Из опыта работы
Понятия теории литературы на школьных уроках
Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения
Усвоение на уроках теории литературы имеет важное образовательно-воспитательное значение. Эта работа способствует углублению восприятия литературных произведений, формирует навыки самостоятельного анализа текста, активизирует мыслительную деятельность, воспитывает эстетический вкус. Для этого необходимы два условия: 1) систематическое изучение, углубление и расширение теоретико-литературных понятий, 2) осознание учителями и учащимися необходимости овладения теоретико-литературными понятиями для успешного изучения литературы.
Освоение теоретико-литературных понятий - один из самых сложных вопросов в методике преподавания литературы в школе. Это связано с восприятием произведения как единой идейно-художественной и речевой системы. Школьники (особенно учащиеся 5-6-х классов) затрудняются объяснить роль теоретико-литературных понятий, многие из них не понимают, почему автор использует те или иные приемы и средства.
Многие методисты делят теоретико-литературные понятия на несколько групп:
1) изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения;
2) тема, идея, композиция и ее составные элементы, приемы характеристики литературного персонажа;
3) роды и жанры художественной литературы;
4) проблемы стихосложения.
Такая классификация относительна, так как существует систематическая связь между теоретическими понятиями. В средних классах к первым двум группам теоретических понятий можно обращаться практически на каждом уроке.
Оформляем таблицу.
Группы теоретико-литературных понятий
Cюжет и его составные части | Приемы характеристики литературного героя |
1) экспозиция | 1) портрет |
2) завязка | 2) авторская оценка |
3) кульминация | 3)характеристика другими персонажами |
4) развязка | 4) пейзаж |
5) эпилог | 5) речь |
| 6) интерьер |
| 7) деталь 8) диалог |
Первая графа таблицы помогает учащихся сохранить в памяти составные части сюжета произведения. Не нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся запомнили определения всех предложенных терминов. Достаточно воспользоваться схемой для разбора, предложенной М. А. Рыбниковой.
с
а b d e
где a - экспозиция, b - завязка, с - кульминация, d - развязка, e - эпилог.
Учащимся необходимо разъяснить, что «треугольник» без оснований - а, е - означает, что в произведении нет экспозиции и эпилога.
Схема лёгкая, однако, учащиеся не всегда точно могут определить, что является в данном тексте кульминацией или завязкой. Эти навыки закрепляются постепенно.
Вторая графа "Приёмы создания характеристики литературного героя" не требует особых комментариев. Пояснения необходимы только к терминам "интерьер", "деталь".
Я не предлагаю учащимся определение научных терминов, а учу их подбирать цитаты из художественных произведений, чтобы показать, какие средства используют писатели для создания характера героя.
Постепенно у школьников накапливается определенный опыт по использованию представленных в таблице теоретико-литературных понятий. Покажу это на примерах. В ходе анализа рассказа «Бирюк И.С. Тургенева я обращаюсь к учащимся с вопросом: «Какие художественные приемы использовал писатель для проникновения в сложный образ главного героя?". Опираясь на таблицу, школьники отмечают следующие средства:
Интерьер – описание избы, в которой живет лесник, - говорит о бедности и нищете и вызывает чувство жалости.
Портрет лесника, рисующий его характер, то есть психологический портрет: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо: из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза».
Характеристика другими персонажами. Рассказчик из разговора с лесником узнает, что перед ним Бирюк. Автор слышал много интересных рассказов о леснике. Орловские крестьяне отрицательно характеризовали Бирюка как человека, так как он не дает им воровать лес.
Диалог. Последняя часть рассказа - «Пойманный мужик в избе лесника» - имеет особенно важное значение, так как в диалоге раскрывается внутренний мир Бирюка. Первая просьба мужика не произвела на лесника впечатления:
- «Отпусти … Отпусти… с голодухи… отпусти…
-Знаю я вас, - угрюмо возразил лесник, - ваша вся слобода такая – вор на воре».
Далее мужик напоминает Бирюку о тяжелой жизни крепостных крестьян, объясняет, что их нужда заставляет воровать:
-«Отпусти, - твердил мужик, - прикащик… разорены… во как… отпусти!
-Разорены!.. Воровать никому не след.
-Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. Ваш- то сам знаешь, заест, во как».
