МБОУ «Лицей № 35»
Администрация муниципального образования «Город Майкоп»
Республики Адыгея
Комитет по Образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Эколого-биологический лицей № 35»
Согласовано Протокол заседания МО № от «» 2019 г. | Утверждено _________________ /Романенко О.В./ директор МБОУ «Лицей №35» Приказ № от «» 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
7 класс
для учащейся с ОВЗ
( задержкой психического развития (вариант 7.2)
(на основе ФГОС НОО)
на 2 полугодие 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Рябцева Юлия Викторовна
Квалификация: -
Педагогический стаж: 26 лет
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для учащейся 7 класса Викторовой Юлии на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- № 273 от 29.12.2012г., ФГОС НОО, ООП НОО «Эколого-биологический лицей №35», АООП НОО «Эколого-биологический лицей №35» для обучающихся с ЗПР
Определение варианта АОП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования. АОП НОО учащейся реализуется в форме инклюзии: совместно с другими обучающимися в обычном образовательном классе.
Срок реализации программы 2 полугодие 2018-2019 учебный год.
Особые образовательные потребности для учащейся с ЗПР:
1) в побуждении познавательной активности;
2) в расширении кругозора;
3) в формировании общеинтеллектуальных умений;
4) в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности;
5) в формировании развития у детей целенаправленной деятельности, функции программирова-ния и контроля;
6) в развитии личностной сферы;
7) в развитии коммуникации;
8) в усилении регулирующей функции слова, способности к речевому обобщению;
9) в сохранении, укреплении соматического и психофизиологического развития, предупреждение истощаемости и перегрузок.
К специальным образовательным условиям для данной категории обучающихся относятся:
· Особые методы и формы обучения.
· Обязательная коррекционная работа обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "История" Для обучающегося с ЗПР .
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории; способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
История Нового времени ученик научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории.
Изучение истории в 7классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Тема 1. В канун великих реформ. Адыги в XVI-XVII веках. Ученик научится -Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества; -Обсуждать в парах значение отмены местничества; -Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича; - Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича; - Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам; Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации); -Характеризовать основные события по истории Адыгеи 16-17 веков; -Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке |
Тема 2. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия Возрождение. Реформация. Ученик научится - проводить поиск необходимой информации в источнике; - рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; -давать характеристику эпохе Возрождения -определять , что такое Реформация -работать с контурной картой |
Тема 3. Первые революции Нового времени . Международные отношения ( борьба за первенство в Европе и в колониях). |
Ученик научится- -выделять отличия монархии и республики -называть причины первых революций в Европе -характеризовать международные отношения |
Тема 4. Эпоха просвещения. Время преобразований . Ученик научится - указывать хронологические рамки войны за независимость в США - проводить поиск необходимой информации в источнике; -характеризовать первые колонии в Северной Америке -называть первые юридические документы -характеризовать позицию России по отношению к войне |
Содержание учебного предмета история 7 класс с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности для обучающегося с ЗПР (вариант 7.2)
Содержание учебного предмета.
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета ИСТОРИЯ) в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа»
1 . Содержание учебного предмета.
«История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (7 класс). Программа предполагает использование следующего учебника по Истории России: «История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016
Общая характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательное значение российской истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Цели изучения курса "История России" в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе
Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История») 7 класс.
ИСТОРИЯ РОССИИ РОССИЯ XVI— конец XVII века.( 4часа) для обучающегося с ЗПР (вариант 7.2)
Тема 7. «История Адыгеи XV1–XVII вв» 4 часа
«Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в XVI – XVII вв.» - особенности геополитического положения Северо-Западного Кавказа, отношений адыгов с Крымским ханством, Османской империей, Россией и другими государствами и народами в данный промежуток времени. Политика Российского государства на Кавказе вообще и на Северо-Западном Кавказе в частности.
«Культура адыгов в XVI – XVII вв.» - изменения, которые произошли в культурной жизни адыгов в рамках указанного исторического периода, причины этих изменений и их последствия.
«Быт адыгов адыгов в XVI – XVII вв.» - изменения, которые произошли в быту адыгов в рамках указанного исторического периода, причины этих изменений и их последствия.
«Появление казачества на Кавказе». - Причины переселения Запорожского казачьего войска на Кубань, роль Черноморского, Терского, Донского и иных казачьих войск в истории Кавказа того периода, быт и обычаи казаков.
Новая история
Тема 8. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. -13 часов
Эпоха Великих географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Географические представления Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сайта (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 9. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) 4 часа.
