СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по теме "Формирование экологической культуры в интеграции урочной и внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Наша планета существует 4,5 млрд. лет. Такой долгий период трудно себе представить. Давайте вычеркнем в этом числе все нули, получится 5 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Современный человек родился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился возделывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители земли смогут спасти планету.

          Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям.

          Горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по теме "Формирование экологической культуры в интеграции урочной и внеурочной деятельности"»

Опыт работы Мидончевой Татьяны Викторовны, учителя биологии МКОУ Вальдиватская СШ им. Г.А. Жукова, по теме

«Формирование экологической культуры в интеграции урочной и внеурочной деятельности»


Вот она летит, маленькая капля!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!


Наша планета существует 4,5 млрд. лет. Такой долгий период трудно себе представить. Давайте вычеркнем в этом числе все нули, получится 5 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Современный человек родился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился возделывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители земли смогут спасти планету.

Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям.

Горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные.

Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид.

Каждую неделю мы теряем один вид растений.

5 млрд. тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.

На грани превращения в пустыню 200 млрд. кв. км. пахотных земель. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым жителем планеты. Когда учитель говорит такие сведения на уроке, то одни дети очень переживают, им становится страшно. Они спрашивают, а что же делать? Другие безразличны. Возникают проблемы: как воспитать поколение неравнодушных, деятельных людей, способных в будущем решать проблемы экологии.

Как сформировать экологическую культуру, привить любовь к животным, растениям, всему живому, умение видеть красоту, патриотическое самосознание, бережное и рациональное отношение к природе. В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т.е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя человеческой культуры.

Один из наиболее осязаемых результатов экологического пути – воспитание экологической культуры.

В основе моей педагогической концепции лежит нравственно- патриотическое воспитание школьников на основе любви к живой природе.

Ведущая идея опыта:

формирование основ нравственного воспитания через экологию в интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Личная концепция:

- реализация основ нравственного воспитания на основе экологии;

- организация практической, исследовательской, проектной деятельности;

- расширение экологических знаний по биологии, химии.

Цель: воспитание нравственности и экологической культуры как качественного новообразования личности, формирование совокупности экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

Задачи:

1. Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного и нравственного развития личности;

2. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

3. Развитие таланта и способностей как особой ценности.

Теоретической базой опыта являются труды учёных-педагогов, методистов (Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский и др.).

В своем выступлении я попробую доказать состоятельность системы школьного экологического воспитания, которая подразумевает под собой интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

- Изучение вопросов экологии на уроках биологии и химии.

- Большую роль в активизации экологической работы в школе играет внеурочная деятельность. С учащими 5-7 классов в соответствии с требованиями ФГОС реализую программу курса «Юные лесоводы». Руковожу деятельностью кружка «Школьное лесничество».

Использование на уроках и во внеурочной деятельности различных методов позволяет отойти от сложившихся стереотипов, давать учащимся определённую сумму знаний, заставляет формировать компетенции в различных сферах деятельности.

При реализации опыта я использую следующие методы:

1. Игровой метод.

2. Проблемный метод.

3. Проектный метод.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы по предметам (биология и химия) является урок.

Сквозная нить связывает параграфы учебников по моим предметам с экологией, с темой охраны природы.

Как же я работаю с вопросами экологии? На уроках я люблю использовать проблемный метод обучения. Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным и уместным здесь будет высказывание Ф.М. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» Приведу примеры некоторых фундаментальных тем, которые являются основополагающими.

Тема: «Фотосинтез». Через проблемные вопросы учащиеся выводят уравнение жизни на планете, дают обоснование того, как это важно. И что нужно знать и делать, чтобы кислорода было больше.

Тема: «Нефть и способы её переработки». Создаю проблемную ситуацию - почему СМИ нам сообщают каждый день цены на нефть? Какие способы переработки нефти наиболее безопасны для экологии и наиболее эффективны для н/х? Сколько осталось нефти на планете? Найдена ли альтернатива? Почему нефть невыгодно использовать как топливо? Какой урон наносит разлив нефти окружающей среде? Почему это так губительно?

В каких экологических вопросах должны разбираться специалисты нефтяной отрасли? Прямых ответов на такие вопросы в учебнике нет, и учащиеся, разматывая данный клубок, вспоминают вопросы биологии, обществознания, экологии и т.д. Используют дополнительные источники информации.

Красной нитью при изучении биологии являются вопросы изучения редких и исчезающих растений и животных. Использую материалы Красной книги России и Ульяновской области, книгу «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области» (в ней собран материал по Карсунскому району). При беседе учащиеся мне отвечают, что президент России В.В. Путин участвует в спасении редчайших животных - уссурийских тигров, участвовал в спасении стерхов. И это достойно уважения, нам всем хороший пример для подражания.

Использую самостоятельную работу как способ выработки ключевых компетенций. В 9-11 классах дети, получив задания и вопросы, самостоятельно готовят сообщения по биологическому краеведению, экологическим проблемам. При изучении темы «Биосфера» рассматриваем экологические проблемы села, района. По этой теме был проведен бинарный урок совместно с учителем физики. А при изучении темы «Антропогенез» ставлю во главу угла высшее существо планеты - человека, помогаю учащимся раскрыть вопросы о равенстве всех рас, о том, к чему приводит расовая дискриминация, также о спасении человеческой цивилизации. Стараюсь заинтересовать и привлечь внимание учащихся ко всем животрепещущим вопросам, которые касаются каждого человека, от которых зависит здоровье нации, жизнь нации и всего человечества. Начинаем с глобальных проблем и заканчиваем вроде бы маленькими. Но всё маленькое превращается в большое. Мы не можем изменить сложную ситуацию, но обучая и воспитывая учащихся в ключе экологической культуры, мы обеспечиваем надёжное будущее. Я, как учитель, должна создать все условия не только для усвоения результатов системы знаний, но и понимания пути их приобретения.

Проектно-исследовательская деятельность, подготовка презентаций - с помощью этих приёмов дети обращаются к жизни, интересам, поступкам конкретных людей, осознают проблемы экологии, ищут ответы на вопросы. Экологическое воспитание обогащает нравственный опыт личности - важный элемент патриотического сознания школьников.

Существует много форм организации внеклассной работы по биологии и химии. В нашей школе она реализуется средствами экологической организации «Берегиня», которая существует более 15 лет и накопила уже довольно внушительный опыт.

Детская экологическая организация «Берегиня» - это стержень всей воспитательной работы, база массового включения учащихся в экологическую деятельность.

Исходя из актуальности проблемы формирования экологической культуры и экологического воспитания определяются три основных направления работы в этой области:

1. Образовательное.

Это направление осуществляется через уроки, через усвоение учебного материала на уроках химии и биологии, через деятельность кружка.

2. Практическое.

Это направление осуществляется через участие в экологических акциях, операциях, которые у нас проводятся ежегодно. И, как правило, акции перерастают в проекты.

Экологическая акция «Помоги птицам зимой». Ребята изготовляют кормушки и вывешивают их на улице. Приносят корм. Наблюдают за птицами.

Экологическая акция «Парк моего детства». Во время этой акции учащиеся благоустраивают территорию (школа расположена на территории парка): убирают мусор, сухую траву, разбивают клумбы. О клумбах - отдельное слово, они достойны восхищения! В летний период школьный двор благоухает, такая красота никого не оставляет равнодушным! Здесь красуются сальвии, астры, бархотки, пионы, розы и десятки других цветов. И мне кажется большим достижением в воспитании учащихся то, что никому в голову не приходит рвать цветы, топтать клумбы, в то время как через территорию школы пролегает тропинка, по которой ходят все жители села. А объясняется это просто - на клумбах работают все от мала до велика: учащиеся, учителя, родители. Приезжают люди из разных городов, и нам очень приятно слышать, что в городах таких цветников в школьных дворах нет. Такое вот воспитание красотой! И вряд дети, которые берегут каждый цветок, смогут в дальнейшем нанести вред природе. Они так не воспитаны!

Экологическая акция «Родник моего детства» - акция, которая помогает выяснять состояние родников, восстанавливать их. В свое время был облагорожен учащимися и учителями нашей школы родник Владимирской Божьей Матери (построена часовенка, установлен сруб), но время идёт, всё меняется. Выполняя исследовательскую работу с ученицей 9 класса Кулагиной Юлей «Исследование топонимов нашего села» мы выявили проблемы, которые требуют принятия незамедлительных мер. Родник Владимирской Божьей Матери подтоплен бобрами, родник Зимнячий ключ разрушен стадом животных. И нам предстоит работа по восстановлению этих объектов природы.

В рамках экодесантов на местный пруд и операции «Чистая речка» ежегодно производится очистка водоемов села, которые являются местом отдыха для всех жителей и приезжающих, от бытового мусора.

