СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье я постаралась отразить весь накопленный мною опыт за межаттестационный период.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Из опыта работы учителя химии Калмыковой Т.И.

Региональный инновационный опыт



Жить — вот ремесло, которому я хочу учить

его (воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала

его с места на место он всегда будет на своём месте.

Ж. Русо

Вот уже 38 лет я работаю учителем химии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» В 2014году прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию. Преподаю химию с 8-11 класс. Веду элективный курс «Решение расчетных задач» в 8, 9 11 классах.



Моя позиция

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем химии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.



1.Условия обеспечения качества образования

Качество образовательных программ



Наиболее перспективной в реализации школьного химического образования я считаю является программа и учебно-методический комплект автора Рудзитис Г.Е. Указанная программа отвечает обязательному минимуму содержания основного и среднего образования и построена по концентрическому принципу, который находит отражение не только по ступеням обучения, но и по изложению содержания в каждом классе. Достоинством этого учебно-методического комплекта являются пособия: «Настольная книга для учителя» и «Настольная книга для учащихся». Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения химии, что важно в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ. Пособие для учащихся содержит контрольные и проверочные работы, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.

В подготовке к ЕГЭ использую пособия по аттестации серии «Единый государственный экзамен». Для проведения элективных курсов в 9 классе за основу беру «Сборник элективных курсов» автора Н.В. Ширшина. Мультимедийные пособия: «Органическая химия 10-11 класс», «Химия общая и неорганическая», «Самоучитель «Химия для всех», «Виртуальная лаборатория», «Уроки Кирилла и Мефодия»., неотъемлемой частью проведения уроков химии на современном уровне.

Итак, важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:

его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;

умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.







Качество ресурсного обеспечения

Важное значение в обучении химии имеет химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Учебное оборудование представлено учебно – наглядными пособиями: 1.Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности , приборы; 2.Модели объектов; 3. Печатные пособия; 4. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер. Благодаря победе школы в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2008 году, дало возможность оборудовать кабинет в соответствии с требованиями, создать комфортные учебные условия для учащихся.



Уровень квалификации аттестуемого

В настоящее время имею первую квалификационную категорию. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации, а также участие в районных методических объединениях. Наиболее удачные выступления: «Контроль знаний учащихся» - 2017 год, «Метод проектов на уроках химии» - 2018 год, «Подготовка учащихся к итоговой аттестации» - 20017 год.



2.Качество проектирования и реализации процесса обучения

Актуальность

(в ответах на вопросы)



Почему у детей пропадает интерес к учебе?

Какой заказ должна выполнять современная школа с учетом требований информационного общества?

Как меняется в настоящее время парадигма образования?

Как организовать деятельность учеников по использованию в учебном процессе информационных технологий?

Может ли образование быть индивидуализированным, функциональным и эффективным?

Как учесть в обучении послешкольные жизненные планы учащихся?

Как разработать дидактическую систему урока индивидуализированного обучения?

Что такое исследовательская деятельность и чем она отличается от проектной?

Объект исследования: самостоятельная учебная деятельность с использованием ИКТ и метода проектов.

Предмет исследования: персонификация образования и связана с ней реализация идеи свободы и духовного развития человека, приобретения им опыта самовыражения, в том числе эмоционального опыта осознания собственной индивидуальной ценности и ценности других мировоззренческих систем.

Гипотеза: Внедрение новых технологий, ориентированных на формирование основных механизмов мыслительной деятельности даст нам ученика способного мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, имеющего хорошо развитые аналитико-синтетические способности, т.е. обратимый мыслительный процесс, обладающего гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющего умственную самостоятельность.



Цель: Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ и проектной деятельности на уроках химии



Задачи:

1.Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

2.Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

3.Формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся,

4.Формировать навыки работы в команде по разработке минипроектов,

5.Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения с использованием ИКТ,

6.Формировать навыки самоконтроля при работе с ПК.

Технология опыта

Для решения поставленных задач использую ИКТ, метод проектов, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам.

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения химии – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.

Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

На уроках по химии и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу химии 8 – 11 классов:

созданы презентации по темам - «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;

использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 – 11 классы;

использование Интернет-ресурсов:

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

Мир химии

ChemNet: портал фундаментального химического образования

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

Школьная химия

Электронная библиотека по химии и технике

Органическая химия: электронный учебник для средней школы;использование виртуальных экскурсий;

создание проектных и исследовательских работ:

созданы проектные работы по темам - «Витамины», «Д.И.Менделеев. Жизнь и научная деятельность»;

проведение виртуального химического эксперимента;

моделирование химических процессов и явлений;

решение расчетных и экспериментальных задач;

осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.

Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных web-страниц, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе 8 – 11 классов и создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. Поэтому они не боятся отвечать на уроках, имея такие «шпаргалки».

Например, при изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:

определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;

классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;

физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);

химические свойства веществ, с уравнениями реакций;

значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);

нахождение веществ в природе;

получение веществ в лаборатории и в промышленности;

интересное и необычное о данных веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе, о веществе, и о чём ничего не было сказано во время урока).

То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.



Использование ИКТ на уроках химии позволяет:



сделать урок более интересным, наглядным;

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

работать в интерактивном режиме;

визуализировать учебную информацию;

визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;

проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.

Одним из наиболее эффективных решений проблем, возникающих в процессе изучения химии, являетсяпроектная деятельность на уроках.