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Тема 10. Эпоха просвещения. Время преобразований.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 11 часов
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж--Ж. Руссо. Экономические учения А. Смита и Ж .Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний… Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Традиционные общества в раннее новое время.
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии.
Маньчжурское завоевание Китая.
Япония в эпоху правления династии Токугавы.
Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени».
В соответствии со школьным учебным планом в 2018-2019 учебном году на изучение истории в 7-м классе отводится 70 учебных часов, 2 часа в неделю. В 7 классе в рамках одного учебного предмета «история» изучаются два самостоятельных курса - «Всеобщая история: Новая история. 1500 - 1800 гг.» и «История России, XVI - конец XVII века». Эти курсы изучаются последовательно, в 1 полугодии – история России в объеме 42 часа, во 2 полугодии – новая история в объеме 28 часов. Планирование полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по истории.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно- деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. — 124 с. 4
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Используемый УМК.
Для учителя:- Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история. 1500 - 1800. 7 кл». М: Просвещение, 2014 ; И.Н. Федоров, С.А.Федорова Технологические карты уроков 7 кл.,Дрофа 2016 год.
Для учащихся:
- Юдовская А.Я, Баранов П.А. Всеобщая история. Новое время. 1500 - 1800. 7 кл. М: Просвещение, 2014
- И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В.Амосова История России 16-17 века , 7 класс, Дрофа, 2017 год. ( Тетради-тренажеры, атласы, контурные карты)
Особенности программы
1.Данная рабочая программа реализует национально-региональные особенности содержания образования в соответствии с ФГОС (в соответствии со ст.5 (п.5) закона РА № 363 «О внесении изменений в закон РА об образовании» и постановлении кабинета Министров РА № 115 «О Национально–региональном компоненте государственного образовательного стандарта»), т.е. выделяется 10 – 15% учебного времени.
Основными формами изучения вопросов НРК являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, выполняют проекты, презентации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.
Календарно-тематический план
Последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ
| Количество часов | Внеаудиторная работа | |
№ | Аудиторные занятия | |
Тема | Всего | III | IV | |
план | факт | план | факт | план | факт |
1 | В канун великих реформ. Адыги в XVI-XVII веках.(4 ч.) | | | | | | | |
| Изучение нового | | | 1 | | 2 | | |
| Выработка практических навыков | | | | | | | |
| Контрольные занятия | | | | | 1 | | |
2 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия Возрождение. Реформация. | 13 | | | | | | |
| Изучение нового | | | | | | | |
| Выработка практических навыков | | | | | | | |
| Контрольные занятия | | | | | | | |
3 | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). | 4 | | | | | | |
| Изучение нового | | | | | | | |
| Выработка практических навыков | | | | | | | |
| Контрольные занятия | | | | | | | |
4 | Эпоха просвещения. Время преобразований. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 11 | | | | | | |
| Изучение нового | | | | | | | |
| Выработка практических навыков | | | | | | | |
| Контрольные занятия | | | | | | | |
| Итого: | | | | | | | |
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
Тема, кол-во часов: В канун Великих реформ, Адыги в XVI-XVII веках. (13 часов) Цель темы: 1. Изучить и разобраться в особенностях периода правления Федора Алексеевича 2. Дать представление о экономическом и социально-политическом развитии адыгов в XVI-XVII веках. |
Планируемые результаты |
Предметные | УУД | Чтение: работа с информацией |
Ученик с ОВЗ научится -Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества; -Обсуждать в парах значение отмены местничества; -Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича; - Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича; - Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам; Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации); -Характеризовать основные события по истории Адыгеи 16-17 веков; -Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке | ЛГ-02, КО-06, КД-04, КС-05, КМ-04, КР-02, ПИ-01, ПИ-08, ПД-02, ПД-03-4, ПЛ-05, РЦ-02, РУ-04, РЭ-02 | Т1-02, Т2-01, Т3-02, Т3-03, Т1-08, Т1-11, Т1-15, Т2-07, Т2-14, Т2-16, Т3-05, Т3-11, Т3-14 |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература, биология, география , музыка | Фронтальные, групповые, | Учебник, исторические источники, иллюстрации, контурные карты, атлас |
I этап. Мотивация к деятельности |
Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы | Проблемная ситуация: Последнее десятилетие 17 века- это период обновления Российского государства или завершающий этап существования старого Московского царства? |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
№ урока | Основное содержание темы | Домашнее задание | Термины и понятия | Дата по плану | Дата по факту |
39 | Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в XVI-XVII веках. | Конспект | | 01.02.2019 | 01.02.2019 |
40 | Культура адыгов в XVI-XVII веках. | Конспект | | | |
41 | Быт адыгов в XVI-XVII веках. | Конспект | | | |
42 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Адыги в XVI-XVII веках». | Выполнить проект | | | |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель: учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Проект «Мир человека в 17 веке» |
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности |
Формы контроля | Оценка результатов деятельности |
самооценка учителя | внешняя оценка |
| | |
| | |
| | |
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
Тема, кол-во часов 13 часов. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия Возрождение. Реформация. Цель темы Дать представление эпохе Возрождения, изменениях произошедших в результате Великих географических открытий, раскрыть сущность Реформации и абсолютизма. |
Планируемые результаты |
Предметные | УУД | Чтение: работа с информацией |
Ученик с ОВЗ научится: - проводить поиск необходимой информации в источнике; - рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; -давать характеристику эпохе Возрождения -определять , что такое Реформация -работать с контурной картой | ЛГ-01, КО-02, КД-01, КС-03, Км-02, ПИ-01, ПД-02, ПЛ-02, РЦ-03, РУ-01, РЭ-02. | Т1-01, Т1-05, Т2-01, Т3-01, Т1-08, Т1-12, Т2-07, Т2-16, Т3-09, Т3-10. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература, биология, география, физика. | Фронтальные | Учебник, карта, иллюстрации, интернет, литературные источники, презентации. |
I этап. Мотивация к деятельности |
Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы | Проблемная ситуация: Способствовали географические открытия великому скачку прогресса или эти открытия принесли войны и порблемы европейским обществам? |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
№ урока | Основное содержание темы | Домашнее задание | Термины и понятия | Дата по плану | Дата по факту |
43 | Технические открытии я и выход к Мировому океану. | § 1 | | | |
44 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | §2 | | | |
45 | Усиление королевской власти в XVI –XVII вв. Абсолютизм в Европе. | §3 | Абсолютизм. | | |
46 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | §4 | Акция , акционерное общество, монополия. | | |
47 | Европейское общество в раннее Новое время. | §5 | | | |
48 | Повседневная жизнь. | §6 | | | |
49 | Великие гуманисты Европы. | §7 | Гуманизм | | |
50 | Мир художественной культуры Возрождения. | §8-9 | | | |
51 | Рождение новой европейской науки. | §10 | | | |
52 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | §11 | Реформация, протестант, пастор. | | |
53 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | §12 | Кальвинизм, лютеранство, Контрреформация. | | |
54 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | §13 | | | |
55 | Религизные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | §14 | Иезуиты, протестант, пастор. | | |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |
Цель: учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Эссе «Реформация в Европе» |
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности | |
Формы контроля | | Оценка результатов деятельности |
самооценка учителя | внешняя оценка |
Терминологические диктанты. | | | |
Хронологические диктанты. | | | |
| | | |
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
Тема, кол-во -4 часа Первые революции Нового времени . Международные отношения ( борьба за первенство в Европе и в колониях). Цель темы: Изучить факторы становление конституционной монархии в Европе |
Планируемые результаты |
Предметные | УУД | Чтение: работа с информацией |
Ученик с ОВЗ научится: -выделять отличия монархии и республики -называть причины первых революций в Европе -характеризовать международные отношения | ЛГ-01, ЛГ-10, Ко-02, Кд-03, КС-05, КГ-03,КМ-04, КР-01, ПИ-03, ПИ-08,ПД-03-1, ПД- 03-3, ПД-03-4, ПЛ-06, РЦ-01, РУ-04. | Т1-02, Т1-04, Т»-02, Т3-01, Т3-04, Т1-11, Т1-14, Т2-08, Т2-12, Т2-16, Т3-05, Т3-10, Т3-13, Т3-14. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература, биология, география | Фронтальные | Учебник, атлас , карта, контурная карта, иллюстрации, интернет, литературные источники, презентации. |
I этап. Мотивация к деятельности |
Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы | Проблемная ситуация: Борьба за первенство в колониях, какие последствия она имела? |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
№ урока | Основное содержание темы | Домашнее задание | Термины и понятия | Дата по плану | Дата по факту |
