Занятие разработано в соответствии с ФГОС с использованием рабочей тетради «Разговор о правильном питании», авторы: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.
Занятие проводится в форме исследования с использованием презентации, игровых ситуаций.
Тема занятия: «Из чего делают каши и как сделать кушу вкусной?»
Возрастная категория: 2 класс
Цель занятия:
Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
Расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;
Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу;
Сформировать представление о добавках для каш.
Личностные УУД:
Выбирать полезную для здоровья пищу.
Регулятивные УУД:
Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией.
Работать по предложенному учителем плану.
Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», контейнеры с крупами, картинки: злаковые растения, крупы, каши, мультфильм «Каша из топора», карточки с пословицами и поговорками, карточки с названиями круп и названиями каш, картинки с изображением каш и добавок к ним.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
правильном питании. Начнем наше занятие с того, что пожелаем друг другу
здоровья.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному.
И научишься всему!
Прошу садится и продолжаем с вами снова работать и помогать друг другу.
2. Актуализация проблемы.
-Ребята, давайте вспомним то, что сделает нашу жизнь разнообразной, интересной и будет полезно для здоровья и хорошего самочувствия. Ведь недаром говорится «Не всё полезно, что в рот полезло!»
1.Игра «Да, нет».(Да – хлопок над головой, нет – хлопок перед собой).
На столе лежит еда.
Руки нужно вымыть? (Да.)
Перед обедом наелся конфет.
Так поступать полагается? (Нет.)
Мама на стол накрывает всегда.
Ты иногда помогаешь ей? (Да.)
Вилкой в общий залез винегрет.
Так поступать полагается? (Нет.)
Запомни что – нет, запомни что – да,
И делать, как надо, старайся всегда.
- Отгадайте загадку и предположите, о чем пойдет речь на классном часе.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться
И что тут может получиться? (Каша)
- Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? (О каше)
Просмотр мультфильма «Каша из топора»
-Скажите, а можно сварить кашу из топора? (Нет)
2. Определение сферы исследования.
- Кто из вас любит есть каши, поднимите правую руку, а кто не любит – левую.
- Я надеюсь, что те ребята, кто поднял леву руку в конце классного часа поменяют свое отношение к каше.
- Скажите, вы хотите узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
3. Выбор темы исследования.
Тему нашего классного часа "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?"
-Ребята, сегодня вы будете исследователями и сами постараетесь дать ответы на поставленные вопросы.
4. Выработка гипотезы.
- Как вы думаете, из чего варят каши? (Дети высказывают свои предположения)
5. Сбор и обработка информации.
-Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
- Крупа получается из зёрен. Послушайте рассказ о зёрнышке.
-Это зерно. Посадили весной в землю маленькие зёрнышки. Вскоре из них появились зелёные ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с мелкими зёрнами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зёрна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зёрен сделали крупу, из которой можно варить кашу.
- Вот какой долгий путь прошла каша, прежде чем попасть к нам на стол. Её посадили, дождичек ее поливал, солнышко её грело. Осенью с полей убрали урожай и сделали из зерен крупу, а из крупы сварят кашу.
- Ребята, у вас на столах карточки с названиями круп и каш, которые можно из них сварить. Вам нужно соотнести карточки с названиями круп и каш.
Гречка | Рисовая |
Овес | Кукурузная |
Рис | Манная |
Пшеница | Овсяная |
Ячмень | Перловая |
Кукуруза | Гороховая |
Горох | Пшенная |
Просо | Гречневая |
(Ошибки пока не исправляются)
- Молодцы, это ваши предположения. А ведь вы хотите точно знать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной. В ходе занятия мы вернемся к заполненным вами таблицам.
- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться тетрадь на с. 25. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение-крупа-каша)
В этом нам поможет игра «Угадай»
1. Сидит мышка в золотой кубышке.
Мала малышка, золотая кубышка. (Просо).
Растение — просо, крупа — пшено, каша – пшённая (запись в тетради).
В ней много белка, она самая питательная.
2. Как во поле, на кургане, стоит курица с серьгами. (Овёс)
-Какую крупу получают из овса? (Дети находят овсяные хлопья среди других круп). Каша называется - овсяная (запись в тетради)
- Следом за крупами из гречихи по полезности следуют крупы из овса. Овсяные хлопья усваиваются очень хорошо. Из овсяной муки пекут блины, лепёшки, делают кисели и сладкое печенье. Каша из овсяной крупы называется ещё «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.
3. Черна, мала, крошка, соберут немножко.
В воде поварят, кто съест – похвалит. (Гречка)
- Из какого растения получают гречку? Как называется крупа?
- Каша из гречневой крупы называется – гречневая (записывают в тетради название каши)
- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?
-Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается, много растительных белков, жиров, углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В.
4. Встали в ряд богатыри,
Верно, службу служат.
Голова у них внутри,
Борода снаружи! (Кукуруза)
- Как называется каша из кукурузы? (Кукурузная)
5. В поле метелкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница, манка).
- Какую крупу получают из пшеницы? (Пшеничную и манную)
Кашу варят – пшеничную и манную (запись в тетради) Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. Манная крупа также относится к очень калорийным продуктам, поэтому её рекомендуется есть перед серьёзными нагрузками (контрольной, соревнованиями). Её ели даже богатыри.
6). Белая, на снег похожа. (Рис)
Особенность риса – он растёт в воде. Рис богат крахмалом и также легко усваивается.
