СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Понятия теории литературы на школьных уроках. Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

         Усвоение на уроках теории литературы имеет важное образовательно-воспитательное значение. Эта работа способствует углублению восприятия литературных произведений, формирует навыки самостоятельного анализа текста, активизирует мыслительную деятельность, воспитывает эстетический вкус. Для этого необходимы два условия: 1) систематическое изучение, углубление и расширение теоретико-литературных понятий, 2) осознание учителями и учащимися необходимости овладения теоретико-литературными понятиями для успешного изучения литературы.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Понятия теории литературы на школьных уроках. Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения»

Из опыта работы

Понятия теории литературы на школьных уроках

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Усвоение на уроках теории литературы имеет важное образовательно-воспитательное значение. Эта работа способствует углублению восприятия литературных произведений, формирует навыки самостоятельного анализа текста, активизирует мыслительную деятельность, воспитывает эстетический вкус. Для этого необходимы два условия: 1) систематическое изучение, углубление и расширение теоретико-литературных понятий, 2) осознание учителями и учащимися необходимости овладения теоретико-литературными понятиями для успешного изучения литературы.

Освоение теоретико-литературных понятий - один из самых сложных вопросов в методике преподавания литературы в школе. Это связано с восприятием произведения как единой идейно-художественной и речевой системы. Школьники (особенно учащиеся 5-6-х классов) затрудняются объяснить роль теоретико-литературных понятий, многие из них не понимают, почему автор использует те или иные приемы и средства.

Многие методисты делят теоретико-литературные понятия на несколько групп:

1) изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения;

2) тема, идея, композиция и ее составные элементы, приемы характеристики литературного персонажа;

3) роды и жанры художественной литературы;

4) проблемы стихосложения.

Такая классификация относительна, так как существует систематическая связь между теоретическими понятиями. В средних классах к первым двум группам теоретических понятий можно обращаться практически на каждом уроке.

Оформляем таблицу.

Группы теоретико-литературных понятий


Cюжет и его составные части

Приемы характеристики литературного героя

1) экспозиция

1) портрет

2) завязка

2) авторская оценка

3) кульминация

3)характеристика другими персонажами

4) развязка

4) пейзаж

5) эпилог

5) речь


6) интерьер


7) деталь

8) диалог

Первая графа таблицы помогает учащихся сохранить в памяти составные части сюжета произведения. Не нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся запомнили определения всех предложенных терминов. Достаточно воспользоваться схемой для разбора, предложенной М. А. Рыбниковой.

с

а b d e


где a - экспозиция, b - завязка, с - кульминация, d - развязка, e - эпилог.

Учащимся необходимо разъяснить, что «треугольник» без оснований - а, е - означает, что в произведении нет экспозиции и эпилога.

Схема лёгкая, однако, учащиеся не всегда точно могут определить, что является в данном тексте кульминацией или завязкой. Эти навыки закрепляются постепенно.

Вторая графа "Приёмы создания характеристики литературного героя" не требует особых комментариев. Пояснения необходимы только к терминам "интерьер", "деталь".

Я не предлагаю учащимся определение научных терминов, а учу их подбирать цитаты из художественных произведений, чтобы показать, какие средства используют писатели для создания характера героя.

Постепенно у школьников накапливается определенный опыт по использованию представленных в таблице теоретико-литературных понятий. Покажу это на примерах. В ходе анализа рассказа «Бирюк И.С. Тургенева я обращаюсь к учащимся с вопросом: «Какие художественные приемы использовал писатель для проникновения в сложный образ главного героя?". Опираясь на таблицу, школьники отмечают следующие средства:

  1. Интерьер – описание избы, в которой живет лесник, - говорит о бедности и нищете и вызывает чувство жалости.

  2. Портрет лесника, рисующий его характер, то есть психологический портрет: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо: из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза».

  3. Характеристика другими персонажами. Рассказчик из разговора с лесником узнает, что перед ним Бирюк. Автор слышал много интересных рассказов о леснике. Орловские крестьяне отрицательно характеризовали Бирюка как человека, так как он не дает им воровать лес.

  4. Диалог. Последняя часть рассказа - «Пойманный мужик в избе лесника» - имеет особенно важное значение, так как в диалоге раскрывается внутренний мир Бирюка. Первая просьба мужика не произвела на лесника впечатления:

- «Отпусти … Отпусти… с голодухи… отпусти…

-Знаю я вас, - угрюмо возразил лесник, - ваша вся слобода такая – вор на воре».

