технологии не может учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для учителя.

В своей работе я применяю совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путём включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, коллективной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей.

У меня сложилась следующая система:

  • Сначала даю базовые теоретические и практические знания, которые направлены на осознание выполнения технологических операций и овладение практическими приёмами их выполнения

  • Затем определяем цель проекта, при этом каждый учащийся опирается на личный опыт, имеющиеся знания, творческие способности, определяет достижимый предел своих возможностей

  • Постановка задач для выполнения проекта выполняется с учётом возрастных особенностей и межпредметных связей, т.к. технология на межпредметном уровне рассматривается как область знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека и синтезирует знания основ наук (физики, химии, биологии и т.д.) , показывая их практическое применение.

  • Планирование технологического процесса, разработка конструкторско-технологической документации

  • Выполнение технологических операций, текущий самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической трудовой дисциплины, правил ТБ, культуры труда.

  • Контроль и испытание изделия, экономическое и экологическое обоснование, минимаркетинговые исследования

  • Самооценка выполнения своей работы, защита проекта.


Примеры выполнения творческих проектов учащихся.

(см. проекты учащихся 5-11кл)


Выполнение проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, выполнить её анализ, подобрать материалы и инструменты для изготовления, самостоятельно изготовить изделие, сделать выводы, оценить свою работу. Таким образом расширяются и углубляются теоретические, практические и аналитические навыки учащихся

Анализ уровня выполнения проектов позволяет делать следующие выводы:

  • Проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой теоретической и практической подготовки учащихся, так как каждый ученик трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения

  • Оценка выставляется не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им эффективное практическое применение, умение работать самостоятельно и в коллективе

  • Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии

  • Проектная методика даёт возможность организовать практическую деятельность в интересной для участников форме, направив усилие для достижения значимого для них результата

  • Освоение программного материала по технологии становится для учащихся более осмысленным, работа учащихся осознанной, познавательной, мотивированной

  • Проекты учащихся старших классов, в силу своих возрастных особенностей, расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.


Все эти выводы определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения, в которой метод проекта является одним из самых эффективных методов обучения на мой взгляд.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках технологии. Наибольший результат можно достичь только в том случае, если цель проекта является актуальной и значимой для учащихся.Самым сложным становится процесс уточнения интересов учащихся и формирования совместного замысла будущего проекта. Обычно я даю общую тему проекта (технологию, направление) и абсолютную свободу выбора внутри темы. Проект может быть новым решением известной проблемы или проникновением в новую заинтересовавшую сферу, ранее совсем не изученную.

  1. Вывод.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий по технологии делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в общеобразовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  2. Проектная методика находит всё более широкое применение при обучении учащихся технологии, что обусловлено её характерными особенностями, описанными выше.

  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, так как сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего это обусловлено:

  • Проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью

  • Неконфликтным характером проектной деятельности, так как проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от учителя, путём перестраивания их отношений, в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень обучения технологии, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность а также общее интеллектуальное развитие.

Однако , использование проектной методики на уроках технологии всё ещё уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе. Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту задачу.


Проектная деятельность неразрывно связана с понятием творчества. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по социальной значимости и оригинальности. Творчество невозможно без самостоятельной деятельности и мышления.

На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения поставленной проблемы.

Творчество, как созидательная деятельность, характеризуется неповторимостью, оригинальностью, всегда происходит в тесной связи с окружающим миром. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нём деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, а также развиваются способности личности.

Творческая направленность и активность в деятельности создаёт реальные условия для развития творческих качеств личности, активизирует обучение, расширяет и углубляет знания.

В процессе работы возникают объективные и субъективные трудности:

  • Не всегда материальное и техническое обеспечение кабинета технологии отвечает желаниям учащихся и возможностям работы над проектом, что влечёт потерю интереса к работе

  • В некоторых случаях учащиеся испытывают трудности в работе над проектом, в связи с нежеланием самостоятельно добывать знания

  • Иногда, при самооценке учащегося и объективной оценке проекта происходят расхождения

  • При работе над проектом возникают трудности с творческими разработками, поэтому при выборе темы проекта необходимо учитывать индивидуальные особенности творческого мышления учащихся

  • Учащимся больше нравится работать над практической частью проекта, теоретическую часть выполняют со значительно меньшим интересом

Предлагаю некоторые пути преодоления трудностей:

  • Разрешать учащимся работать над проектом дома

  • Активизировать мотивацию проектной деятельности учащихся с помощью демонстрации учебных достижений других учеников, выставочных работ, последних достижений в данной области, креативных дизайнерских находок решения подобной проблемы

  • Проводить индивидуальные консультации

  • Проводить предварительную защиту проекта

  • При распределении проектов учитывать способности и знания учащихся.




5.Примеры творческих проектов учащихся.




















Приложение.


  1. Методические разработки уроков. Презентации к урокам (диск).

  2. Методические разработки внеклассных мероприятий.

  3. Презентация «Я играю в лоскутки…»

  4. Творческие работы учителя.

  5. Творческие работы учащихся.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!