Бирюк не соглашается, но начинает задумываться. Мужик опять просит:
-Отпусти… с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто во как, приходится.
-А ты все-таки воровать не ходи.
Потом мужик начинает просить за лошадь:
-Лошаденку – то, - продолжал мужик, - лошаденку – то, хоть ее - то… один живот и есть… отпусти!
Бирюк как бы оправдывается:
-Говорят нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут, вас баловать тоже не приходится.
Мужик продолжает просить. Бирюк объясняет ему: «Не видишь, что ли барина?» Просьбы не очень сильно подействовали на лесника. Тогда «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…»
Из диалога становится понятно, что грозный и суровый с виду, Бирюк человек добрый и отзывчивый.
5) Авторская характеристика: «Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».
6) Пейзаж. Описание грозы связано с основным событием рассказа и помогает раскрыть характер героя.
Как видно из примеров, зная, какие приемы использует автор для характеристики литературного героя, учащиеся могут самостоятельно найти соответствующие примеры в тексте.
На примере рассказа «Бирюк» можно показать зависимость построения произведения от авторского замысла. Для этого выделяем элементы сюжета. Можно предложить несколько вариантов схем, чтобы учащиеся самостоятельно выбрали правильную, т.е. ту, которая подходит к тексту. Если возникает спор или учащиеся затрудняются определить основные элементы сюжета, задаем им вопросы, которые позволяют проследить за развитием событий. Выясняем, есть ли в тексте экспозиция. Школьники отмечают, что рассказ начинается с экспозиции – это описание грозы, знакомство с героями и местом действия. Завязкой они считают сцену поимки мужика, срубившего дерево. Иногда между учащимися возникает спор: некоторые из них эту сцену считают кульминацией. Но многие учащиеся правильно определяют кульминацию рассказа: «В поимке мужика еще раз подтверждается то, что говорят о леснике крестьяне. Ничего нового, неожиданного мы не узнаем о нем. Самым напряженным моментом в развитии действия я считаю решение Бирюка отпустить мужика. Именно в этой сцене раскрывается характер лесника. Мы с нетерпением ждали, чем все это закончится. Даже рассказчик не ожидал такого разворота событий. Бирюк, наверное, сам не смог бы объяснить, почему он так поступил». Развязка не вызывает сомнений – это оценка автором поступка лесника. Эпилог отсутствует. Неизвестно, что станет с Бирюком через несколько лет.
Когда же возникает необходимость активизировать память и знания учащихся о литературоведческих терминах, я использую на уроке игру “Литературное лото”, которая вызывает большой интерес у учащихся. Эта игра ориентирована на индивидуальную работу. На небольшом листе бумаги, разделенном на шесть частей, указываю названия теоретико-литературных понятий. Второй лист разрезаю на шесть карточек (на них обязательно должно быть какое-то изображение). На чистой стороне написаны определения теоретико-литературных терминов. Ученик читает написанное на карточках и закрывает ими соответствующие термины в таблице. Я переворачиваю карточки: если нет искажений в рисунке, задание выполнено правильно.
Литературное лото
завязка | кульминация | композиция |
развязка | эпилог | экспозиция |
Событие, с которого начинается действие в художественном произведении. | Точка наивысшего напряжения, в развитии действия | Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. |
Положение действующих лиц, которое сложилось в результате развития изображенных в нем событий. | Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображенных событий. | Вступительная часть сюжета, изображение в произведении общественной среды и жизненной обстановки. |
Игру типа лото можно использовать при изучении любых теоретико-литературных понятий, если распределять их по группам. Это облегчает школьникам запоминание теоретико-литературных понятий.
Для закрепления знаний, умений и навыков необходимо упражнять учащихся в применении теоретических знаний на практике. Такая работа должна проводиться на каждом уроке. Необходимо не только закреплять теоретический материал, но и от класса к классу развивать и углублять первоначальное представление, иначе учащиеся не воспринимают произведение как единое целое.
Работа над изобразительно-выразительными средствами также проходит в несколько этапов:
1) запись определения в «Лирический словарик», находящийся в конце рабочих тетрадей по литературе,
2) теоретико-литературная разминка с целью повторить понятия, необходимые на данном уроке;
3) урок работы над стихотворением (с частичным или полным анализом). Поиски изучаемого тропа или другого средства художественной выразительности;
4) работа с «Пейзажным словариком» (дома или на уроке ): подбор слов с положительной и отрицательной эмоциональной оценкой для пейзажных зарисовок;
5) стилистический (лингвистический ) эксперимент, цель которого подбор эпитетов с аргументацией (чаще всего ), сопоставление их с авторскими.