Далее мужик напоминает Бирюку о тяжелой жизни крепостных крестьян, объясняет, что их нужда заставляет воровать:

-«Отпусти, - твердил мужик, - прикащик… разорены… во как… отпусти!

-Разорены!.. Воровать никому не след.

-Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш- то сам знаешь, заест, во как».

Бирюк не соглашается, но начинает задумываться. Мужик опять просит:

-Отпусти… с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто во как, приходится.

-А ты все-таки воровать не ходи.

Потом мужик начинает просить за лошадь:

-Лошаденку – то, - продолжал мужик, - лошаденку – то, хоть ее - то… один живот и есть… отпусти!

Бирюк как бы оправдывается:

-Говорят нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут, вас баловать тоже не приходится.

Мужик продолжает просить. Бирюк объясняет ему: «Не видишь, что ли барина?» Просьбы не очень сильно подействовали на лесника. Тогда «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»

Из диалога становится понятно, что грозный и суровый с виду, Бирюк человек добрый и отзывчивый.

5) Авторская характеристика: «Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».

6) Пейзаж. Описание грозы связано с основным событием рассказа и помогает раскрыть характер героя.

Как видно из примеров, зная, какие приемы использует автор для характеристики литературного героя, учащиеся могут самостоятельно найти соответствующие примеры в тексте.

На примере рассказа «Бирюк» можно показать зависимость построения произведения от авторского замысла. Для этого выделяем элементы сюжета. Можно предложить несколько вариантов схем, чтобы учащиеся самостоятельно выбрали правильную, т.е. ту, которая подходит к тексту. Если возникает спор или учащиеся затрудняются определить основные элементы сюжета, задаем им вопросы, которые позволяют проследить за развитием событий. Выясняем, есть ли в тексте экспозиция. Школьники отмечают, что рассказ начинается с экспозиции – это описание грозы, знакомство с героями и местом действия. Завязкой они считают сцену поимки мужика, срубившего дерево. Иногда между учащимися возникает спор: некоторые из них эту сцену считают кульминацией. Но многие учащиеся правильно определяют кульминацию рассказа: «В поимке мужика еще раз подтверждается то, что говорят о леснике крестьяне. Ничего нового, неожиданного мы не узнаем о нем. Самым напряженным моментом в развитии действия я считаю решение Бирюка отпустить мужика. Именно в этой сцене раскрывается характер лесника. Мы с нетерпением ждали, чем все это закончится. Даже рассказчик не ожидал такого разворота событий. Бирюк, наверное, сам не смог бы объяснить, почему он так поступил». Развязка не вызывает сомнений – это оценка автором поступка лесника. Эпилог отсутствует. Неизвестно, что станет с Бирюком через несколько лет.

Когда же возникает необходимость активизировать память и знания учащихся о литературоведческих терминах, я использую на уроке игру “Литературное лото”, которая вызывает большой интерес у учащихся. Эта игра ориентирована на индивидуальную работу. На небольшом листе бумаги, разделенном на шесть частей, указываю названия теоретико-литературных понятий. Второй лист разрезаю на шесть карточек (на них обязательно должно быть какое-то изображение). На чистой стороне написаны определения теоретико-литературных терминов. Ученик читает написанное на карточках и закрывает ими соответствующие термины в таблице. Я переворачиваю карточки: если нет искажений в рисунке, задание выполнено правильно.

Литературное лото

завязка

кульминация

композиция

развязка

эпилог

экспозиция


Событие, с которого начинается действие в художественном произведении.



Точка наивысшего напряжения, в развитии действия




Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.

Положение действующих лиц, которое сложилось в результате развития изображенных в нем событий.

Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображенных событий.

Вступительная часть сюжета, изображение в произведении общественной среды и жизненной обстановки.

Игру типа лото можно использовать при изучении любых теоретико-литературных понятий, если распределять их по группам. Это облегчает школьникам запоминание теоретико-литературных понятий.

Для закрепления знаний, умений и навыков необходимо упражнять учащихся в применении теоретических знаний на практике. Такая работа должна проводиться на каждом уроке. Необходимо не только закреплять теоретический материал, но и от класса к классу развивать и углублять первоначальное представление, иначе учащиеся не воспринимают произведение как единое целое.