«Посади дерево» - экологическая акция, которая способствует озеленению нашего села, учащиеся обновляют старый парк, высажены саженцы сосны, дуба, березы, каштана. В 2012 году реализацией проекта «И будут яблони цвести…» положено начала возрождению школьного сада. Также ежегодно выпускники школы пополняют растениями аллею выпускников.

В этом году мы расширили свою деятельность, т.к. в школе был возрожден кружок «Школьное лесничество», который предполагает сотрудничество школы и Карсунского лесхоза. Представители лесхоза помогали готовить учащихся к Областному слёту школьных лесничеств, который прошёл в октябре этого года в оздоровительно-образовательном центре «Юность» г. Димитровграда. Кружковцы приняли участие в областном юниорском лесном конкурсе «Подрост» в номинации - защита исследовательских работ по лесоведению и лесоводству. С исследовательской работой «Влияние рубок и ухода за лесом на формирование ценных лесных насаждений» выступила ученица 10 класса Мидончева Оля. Работа получила хороший отклик, вошла в пятерку лучших. Главной целью такого сотрудничества является, конечно же, охрана и воспроизводство лесных ресурсов.

Слёт прошёл очень хорошо, ребята показали себя с хорошей стороны, у них появился большой интерес к изучению лесоведения. На кружке ребята узнают о профессиях, связанных с этой отраслью народного хозяйства, это хорошее поле деятельности по профориентационному направлению.

Ежегодно в летний период на базе школы организуется лагерь труда и отдыха. В последние 2 года он был профильным – экологическим. Программа деятельности лагеря была направлена на экологическое образование, организацию отдыха и оздоровления детей. Были поставлены задачи на экологическое просвещение учащихся через практическую природоохранную деятельность.

Особое место занимают походы и экскурсии по родному краю, которые давно уже стали неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процессов.

3. Третье направление – творческое. Одно из самых ярких, интересных и насыщенных событиями направлений.

Сюда мы отнесем традиционные экологические праздники:

- Международный день рек (14 марта);

- Синичкин день (12 ноября);

- Всемирный день животных (4 октября);

- Всемирный день журавля (13 сентября);

- Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня);

- День Волги (20 мая);

- День Земли (22 апреля);

- День птиц (1 апреля) и др.

Мероприятия, проводимые в эти дни, становятся самыми настоящими событиями в школьной жизни.

Интересно проходит праздник «День птиц», который проводится совместно с представителями лесхоза (это обязательный выезд в лес, развешивание скворечников, чай из самовара с ароматом сосновых шишек).

Традиционный экологический праздник «День Земли». Традиционно в этот день на торжественной линейке происходит посвящение в экологи учащихся 1 класса, которым старшеклассники повязывают зелёные галстуки – символы детской организации, а малыши дают клятву юного эколога. Далее каждый отряд (класс) в театрализованной форме отчитывается о проделанной работе и представляют на суд жюри результаты выполненных за год экологических проектов.

Учащиеся любят встречи с писателем Н.В. Нарышкиным – «певцом земли русской», который воспевает красоту своей малой Родины. Весь наш школьный коллектив бережно ухаживает за берёзкой, посаженной писателем на территории школы.

Традиционным стало проведение в апреле месячника «Природа и человек», в рамках которого проводятся разнообразные конкурсы: «Юный эколог», «Мой край родной», «Лес – наше богатство», классные часы, экологические патрули, трудовые десанты, субботники, разнообразные экологические акции и операции. Каждый год проводятся конкурсы рисунков, стихов, песен, плакатов на экологическую тему.

Разработка и оформление экспозиций, организация выставок и встреч с интересными людьми, изготовление поделок, макетов, реализация проектов -результат сотворчества детей и взрослых. Учащиеся нашей школы стремятся сделать жизнь красивее, стать настоящими экологами, которые в будущем сохранят природу, будут бережно к ней относиться.


Важным элементом является воспитание экологической культуры подрастающего поколения, повышение их экологической грамотности, формирования активного отношения к проблемам экологии. Мы следуем тем традициям, по которым жили наши предки. Они испокон веков бережно относились к местам, в которых обитали, считалось, что любая местность, дерево, растение имеет своего духа-хозяина, наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, радости, здоровья и долголетия.

И закончить выступление хотелось бы словами русского писателя, драматурга А.П. Чехова, который сказал «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». Так давайте же возьмем эти слова за призыв к действию и будем следовать им всегда.

Спасибо за внимание!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!