7). В длинном домике зелёном
Много кругленьких ребят.
Меж собой они знакомы,
И все рядышком сидят. ( Горох)
- Какую кашу можно сварить из гороха? (Гороховую)
- А как называется каша из ячменя? (Ячмень – ячневая, перловая каша.)
- А теперь посмотрите на карточки, которые вы заполнили в начале урока, и исправьте допущенные ошибки. (На слайде 12 по щелчку появляются правильные ответы. Дети сверяют их со своими ответами)
-Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: "Он мало каши ел"? О ком так говорят? (Так говорят о слабых.)
-Правильно.
Сообщение заранее подготовленного ученика.
- Каша является древнейшим кушаньем русских людей. Первоначально наши далёкие предки крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зёрна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать для приготовления пищи огонь, это облегчило и ускорило этот процесс.
Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет. Самая же молодая каша – кукурузная (3 тыс. лет). Я очень люблю кашу и всем вам советую каждый день есть кашу на завтрак.
-В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события.
У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: "С ним каши не сваришь".
.
- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о кашах. Давайте соберём их.
Гречневая каша – | коли каши нет. |
Что за обед, | здоровым будешь. |
Хороша кашка, | пища наша. |
Если про кашку не забудешь, | матушка наша. |
Щи да каша – | да мала чашка. |
6. Физкультминутка «Сварим кашу».
Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все сожнём—
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.
7. Тренировочные упражнения.
-Если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной? Что в неё можно добавить? Кто не знает, вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло)
Ведь недаром говорят «Маслом кашу не испортишь».
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее? Давайте проверим ваши предположения, разгадав кроссворд.
(Загадки читает учитель.)
По горизонтали:
1.Я бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам
Во вред зубам (сахар)
2. Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок.
Чок-чок-чок-чок! (орех)
3. Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала (соль)
По вертикали:
4. Бело, а не вода,
Сладкое, а не мёд.
От бурёнки берут,
Деточкам дают (молоко)
5.Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,
Можем мы сварить …(варенье)
6. Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают (банан)
2) Работа в группах «Как сделать кашу вкусной?» (наклейки).
Работа в тетради.
- Хотите сварить свою кашу? Предлагаю поработать в тетради с.24 задание 1
( дети приклеивают наклейки с добавками в каши или рисуют их)
1 группа - рисовая каша, гречневая каша
2 группа - манная каша, кукурузная каша
3 группа - овсяная каша, пшённая каша
Рассказы детей:
Мы сварили манную кашу и добавили в неё…
-Очень вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.
3).Решение проблемной ситуации..
На слайде появляется надпись: «Суворовская каша».
- Ребята, что это за каша, из чего она приготовлена? Хотите ли вы узнать о ее возникновении?
Рассказ учителя. с изображением А.В.Суворова. видео ролик
При переходе через Альпы к полководцу Суворову пришёл повар и пожаловался: «Гороха мало, на кашу не хватит, перловка тоже на исходе, да и пшена не густо. Как накормить солдат?» Полководец моментально решил эту задачу. Он сказал: «Сыпь всё в один котёл». С тех пор кашу из разных круп называют в честь его фамилии.
- Кто этот полководец? (Суворов) А каша – суворовская.
- Как вы думаете, какую кашу надо есть, чтобы вырасти крепкими и здоровыми? (Учитель обобщает, приходим к выводу - разнообразную)
Каша исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша»- крутая, пересоленная, которую должен съесть молодой отец.
8. Итог
- Давайте поделимся впечатлениями о нашем занятии. Зачем нам нужно было это занятие? (Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться ит.д.).
- Что является рациональным завтраком? (Каша)
- Чем полезны каши? (Содержат питательные вещества, легко усваиваются, помогает быть крепкими и здоровыми)
- Из каких злаковых культур получают крупы? (Крупяных)
- Какая каша является самой ценной? (Гречневая)
- Какую рекомендуют есть перед контрольной и соревнованиями? (Манную)
9. Рефлексия деятельности.
1.Игра«Доскажи словечко».
Отгадай загадку нашу, не испортишь маслом… (кашу).
Любимая и желанная всем детям каша… (манная).
Всем детям рост обеспечивает, полезная каша … (гречневая).
Не спеша пережёвываем жёлтую кашу…(пшённую).
За обе щёки уписываем белую кашу …(рисовую).
Силы даёт и вес богатырь…(геркулес).
Я бегом бегу в столовую, кашу я люблю … (перловую).
Завтрак мы заканчиваем кашей вкусной… (ячневой).
Ложки дружно облизали и спасибо всем…(сказали).
Хоровое чтение стихотворения. Слайд 18
Чтобы стать весёлым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю детвора.
-Молодцы, теперь вы всё знаете о каше, и даже можете дома родителям помочь её приготовить. Надеюсь, что те ребята, кто в начале урока сказали, что не любят кашу, теперь поняли, как важно есть ее по утрам, чтобы быть крепкими и здоровыми.
Лесенка успеха
Дополнительно
Игра «Найди названия каш».
Раскрась разным цветом
з | б | м | а | н | н | а | я | р | и |
ш | о | в | с | я | н | а | я | н | у |
к | у | к | у | р | у | з | н | а | я |
в | у | п | ш | ё | н | н | а | я | т |
р | и | с | о | в | а | я | н | о | а |
р | о | п | е | р | л | о | в | а | я |
о | г | р | е | ч | н | е | в | а | я |