Работа над изобразительно-выразительными средствами также проходит в несколько этапов:

1) запись определения в «Лирический словарик», находящийся в конце рабочих тетрадей по литературе,

2) теоретико-литературная разминка с целью повторить понятия, необходимые на данном уроке;

3) урок работы над стихотворением (с частичным или полным анализом). Поиски изучаемого тропа или другого средства художественной выразительности;

4) работа с «Пейзажным словариком» (дома или на уроке ): подбор слов с положительной и отрицательной эмоциональной оценкой для пейзажных зарисовок;

5) стилистический (лингвистический ) эксперимент, цель которого подбор эпитетов с аргументацией (чаще всего ), сопоставление их с авторскими.

6. Работа с деформированным текстом с целью: ввести в текст изобразительно-выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой. конкретной ( время года, настроение, время суток ), выразительной. Например, такой текст:

Встреча с … лесом.

Я шагнул(а) на … тропинку и замер(ла) от … . Меня обступили … деревья. Рукой я дотронулся(лась) до … березок. Залюбовался(лась) … дубом. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался(лась) под … елью, приподняв ее … . Деревья как … . У каждого свой характер, его нужно … .

К. Валя создала такой текст:

Встреча с утренним лесом.

Я шагнула на убегающую тропинку и замерла от тишины. Меня обступили молчаливые деревья. Рукой я дотронулась до сонной березки. Залюбовалась крепышом-дубом. Замерла рядом с трусихой-осинкой и пошепталась с ней. Спряталась под спящей елью, приподняв ее лапы. Деревья как тайна. У каждого свой характер, его нужно разгадать.

6. Составление кроссвордов. Положительны эффект этого вида работы: точная и осознанная формулировка терминов, орфографическая зоркость, развитие логического мышления, воображения, воспитание аккуратности.

7. Создание творческих работ. Например: создайте пейзажную зарисовку, использую эпитеты (1 вариант), сравнения (2вариант), олицетворения (3вариант).

Длительная, кропотливая, целенаправленная работа на каждом уроке дает положительные результаты.

Вопрос об эффективности работы по теории литературы в школе может решаться только в конкретном воплощении, в связи с анализом художественного произведения или литературно-критической статьи. Поэтому можно говорить о взаимодействии двух систем: системы анализа художественного произведения и системы изучения теоретико-литературных понятий.

Рекомендуемая литература:

  1. Альбеткова Р. И. Изучение вопросов теории литературы в 4-ом классе // Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература для 4-го класса / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1985. - С. 13 - 30.

  2. Альбеткова Р. И. Теория литературы в системе литературного образования // Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985. - С. 126 - 143.

  3. Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью // Вопросы анализа литературного произведения в школе / Под ред. Л. И. Тимофеева. М., 1962. - С. 148 - 184.

  4. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976.

  5. Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе (4 - 10 классы): Пособие для учителя. М., 1983.

  6. Беляев М. А. К вопросу об изучении в 8-ом классе драматического и эпического образа-персонажа // Преподавание литературы в 8-ом классе / Под ред. проф. В. В. Голубкова. М., 1958. С. 51 - 110.

  7. Беляев М. А. Проблема связи преподавания литературы с жизнью // Опыт совершенствования преподаваниялитературы в старших классах / Под ред. В. В. Голубкова. М., 1961. - С. 7 - 49.

  8. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

  9. Володина И.В. Формирование представлений об авторе на уроках литературы как методическая проблема / / Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: Сб. ст. Вологда: Вологод. гос. пед. ин-т, 1984. С.21.

  10. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.

  11. Звягинцева Г. К. О формировании теоретико-литературного понятия "герой литературного произведения" в 4-ом классе // Методика преподавания литературы в средней школе. Л., 1975. - С. 108 - 115.

  12. Изучение учащихся в процессе преподавания литературы (из опыта работы) / Под ред. Н. И. Кудряшева и Н. Д. Молдавской. М., 1959

  13. Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят...": Из опыта работы; Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.

  14. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.- 249 с.

  15. Липаев А. А. Изучение теории русской литературы в старших классах национальной школы. М, 1962.

  16. Локтионова Н. П. Изучение теории литературы в школе. Вопрос о художественной условности в курсе литературы // Совершенствование преподавания литературы в школе / Под ред. Г. И. Беленького. М., 1986.

  17. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей./ Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. в 2-х ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.- 228 с.

  18. Прокофьев И. И. Об изучении теории литературы в 8-ом классе // Преподавание литературы в 8-ом классе / Под ред. проф. В. В. Голубкова. М., 1958.

0

Из опыта работы

Понятия теории литературы на школьных уроках

Житкова Любовь Константиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Центр образования №7 им. Дунина- Горкавича А.А.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!