56 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. | §15 | Лесные и морские гёзы, республика. | | , |
57 | Парламент против короля. Революция в Англии. | §16 | Террор, арбалет, диггеры, диктатура, тори, виги. | | |
58 | Путь к парламентской монархии | §17 | Конституционная монархия, парламент. | | |
59 | Международные отношения в XVI –XVII веках. | §18-19 | | |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель: учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Эссе «Роль революции в истории» |
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности |
Формы контроля | Оценка результатов деятельности |
самооценка учителя | внешняя оценка |
Терминологический диктант | | |
Самостоятельная работа | | |
| | |
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4
Тема, кол-во часов 11 часов Эпоха просвещения. Время преобразований. Цель темы: Дать представление об изменениях в культуре эпохи просвещения. Раскрыть сущность войны за независимость в Северной Америке . Раскрыть причины и следствия Французской революции. |
Планируемые результаты |
Предметные | УУД | Чтение: работа с информацией |
Ученик с ОВЗ научится: - указывать хронологические рамки войны за независимость в США - проводить поиск необходимой информации в источнике; -характеризовать первые колонии в Северной Америке -называть первые юридические документы -характеризовать позицию России по отношению к войне | ЛГ-02, КО-03, КД-02, КС-05, КМ-03, ПИ-07, ПИ-08, ПД-01, ПД-02, ПЛ-05, ПЛ-10, РЦ-03, РУ-02, РЭ-04 | Т1-01, Т1-05, Т2-02, Т3-02, Т1-1, Т1-13, Т2-09, Т2-12, Т2-16, Т3-09, Т3-13, Т3-14. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература, биология, география | Фронтальные | Учебник, атлас, карта, контурная карта, иллюстрации, интернет, литературные источники, презентации. |
I этап. Мотивация к деятельности |
Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы | Проблемная ситуация: К чему привели преобразования в Европе? |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
№ урока | Основное содержание темы | Домашнее задание | Термины и понятия | Дата по плану | Дата по факту. |
60 | Великие просветители Европы. | §20 | Просвещение, теория разделения властей. | | |
61 | Мир художественной культуры Просвещения. | §21 | | | |
62 | На пути к индустриальной эре. | §22 | Аграрная революция, промышленный переворот, машинное производство, «Летучий челнок» | | |
63 | Английские колонии в Северной Америке. | §23 | Ирокезы, алгонкины, «Новая Англия», губернатор, колониальные ассамблеи. | | |
64 | Война за независимость. Создание Соединённых штатов Америки. | §24 | Патриоты и лоялисты, принцип народного суверенитета, импичмент. | | |
65 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции. | §25 | Абсолютизм, «хлебные бунты», Генеральные штаты, Учредительное собрание. | | |
66 | Французская революция. От монархии к республике. | §26 | Декларация прав человека и гражданина, Вареннский кризис, жирондисты, якобинцы, монтаньяры, Конвент. | | |
67 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | §27 | «Якобинец без народа», Директория, термидорианцы. | | |
68 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | §28 | Деревенская община, «кодекс чести», «бусидо». | | |
69 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. Контрольное тестирование по образцу ОГЭ. | §29-30 | Падишах, индус, деспотия, «Закрытие Японии». | | |
70 | Итоговая диагностика образовательных результатов. | повторение | | | |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель: учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Проект « Великие личности в истории Нового времени» |
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности |
Формы контроля | Оценка результатов деятельности |
самооценка учителя | внешняя оценка |
Терминологический диктант | | |
Система оценивания
Перечень контрольных работ, тестов | Сроки проведения контроля | Разделы и темы рабочей программы |
Итоговая диагностическая контрольная работа. | 4 четверть | Россия в XVI – XVII вв. Новое время |
Примерное содержательное описание критериев
Уровни сформированности навыков проектной деятельности. | Базовый |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. |
ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во экз. |
I | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.1 | Федеральной государственный образовательный стандарт | 1 |
1.2 | Примерная программа основного общего образования по истории | 1 |
1.3 | Юдовская А.Я, Баранов П.А. Всеобщая история. Новое время. 1500 - 1800. 7 кл. М: Просвещение, 2014 | 90 |
1.4 | «История России. XVI – конец XVII века. 7 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа, 2016 | 90 |
II | Печатные пособия: тетради-тренажеры, атлас, контурная карта | 90 |
2.1 | Портреты выдающихся деятелей истории | 1 |
III. | Информационно-коммуникативные средства | |
3.1 | Электронное приложение к учебнику. | 1 |
IV | Технические средства обучения | |
4.1 | Проектор, ноутбук | 1 |
4.2 | Экран | 1 |
V. | Карты по истории России | 1 |
5