СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Народно-поэтическое творчество как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью, умеет реализовать себя в любом виде деятельности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Народно-поэтическое творчество как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»»

Из опыта работы
«Народно-поэтическое творчество как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»

Словесное творчество дошкольников - это продуктивная деятельность детей, выражающаяся в создании устных сочинений — сказок, рассказов, стихов и т. д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове свое отношение к произведениям искусства, свое мироощущение. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облечь его в форму связного повествования. Словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих черты конкретных образов, картин, явлений, представленных в сознании ребенка. Словотворчество – это сложный вид детского творчества, имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, культуроосвоения, самовыражения и самореализации.

Важным средством развития словесного творчества у старших дошкольников является народно-поэтическое творчество. Народно-поэтическое творчество - это массовое словесное художественное творчество того или иного народа. Совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и простым жизненным ситуациям.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью, умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь педагога будет образной, насыщенной сравнениями, метафорами, эпитетами, то в речевом развитии дошкольников будут положительные результаты.   В развитии словотворчества дошкольников хорошо помогает детский фольклор, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

В работе с детьми использую малые фольклорные формы. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, дразнилки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, считалки, загадки, пословицы, поговорки, приговорки, проговорки, скороговорки, чистоговорки, приметы, присказки, страшилки, попевки, припевки, шутки, докучные сказки, перевертыши. Их влияние на развитие речи детей очень велико и неоспоримо.

Несколько слов об этих формах детского фольклора:

-  Потешки – игры взрослого с ребенком.

-  Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

-  Заклички – обращения к явлениям природы.

-  Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

-  Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей.

- Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи.

-   Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны  поведения ребенка.

-   Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

-    Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Эти формы народно-поэтического творчества в своей работе использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Немного подробнее об использовании детского фольклора в играх с детьми, ведь игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых есть простые попевки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. К примеру, в игре «Стадо» мы проговариваем нараспев закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие фантазии и выдержки. Например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками. В игре используем припевку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую разные формы народно-поэтического творчества, – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх («У бабы Фроси», «У дедушки Трифона». «У Маланьи, у старушки» и др.) выполняем разные движения кистями рук, часто пританцовывая, вместе с движениями произносим нараспев слова. Например:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)

Все каши просят,

Все криком кричат.

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – в перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

Дошколята очень любят шутки и веселье. Поэтому применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Здорово, кума!

- На рынке была.

- Никак, ты, кума, глуха?

- Купила курицу да петуха!

- Прощай, кума!

- Пять рублей дала.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.  Например, игра-инсценировка «Теремок» (с масками), которую дети любят разыгрывать, как маленький спектакль. Такие инсценировки мы делаем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и неудачи. В таких случаях дети учатся более доброжелательно относиться друг к другу.

Народно-поэтическое творчество - неоценимое богатство нашего народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Благодаря русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным и т. д., в которых используются доступные и понятные дошкольникам яркие образы добра и зла, ребенок легче входит в окружающий мир через сопереживание лирическим героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, т.е. вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Таким образом, народно-поэтическое творчество - часть национальной культуры, которая концентрирует в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, является действенным фактором социализации и развития личности ребенка, пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно - нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи и словесного творчества наших воспитанников.







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!