Из опыта работы
Я, Гинаева Лаура Весаниевна, – учитель начальных классов, имею среднее специальное педагогическое образование (Грозненский педагогический колледж). Стаж педагогической работы по должности 13 лет, учитель высшей квалификационной категории.
Конечно, обучение на этом не закончилось. Оно продолжается и по сей день: и на курсах повышения квалификации, и с введением новых стандартов образования. Ежедневно наши маленькие ученики преподносят нам такие жизненные задачи, что приходя на работу, и не догадываешься, что же может ждать тебя сегодня.
Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,- игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Поэтому для меня более приемлемы активные формы обучения в виде игры, разгадывания загадок, ребусов, проведение викторин, помогающие детям осваивать новый материал. Подобные задания придают обучению лёгкость, вызывая больший интерес к познанию. Игра, безусловно, вдохновляет детей. Ведь, как мы знаем, каждому присуще желание быть первым, лучшим. В связи с этим, темой для своего самообразования, я выбрала «Дидактические игры на уроках».
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Для активизации учащихся я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны. Новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений, направлены на развитие орфографической зоркости отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Сказочные герои: Буратино, Чипполино, Микки-Маус, Красная шапочка и многие другие, тоже хотят учиться и просят ребят решить задачу, ответить на вопрос, отгадать загадку, ребус.
В 1 классах проводились диагностические работы. По итогам исследований было рекомендовано сформировать детские группы для проведения дополнительных занятий в виде игры. По завершению первого полугодия проводились примерные проверочные работы. Они показали положительную динамику роста в развитие фонематического слуха, мелкой моторики руки, ориентирования в пространстве и развитии общего представления об окружающем мире.
Подобные результаты выявляют эффективность введения игры в образовательный процесс младших школьников.
В летнее время так же продолжилась работа по всестороннему развитию детей в виде игры.
С недавних пор особое внимание нацелено на проектную деятельность. Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Обычно такая работа проводится во внеурочное время и доставляет много побочных проблем. С точки зрения организации, теперь большая часть хлопот ложится на плечи ребят, а учителю лишь нужно координировать их усилия и при необходимости проводить мотивационные мероприятия.
Проектная деятельность это разновидность проблемного обучения, т.к. при выполнении проекта дети решают массу задач, они ставят перед собой цель, вопросы, на которые затем, в процессе работы, находят ответы.
В 1 классе мы с ребятами выполнили проект: «Моя семья». Проект был индивидуальный. С помощью родителей и учителя дети находили нужный материал. Работу над проектом вели по следующей схеме:
1.Технология организации проектной деятельности детей.
2.Возникновение необходимости создания данного проекта.
3.Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
4.Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления проекта.
5.Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
6.Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
7.Поиск и сбор материалов и инструментов.
8.Изготовление проекта.
9.Представление готового проекта.
10.Использование проекта на уроке.
11.Подведение итогов работы.
После того, как проекты были выполнены, проходила защита данных проектов на родительском собрании.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа - окружающий мир.
Цели данного проекта: осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом .
Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Заинтересовать родителей школьной жизнью детей.
Примерно по такому же принципу проводилась работа над проектом: «Зимующие и перелётные птицы» в 4 классе. В этот цикл входило несколько занятий на протяжении пяти месяцев.
Цель проекта.
• Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц .
• Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края.
• Формировать и развивать навыки творческой и коллективной работы
Задачи.
• Показать роль птиц в жизни человека.
• Обосновать необходимость охраны птиц.
• Принять личное участие в охране птиц родного края (изготовление и развешивание кормушек).
• Формировать бережное и заботливое отношение к природе.
Особое внимание в своей работе уделяю воспитательному процессу, целью которого является личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие , реализацию интеллектуально-духовных свойств личности.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
1. Развитие системы ученического самоуправления, формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы.
2. Воспитание коллективизма.
3. Создание условий для самореализации способностей личности младшего школьника в творческой деятельности.
4. Формирование культуры общения школьников.
5. Вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности класса и школы.
Класс объединяет единство целей и интересы. В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют различные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание. В течение учебного года дети принимали активное участие:
1) в конкурсе рисунков, посвящённых «Дню Матери»;
2) в конкурсе поделок «Дары осени»;
3) в новогодних представлениях для родителей;
4) в открытых классных мероприятиях;
5) в конкурсе чтецов «Очей очарованье»;
6) в конкурсе «Лучший читающий ученик».
Многие из моих воспитанников заняли призовые места и награждены грамотами.
А ещё со своим классом, совместно с родителями, мы организуем культурные выезды:
- экскурсионная поездка в город Грозный;
- посещение музея им. А.Х. Кадырова;
- пикники.
В этом году я являюсь классным руководителем двух классов: 3 «Б» и 7 «Б» классов. Мои семиклассники это дети, которые участвовали в проекте «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы». Проект был очень интересным и плодотворным. Мои ученики показывают высокое качество знаний. Они всесторонне развиты. Активно принимают участие в общественной жизни школы.
Для меня более приемлемы словосочетания: « учитель-наставник», «учитель-помощник», «учитель-друг».Такие взаимоотношения придают обучению лёгкость, вызывая больший интерес к познанию.
Закончить своё выступление хочу цитатой Фридрих Ницше «Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе».