Цыцарева Виктория Викторовна, учитель изобразительного искусства и педагог ДО МБОУ «Гимназия» г.Лесосибирска.
Работаю с одаренными детьми на протяжении 15 лет. Первая половина педагогической деятельности посвящена развитию творческих (практических) навыков личности школьника, вторая направлена на развитие детей в научно-исследовательском направлении и в олимпиадном движении.
Представляю модель индивидуальной работы с одаренными детьми «учитель+ученик», которую использую в практической деятельности. На основе этой модели составляется индивидуальный маршрут обучающегося.
Реализация происходит через творческие конкурсы, олимпиадное движение, научно-исследовательскую деятельность. Процесс индивидуальной работы осуществляется во время уроков и во внеурочное время, на занятиях по дополнительному образованию. К работе привлекаются родители, педагогический состав школы. Курируя одаренных детей, взаимодействую с ВУЗами и их педагогами, другими образовательными и культурными организациями, занимаюсь самообразованием, периодически прохожу курсы повышения квалификации.
В качестве примера приведу опыт работы с выпускницей гимназии этого года и на данный момент студенткой Санкт-Петербургской академии искусств имени Ильи Репина, Сербой Марией.
Т.к работаю с обучающимися всех ступеней школьного образования процесс наблюдения за детьми происходит с начальной школы. Именно в этот период во время уроков изобразительного искусства был замечен интерес Маши к искусству. Поддерживался он и во внеурочное время и проявлялся в участиях в выставках, творческих конкурсах.
Если в начальном и среднем звене заинтересованность обучающихся проявляется в творческом самовыражении через рисование и прикладное искусство, то в старшем звене интересы меняются в сторону изучения теории искусства, либо ребенок более профессионально развивает творческие способности. В этот момент ведется наблюдение и выявление заинтересованных к изучению теоретической основы искусства, где Маша также была отмечена.
В 9 классе она успешно участвует в школьном этапе ВсОШ по МХК и становится призером регионального уровня. Проба себя в новом направлении и успех очень повлияли на взгляды и интересы обучающейся. Цель Марии – пройти на заключительный этап ВсОШ и поступить в престижный ВУЗ на льготной основе. Моя цель – помочь ей в достижении желаемого. Неудовлетворение составленными заданиями на школьном и муниципальном уровне вызывает желание попробовать себя в роли составителя олимпиадных заданий. Предлагаю поучаствовать в научно-практической конференции в данном направлении.
В 10 классе Серба Мария становится победителем регионального этапа ВсОШ и победителем в финале молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири» в секции «Культурология» с исследовательской работой "Подготовка к ВсОШ по мировой художественной культуре способом разработки собственного комплекта олимпиадных заданий". Над рабочим столом Маши появляется фотография Санкт-Петербургской академии искусств имени Ильи Репина – ее мечта.
В 11 классе помимо подготовки к ВсОШ и к ЕГЭ предлагаю обучающейся поделиться своим опытом на завершающем этапе обучения и попробовать себя в роли наставника. Маша помогает заинтересованной 7-класснице (призеру муниципального этапа ВсОШ) в написании исследовательской работы по МХК, продуктом которой будет методическая игра по подготовке детей к ВсОШ. Исследовательская работа «От фараона до декаданса» была отмечена на региональном этапе форума «Научно-технический потенциал Сибири» и в ноябре примет участие в выставке.
Маша пробует себя во всероссийской Московской олимпиаде по искусству и доходит до полуфинала.
А также становится призером регионального этапа ВсОШ и чуть позже – студенткой ВУЗа ее мечты.
Представляю опыт именно с Марией, потому что он получился насыщенным, разносторонним в плане деятельности и довольно успешным.
В гимназии есть и другие одаренные дети, которые также имеют успехи и с которыми проводится работа.
Имея большой опыт с одаренными детьми, сделала для себя вывод, что важно:
Заметить одаренного ребенка на начальной ступени образования и начать с ним работу.
Иметь свою общую модель работы с одаренными детьми.
Составить индивидуальный маршрут отдельного ребенка.
Педагог должен быть заинтересован в самообразовании и сопровождении одаренного ребенка.
Ребенок обязательно должен быть заинтересован.
Работа с одаренным ребенком требует взаимодействия с педагогическим коллективом школы: учителями-предметниками, связанными с направлением одаренного ребенка (база знаний), классным руководителем (составление психологического портрета ребенка), библиотекой (обеспечение необходимой литературой и электронными ресурсами) и администрацией школы (поддержка, финансовое обеспечение и поощрение), а также взаимодействие с ВУЗами и их педагогами, другими образовательными и культурными организациями (методическая помощь и продвижение).
Привлечь одаренных детей к опыту наставничества.
Мотивировать ребенка при помощи поощрения.
Заинтересованный педагог + заинтересованный ребенок + заинтересованный родитель + взаимодействия = успешный ребенок. Если какое-то из этих составляющих будет не заинтересовано, то успеха может и не быть (чем меньше одно из слагаемых, тем меньше результат).