Метод проектов целесообразно применять, если



Существует проблема (интеграция знания, исследование).

Есть значимость результата (теоретическая, практическая).

Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.

Возможно структурирование (этапы) проекта.

Используются исследовательские методы:

– формулировка проблемы исследования;

– выдвижение гипотез её решения;

– формулировка целей и задач исследования

– обсуждение методов исследования;

– обсуждение способов оформления результатов;

– сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;

– получение результата, выводы.

Результат – творческий продукт.

Метод проектов дает возможность учащимся понять свою значимость, появляется уверенность в себе, возникает чувство удовлетворения, поэтому работать по методу проектов интересно. По числу участников проекта он может быть групповым, индивидуальным. Доминирующие методы в проекте - это исследовательские, имеющие структуру исследования, они предполагают обязательно гипотезу исследования и проведения эксперимента. При изучении темы «Вещества и их свойства» ученица 8 класса Полянская Олеся сделала проект «Уход за комнатными цветами». Цель ее работы – выяснить, как влияют различные растворимые в воде вещества на рост растений. Она провела эксперимент и выяснила, что добавка в воду спирта и кофе стимулирует рост растений, повышает их устойчивость к пониженным температурам. Для себя она наметила дальнейшую перспективу исследования. Защита ее проекта вызвала большой интерес в классе. Наибольший интерес у учащихся вызывают практико-ориентированные проекты, так как они четко ориентированы на результат. При решении проблемы загрязнения леса бытовыми отходами класс делится на группы по 4-5 человек. Группа пишет проект и защищает его. При групповой работе развиваются личностные качества человека, осуществляется активное общение самих учащихся. Такое общение приводит к сплочению коллектива, развитию нравственных качеств отдельной личности, ее творческой индивидуальности. В группах ученики сотрудничают, обмениваются информацией, помогают друг другу, осуществляют взаимный контроль. Группа анализирует условия, планирует свою деятельность, делит задания на части, которые выполняются отдельными учениками, обсуждают все, что сделано по проекту, и представляют его всему классу. Групповая форма работы позволяет более эффективно совершенствовать и знания, и умения, и личностные качества учащихся. Ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного личного выявления, иными словами, без применения в жизни никакое знание не имеет цены и не дает ожидаемых результатов.



Проекты, которые получили высокую оценку на школьном уровне



1.Человек ест, чтобы жить или живет, чтобы есть. Каут Виктория,2018

2.Здоровье человека – это бесценный дар природы, который трудно сохранить, но легко потерять. Мочалин Илья, ДжабраиловМаксим, 2016

3.Польза и вред чая. Ларин Ильшат -2019





Учебный год % качества

2016-2017 - 41 %

2017-2018 - 43 %

2018-2019 - 46 %



Наблюдается стабильное качество облученности по химии.



3.1 Достижения учащихся

Доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях растет.



Доля участия в олимпиадах и конференциях по химии среди старшеклассников



2016-2017уч. год – 5 участников

2017-2018 уч.год - 4 участников

2018 – 2019 уч.год -3 участников

Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы

Увеличивается количество выпускников, выбирающих химию в форме ЕГЭ, т.к. она им необходима для дальнейшего обучения.



Участие в олимпиадах различного уровня позволяет раскрыть учащимся свои способности, побыть в роли исследователя.

Позитивная динамика сформированности социальных компетенций учащихся

Среди моих выпускников есть врачи, учителя химии, ветеринары, специалисты по экспертизе продовольственных товаров, будущие фармацевты.

Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на химических знаниях. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.

Отзыв ученика

о работе учителя химии Калмыковой Т.И.

Химия - предмет интересный и в то же время необычный для учащихся и то, как его усваиваешь, напрямую зависит от преподавателя. Тамара Ивановна сделала для нас свой предмет одним из любимых в школьной программе. Она очень глубоко его знает и преподносит с любовью. Ее уроки отличаются целенаправленностью, разнообразием методов и приемов, изучаемый материал она связывает с реальной жизнью. На уроке работает весь класс. Тамара Ивановна очень отзывчивый человек, если ты чего-то не понял, она всегда объяснит и при этом расскажет еще очень много нового и интересного. Хочется отметить, что Тамара Ивановна постоянно ведет внеклассную работу, организует вечера, посвященные великим датам из истории химии. Мы, ученики Тамара Ивановна, с удовольствием участвовали в этих мероприятиях, а так же в школьных и районных олимпиадах по химии, где занимали призовые места.



Когда я поступила в университет, то не думала, что смогу конкурировать в знании химии с выпускниками лучших городских школ. Однако я убедилась – сельская школа тоже дает хорошие знания. От всей души хочется пожелать Тамаре Ивановне успехов и хороших учеников

Байчурин Ринат Рамисович, врач – кардиолог, г.Москва, выпуск 2006 года.

3.2 достижения аттестуемого



Интерес к предмету химия, напрямую зависит от организации внеклассной работы.

Уже который код в школе работает химический кружок для восьмиклассников, в рамках которого проводим КВНы, деловые игры, исследовательские проекты. Большой интерес у учащихся 9 класса вызывает элективный курс «Химия и космос», где ребята создают интересные

проекты : «Химический состав комет», «Химический состав астероидов», с которыми знакомят учащихся школы.

В настоящее время имею высшую квалификационную категорию. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации квалификации: «Интернет – технологии в образовании», «Управление воспитательным процессом по результату», «Особенности управления образовательным учреждением в условиях профильного обучения», а также участие в районных методических объединениях.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!