6. Работа с деформированным текстом с целью: ввести в текст изобразительно-выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой. конкретной ( время года, настроение, время суток ), выразительной. Например, такой текст:
Встреча с … лесом.
Я шагнул(а) на … тропинку и замер(ла) от … . Меня обступили … деревья. Рукой я дотронулся(лась) до … березок. Залюбовался(лась) … дубом. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался(лась) под … елью, приподняв ее … . Деревья как … . У каждого свой характер, его нужно … .
К. Валя создала такой текст:
Встреча с утренним лесом.
Я шагнула на убегающую тропинку и замерла от тишины. Меня обступили молчаливые деревья. Рукой я дотронулась до сонной березки. Залюбовалась крепышом-дубом. Замерла рядом с трусихой-осинкой и пошепталась с ней. Спряталась под спящей елью, приподняв ее лапы. Деревья как тайна. У каждого свой характер, его нужно разгадать.
6. Составление кроссвордов. Положительны эффект этого вида работы: точная и осознанная формулировка терминов, орфографическая зоркость, развитие логического мышления, воображения, воспитание аккуратности.
7. Создание творческих работ. Например: создайте пейзажную зарисовку, использую эпитеты (1 вариант), сравнения (2вариант), олицетворения (3вариант).
Длительная, кропотливая, целенаправленная работа на каждом уроке дает положительные результаты.
Вопрос об эффективности работы по теории литературы в школе может решаться только в конкретном воплощении, в связи с анализом художественного произведения или литературно-критической статьи. Поэтому можно говорить о взаимодействии двух систем: системы анализа художественного произведения и системы изучения теоретико-литературных понятий.
Рекомендуемая литература:
Альбеткова Р. И. Изучение вопросов теории литературы в 4-ом классе // Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература для 4-го класса / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1985. - С. 13 - 30.
Альбеткова Р. И. Теория литературы в системе литературного образования // Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985. - С. 126 - 143.
Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью // Вопросы анализа литературного произведения в школе / Под ред. Л. И. Тимофеева. М., 1962. - С. 148 - 184.
Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976.
Беленький Г. И., Снежневская М. А. Изучение теории литературы в средней школе (4 - 10 классы): Пособие для учителя. М., 1983.
Беляев М. А. К вопросу об изучении в 8-ом классе драматического и эпического образа-персонажа // Преподавание литературы в 8-ом классе / Под ред. проф. В. В. Голубкова. М., 1958. С. 51 - 110.
Беляев М. А. Проблема связи преподавания литературы с жизнью // Опыт совершенствования преподаваниялитературы в старших классах / Под ред. В. В. Голубкова. М., 1961. - С. 7 - 49.
Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
Володина И.В. Формирование представлений об авторе на уроках литературы как методическая проблема / / Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: Сб. ст. Вологда: Вологод. гос. пед. ин-т, 1984. С.21.
Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.
Звягинцева Г. К. О формировании теоретико-литературного понятия "герой литературного произведения" в 4-ом классе // Методика преподавания литературы в средней школе. Л., 1975. - С. 108 - 115.
Изучение учащихся в процессе преподавания литературы (из опыта работы) / Под ред. Н. И. Кудряшева и Н. Д. Молдавской. М., 1959
Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят...": Из опыта работы; Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.- 249 с.
Липаев А. А. Изучение теории русской литературы в старших классах национальной школы. М, 1962.
Локтионова Н. П. Изучение теории литературы в школе. Вопрос о художественной условности в курсе литературы // Совершенствование преподавания литературы в школе / Под ред. Г. И. Беленького. М., 1986.
Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей./ Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. в 2-х ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.- 228 с.
Прокофьев И. И. Об изучении теории литературы в 8-ом классе // Преподавание литературы в 8-ом классе / Под ред. проф. В. В. Голубкова. М., 1958.
0 | Из опыта работы Понятия теории литературы на школьных уроках Житкова Любовь Константиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Центр образования №7 им. Дунина- Горкавича А.А.» |