СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с обучающимися с разными образовательными способностями пр теме "Развитие творческих способностей обучающихся на примере психодиагностического упражнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с обучающимися с разными образовательными способностями пр теме "Развитие творческих способностей обучающихся на примере психодиагностического упражнения"»

Петрова Е.В., педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МОУ Ермаковская СОШ

Рыбинского муниципального района


Развитие творческих способностей обучающихся на примере психодиагностического упражнения


Аннотация. Статья посвящена развитию творческих способностей обучающихся, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. На основе психогимнастического упражнения рассматриваются этапы креативного процесса, который имеет свои законы.

Ключевые слова: креативное мышление, креативный процесс, творческие способности, психогимнастическое упражнение, фрустрация, инкубация, инсайт.


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей показывают, что 80 % родителей и 40 % учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей.

Что же понимается под термином «творческие способности» детей? Проанализировав различные определения термина с точки зрения психологии, философии, педагогики мы выяснили, что – под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Мы и наши ученики живем в XXI веке. Огромный поток информации обрушивается на нас каждый день. С ней предстоит познакомиться, обдумать ее, усвоить, а вот процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их реальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Нами предлагается рассмотреть этапы креативного процесса на основе психогимнастического упражнения.

Описание упражнения

Участники встают в круг и выполняют упражнение по инструкции ведущего, предавая друг другу мяч по кругу.

Инструкция педагога-психолога:

«Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать два нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу «молоток. Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве ручки для тяжёлой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч, назовёт два нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого» [1].

Наблюдения за участниками круга показывают, что они, выполняя упражнение, через некоторое время начинают испытывать первые затруднения. Чем больше времени проходит с момента начала упражнения, тем большая пауза наблюдается между их ответами. Невербальный язык (жестов и мимики) демонстрирует скуку, тревожность, даже агрессию и страх. Видя это, ведущий останавливает упражнение и переходит к обсуждению того, какие ощущения, эмоции испытывали участники во время упражнения. Затем участникам представляются особенности этапов креативного процесса.

  1. Подготовка

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему, как в целом, так и отдельные её элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения по известным ранее схемам и алгоритмам.

  1. Фрустрация

Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возникшие варианты решения, человек всё-таки не находит ответ. Иными словами он находится в тупике.

Возникающее при этом чувство «тупика» воспринимается не как закономерный этап, сигнализирующий о том, что исчерпаны возможности решения задачи, а как барьер, преграда для проявления креативности. Человек ощущает напряжение, раздражение, обескураженность, свою неполноценность, скуку, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условие задачи некорректно, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание насыщено стереотипами, установками. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля.

  1. Инкубация.

Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передаётся» в правое полушарие. Нужно отметить, что другим принципиальным условием, определяющим успешность этапа инкубации, является качество прохождения этапа подготовки.

  1. Инсайт.

Инсайт – это кратковременный, но очень отчётливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными, позитивными эмоциями, оживлением. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятность успешного повышения креативного процесса.

  1. Разработка.

Разработка является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

После подробного разбора этапов участники могут сами ответить на вопросы ведущего: «Почему было остановлено упражнение? Почему они испытывали такие чувства? Почему не наступил инсайт?»

Важно подвести участников упражнения к выводу, что на одном уроке ученикам невозможно пройти все этапы креативного процесса. Им просто не хватит времени, чтобы продемонстрировать при выполнении задания оригинальность, творчество. Следует дойти с ними до второго (фрустрация), максимум - до третьего этапа (инкубация) и дать время, перенеся выполнение творческого задания на дом.

Выполнение подобных упражнений в системе поможет повысить скорость продуцирования учащимися оригинальных идей и их количество, а знание этапов креативного процесса является успокаивающим фактором, снимающим риск отказа от выполнения заданий творческого характера и снижения самооценки.



Библиографический список


  1.  Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. – С. 226-227.

  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. 4-е изд. М. Генезис, 2006.



2



Скачать

© 2021, 88 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!